Способы формирования учебно-познавательных компетенций
методическая разработка по теме

Гомонова Наталья Владимировна

По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx16.7 КБ
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт учителя начальных классов Гомоновой  Н. В.

по теме  самообразования:

«Способы формирования учебно-познавательных компетенций»

за 2014-2015 учебный год

Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.

Работая над данной методической темой я изучила ФГОСы и педагогический опыт других преподавателей, используя для этого материалы, размещённые в интернете на сайте «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей» и в «Социальной сети работников образования ns.portal», приняла участие в конкурсе «Презентация к уроку» на сайте Фестиваля педагогических идей, посетила уроки преподавателей Хрычковой О.И., Анохиной О.А., преподавателя ГБОУ СОШ № 152 Терёхиной И.Ю.

В своей работе стараюсь действовать по принципу:

"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".

Активизируя  познавательную деятельность учащихся и повышая интерес к учению на каждом этапе урока, я употребляю для этого различные методы, формы и виды работ:

  1. Использую творческие пятиминутки, на которых дети сочиняют стихи, чистоговорки, играют в рифмы, небылицы.
  2. Веду познавательную рубрику «Почемучкины вопросы», где предлагаю учащимся использовать дополнительные источники информации: интернет, справочники, словари.
  3. На уроках литературы и русского языка  решаем с учениками анаграммы и ребусы, составляем палиндромы.
  4. Провожу интеллектуальные разминки на общее развитие учащихся.
  5. Использую задания поискового характера при введении нового материала.
  6. Веду с ребятами проектную деятельность. За этот учебный год учащиеся вместе со мной и с родителями выполнили проекты на темы: «Журналы для детей», «Профессии моих родителей», «Красная книга России».
  7. Использую групповую работу и работу в парах, тройках.
  8. С целью поднятия эмоционального тонуса на уроке провожу некоторые из них в нестандартной форме: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-дискуссии.
  9. Использую на уроках смену видов деятельности, стараюсь вести урок в быстром темпе без затягивания, чтобы каждому ученику было на уроке интересно.

Считаю, что формированию учебно-познавательных компетенций во многом способствует и неурочная деятельность, поэтому в группе продлённого дня:

  • провела конкурсы рисунков,
  • читала с ребятами  дополнительную литературу,
  • выполнила  коллективные поделки,
  • посетила  районные библиотеки № 36 и № 34,
  • организовала экскурсию на фабрику новогодних игрушек в Химках,
  • провела праздники, посвящённые Новому году и Масленице,
  • планирую посещение военного  музея в МХШ «Радость.



Предварительный просмотр:

Выступление на мо Гомоновой Н.В.

Формирование учебно - познавательной компетенции учащихся.

 Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

В своей деятельности  я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:

·                    ценностно-смысловой;

·                    учебно-познавательной;

·                    информационной;

·                  коммуникативной.

 

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

 

Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

         А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться

         По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

 

Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

 1)     создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2)
 положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4)
 занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

 

Для  обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю 

1)     прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2)
 предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4)
 практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

 

Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок)

 1)     включение учащихся в коллективную деятельность,  через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3)
 создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4)
 сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5)
 привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.

 Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.

Использую и другие методы. Это  исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические.

Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. Изучая тему по окружающему миру  «Растительный и животный мир», дети любят играть в такие игры, как «Заочное путешествие в лес (в парк, на луг, на поле, к водоёму и т.п.)» На уроках использую «творческие пятиминутки», где дети сочиняют стихи, загадки, пословицы, поговорки, «вредные советы»

Вот некоторые из них

Загадка                  Зелёный, но не горох.

                               Овальный, но не кабачок.

                               Угадаешь – молодец!

                               Вам известен - …..(огурец)

 « Вредный совет»  - «Пляж, ребята, очищайте –

                                    Мусор в речку весь бросайте»

Ведется рубрика «Почемучкины вопросы».

Почемучка предлагает ответить на вопросы. Если ученики сразу не смогут ответить, то есть возможность обратиться к справочникам, перелистать дополнительную литературу, спросить у родителей. Такой вид деятельности формирует у детей самостоятельность, желание работать с дополнительной литературой, воспитывает интерес к предмету.

Рубрика  «Это интересно». Дети подбирают из книг, газет, журналов интересные сведения по теме урока и знакомят с ними других учащихся. Такие минутки общения учат детей самостоятельной работе с дополнительной литературой и формируют умение доступно передать товарищам то, о чём они прочитали. Эти материалы можно собирать и объединять в рукописный журнал.

На уроках литературного чтения я систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.

В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"

В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...