Виды работы над текстом
статья на тему

Овчаренко Людмила Ильинична

Теоретическая разработка "Виды работы над текстом" на уроках литературного чтения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_raboty_nad_tekstom.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе модернизации программа обучения литературному чтению общеобразовательной школы подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Формирование функционально – грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой грамотности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико–литературными понятиями.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз...» Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приемами работы над содержанием текста.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

На семинаре  «Особенности работы над текстом в условиях реализации ФГОС», который я посетила,  как раз и поднимались вопросы того, как сделать ребёнка активным участником образовательного процесса на примере уроков литературного чтения.

Я хочу остановиться на приёмах, которые заинтересовали меня больше всего, или были новыми для меня.

 Начну с приёмов работы над текстом. Они делятся на предтекстовые, текстовые, послетекстовые.

Предтекстовые приёмы используются перед прочтением текста:

  - Оценка текста

• Отсроченная отгадка

• Ассоциации

• Обращение к

   жизненному опыту

• Чтение с остановками

• Антипация

• Дерево предсказаний

• Верите ли вы?

Текстовые – в процессе знакомства с текстом:

• Ключевые слова

• Кластер

• Фишбоун

• Инсерт

• РАФТ

• Моделирование  

   обложки

• Составление плана

• Приём драматизации

• Составление схемы

    произведения

• Диалог с автором

Послетекстовые – на этапе рефлексии, при закреплении содержания текста:

  Толстые и тонкие вопросы

• Синквейн

• Составление/ разгадывание    кроссворда

• Чтение по ролям

• Пересказ

• Аннотация

Я хочу остановится на нескольких приёмах.

Приём антипации  - предтекстовый вид работы.

Этот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой  предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или название темы. Затем после изучения  темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали.

Виды антиципаций, применяемые в начальной школе:

-по обложке;

-по автору;

-по иллюстрации;

-по заголовку;

Приведу пример:

При  ознакомлении с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» данный этап был проведен следующим образом.

- Фамилию автора дети определили самостоятельно, выделив ее из предложенного ряда по двум признакам одновременно: С. Есенин, Л. Толстой, Б. Заходер. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого, так как, во-первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во-вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех.

-  Название произведения Льва Николаевича Толстого учащиеся определили, мысленно исключив повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ («Прыжок»).

- Предопределение учащимися цели (образовательной) на рассматриваемом уроке происходило с помощью записанных на доске опорных фраз: 1) расширить знания о … и … … … …; 2) познакомиться с … … «…»; 3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … . Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, школьники сформулировали цель: «Расширить знания о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; познакомиться с произведением Толстого «Прыжок»; учиться правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы».

- Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника, а также развивает интеллектуальные качества ребенка: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность и т.д.

- Антиципация принуждает соотносить части текста по содержанию, привлекать собственные знания для правильного понимания связей и отношений 

 В итоге — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось.

Приём «Дерево предсказаний»: Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации. Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении.

 Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным).

На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений. Этот приём требует более высокого уровня знаний о литературных произведений в целом, поэтому его лучше проводить в 3-4 классах.

Пример – Сказка «Серая Шейка»

Дерево предсказаний к сказке «ЛИСА и КОЗЁЛ»”

Учитель. Сегодня мы будем читать сказку Константина Дмитриевича Ушинского “Лиса и козел”.

Как вы думаете, кто может быть героями этой сказки? О чем эта сказка?

На доске изображено дерево. На его ветках появляются предположения детей: о лисе, о козле, о хитрости, о глупости…

– Давайте начнем читать сказку и выясним, правильные ли предположения вы сделали.

– А теперь давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. 
– Какие версии оказались верными?

Приём «Моделирование обложки»

Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

     В первом классе  составляются модели обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.

    Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70% выпускников начальных классов не владеют ими . Моделирование - реальный путь решения этой проблемы. Работа по моделированию обложки организуется следующим образом:

У каждого ребёнка на столе находится половина альбомного листа, набор геометрических фигур разного цвета, карандаши. Дети кладут лист  вертикально и слушают произведение, которое читает учитель     Предлагаю упражнения по формированию специальных читательских умений.

     По прочтении произведения ученикам даются следующие задания:

1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора

2) дополни модель обозначением жанра произведения, выбери тему произведения

3) переверни лист и обозначь главных героев, укажи их взаимодействие, дай им характеристику

  

При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие.

Пример: рассказ Н.Носова «На горке»

Виды работы по моделированию обложки:

- Работать можно в паре, в группах

- Самостоятельное оформление модели обложки и сверка её с эталоном

- Подбор произведений к заданной модели обложки

- Подбор модели обложки к прочитанному произведению

- «Найди и исправь ошибки» в заданной модели обложки

Другие приёмы работы над текстом

 Прием «Оценка текста».

 В начале урока ученикам предлагаю не читать текст, а оценить содержание изучаемого параграфа:  Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

 Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.  

Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом писателе?

Какие знаете его произведения?

Особенности произведений этого писателя

Что узнали нового?

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

Приём «ассоциация»

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием?

Прошу сформулировать свои догадки.)

 Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающеепредмет или действие, о котором идёт речь

Во второй строке надо написать два прилагательных. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна

В третьей строке записываются три глагола или деепричастия, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, словосочетание,  предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, слова, отражающие личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительноедля выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн: .

1.    Сказка

2.     Волшебная, бытовая.

3.     Читать, пересказывать, учить.

4.    Сказка – ложь, да в ней намёк.

5.    Фантазия, выдумка.

«Кластер»

 Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Например, центр – название текста, Смысловые единицы –  деление текста  на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз 

«Чтение с остановками».

1.     Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц

Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Данный прием содержит все стадии технологии.

Схема реализации:

А) Рассказ  учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше ограничатся краткой информацией о личности автора.

Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».  На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Г) После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.

Инсерт, или условные значки.

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Прием « толстых» и «тонких» вопросов

 Таблица тонких и толстых вопросов – этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои

Толстые вопросы                                           Тонкие вопросы

 

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

 

 

 

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Прием «Составление кластера»

 

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Фишбоун».   Схема (диаграмма) «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа.

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость».

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

        В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:

2

        

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

        Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.        «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чег...

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом

Организация работы над текстом на уроках чтения...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...