Исследовательская работа в начальной школе.
методическая разработка на тему

волкова татьяна ивановна

Из практики работы в 1-4 классах. Я в своем выступление на семинаре делюсь опытом работы с учащимися по исследовательской работе во внеурочной деятельности. Рассказываю о плюсах этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, больше всего для проектов подходят уроки окружающего мира.

Использую тетрадь И.И.Кураповой «Мои первые опыты». Опыты ребята очень любят. Само наличие спиртовок, колбочек, микроскопа для них праздник. Мы, используя  рабочую тетрадь, проводим опыты во время кружка. Вот некоторые из них:

«Свойства воздуха», «Свойства воды», «Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода» В 1классе, « Строение растительной клетки», «Химический состав растений» и другие.

Во 2 классе уже многие ученики знали, какой предмет им интересен, могли сами выбрать тему исследования или получить мой совет. Два ученика выступали на школьной конференции с темами «Почему ёжик колючий», «Зачем коту усы?». Многие взрослые были удивлены, что не знали этих подробностей.

Исследовательская работа стала для многих родителей моего класса интересным и захватывающим делом. Многие проекты заинтересовали и родителей, которые тоже включились в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семьи и школы. Они, вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования, наблюдения, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогали ребенку готовить защиту своей работы. В результате работы получались очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Некоторые ребята не были готовы выступать перед жюри, но они все выступили в конце года перед родителями и одноклассниками. Очень интересными были выступления по теме «живут на свете чудаки». Ребята готовили выступления о своих коллекциях (монет, морских камней, ракушек, марок).  Для подготовки своих сообщений они узнали много новых слов и смогли объяснить их ребятам (коллекция, коллекционер, нумизмат и др.) В течение трёх лет эти ребята в конце учебного года показывали нам свои коллекции и рассказывали, чем они пополнились. Проектов за 4 года было много: разных по методу проведения (беседа, игра, эксперимент, исследования), изготавливали сами бумагу, мыльные пузыри, сочиняли сказки. Всего не перечислишь.

Огромную помощь в работе мне оказала рабочая тетрадь А.И.Савенкова «Я – исследователь». Она научила нас ставить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу, научила составлять план работы. В течение 3класса ребята уже чётко знали, как должно выглядеть выступление (показ тетради, выступления уч-ка).

Мне хотелось бы более подробно остановиться на  проектах, которые были долгосрочными и результативными, которые ребята выполняли в 4 классе, осознано, с любовью. Все долгосрочные проекты ребята выполняют, делясь на группы. Каждая группа подбирает свой материал, заранее оговоренный. При подготовке проектов ребята свою работу связывали почти со всеми предметами. Так при подготовке проекта « Как здороваться и вообще – зачем?» ребята искали все слова, которые имеют отношение к слову «здравствуйте». Нашли притчи, стихи, приготовили анкеты для детей и взрослых, провели диагностику ( применили знания математики), и подготовили презентацию (информатика). Они выступили на пятнадцатиминутках в начальной школе, приготовили памятки «Правила поведения уч-ся нач.школы», вручили уч-ся для уголка, выступили перед первоклассниками со сценкой «Ежели вы вежливы» (театральный кружок), выпустили газету.  Работа над проектом продолжалась в течение месяца и думаю, что не осталось незамеченной.

Следующий проект назывался «Зачем мы проветриваем помещение?». На переменах ребята часто не хотят выходить из класса, пришлось им сказать, что это необходимо, вот почему узнайте сами. Каждая группа искала ответ на этот вопрос. И вот, что у нас получилось (показ  презентации с экспериментами). Как видите, и здесь пригодилась  математика, надо было найти площадь и рассчитать норму воздуха на человека.                                                                                                                        

В нашем классе часто проходят чаепития: праздники, дни рождения. Заговорили о вреде сладкого, версии были разные, решили выяснить. Так появился проект «Шоколад за и против». Каждый работал самостоятельно, искал материал, приносил шоколад в класс, пробовали белый и чёрный, читали на обёртке его состав, спорили. На уроках информатики искали материал, каждый готовил слайды, затем выбирали самые удачные, собирали презентацию, оформляли.

Презентация « Весна,  без конца и без края» возникла, когда мы на уроках литературного чтения стали знакомиться с произведениями о весне, с картинами, писали сочинения. Решили обобщить материал, добавив его дополнительным материалом, расширить знания. Этот проект готовили весь март, разделились на группы. Одна группа готовила материал о поэтах, другая – о художниках, третья – о композиторах и четвертая – подбирала материал «Весна в русском народном творчестве». Ребята искали ответы в книгах, в Интернете, бегали к учителю музыки, рисовали весну сами.

Ну и самый важный проект в нашем классе это проект, посвященный празднованию 70-летия Победы. Этот проект мы только начали. Он будет продолжаться в 4 –ой четверти и закончится к 15апреля. Ребята на встрече в библиотеке нашего села смогли прочувствовать всю трагедию  ушедшей войны .Посмотрев фотографии односельчан, увидев знакомые фамилии, они стали расспрашивать Розу Павловну о степени родства. Выяснить она предложила им самим дома.

На следующий день Данил Зотов принес «Книгу Памяти», в которой его прадед вписан посмертно, фотографию и материал о жизни. По окончании проекта мы соберем все материалы о дедах и прадедах, ветеранах ВОВ, которые не вернулись с войны. Пройдем по классам и покажем презентацию с фотографиями и фамилиями воинов, думаем, что многие мальчишки и девчонки увидят знакомые лица и фамилии.

В этом году мои ребята уйдут в 5-й класс, а ко мне придут малыши, и все начнется сначала.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, энциклопедиями, дополнительным материалом, что в наше время очень важно. В результате исследовательской работы дети учатся работать с научным материалом, учатся правильно оформлять свою работу.

Внедряя в жизнь стандарты второго поколения, нам учителям приходится перестраиваться. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа в начальной школе

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...

Исследовательская работа в начальной школе

ИНТЕРЕС К НАУКАМ РОЖДАЕТСЯ ЕЩЁ НА ШКОЛЬНОЙ СКАМЬЕ И ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ ЗАКЛЮЧАЕСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЭТОТ ИНТЕРЕС НЕ ПОГИБ НА САМОМ ЕГО КОРНЕ, А СО СТРЕМИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ РАЗВИВАЛСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В...

Доклад по теме: "Исследовательская работа в начальной школе"

Шаги организации исследовательской работы, требовиная к презентации....

Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.

Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...

Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе

В данной статье описаны необходимые условия для организации исследовательской работы с учащимися начальной школы....

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...