Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе
статья по теме

Попова Нина Николаевна

В данной статье описаны необходимые условия для организации исследовательской работы с учащимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_n.n.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Попова Нина Николаевна, заместитель директора по УВР                                                                                                    

  Главной задачей образования сегодня является формирование компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция, заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. Для её решения необходимо создавать такие условия, при которых личность ребёнка становится не на словах, а на деле полноправным субъектом образовательного процесса.

  Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня, а также для многих учителей нашей школы, на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. 

   Не столь новой, но востребованной в обучении является  проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний. Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.  Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель.

  Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. Учащиеся начальных классов активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности, разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих аспектах.

Во-первых, правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Наибольший интерес вызвали темы: «Тема малой родины в произведениях В. Дворака» (индивидуальная исследовательская работа ученицы 3 класса Клюевой Е. Лауреат НПК «Шаг в будущее. Юниор», руководитель Попова Н.Н.), «Остановись, мгновенье, - ты прекрасно!» (индивидуальная исследовательская работа ученика 2 класса Бадырева К., руководитель Зайцева С.И.), «Я садовником родился» (коллективная работа учащихся 4-Г класса, руководитель Зыбанова Т.П.), «Как сохранить доброту и милосердие в людях» (коллективный творческий проект 4-В класса, руководитель Попова Н.Н.), «Здравствуй, милая картошка!» (коллективный творческий проект 3-Г класса, руководитель Роговец Л.И.)

Во-вторых, нами осуществляется стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности учеников является интерес.  «Мыльные пузыри» (индивидуальная исследовательская работа ученика 4 класса Петровского А., 3 место на НПК «Шаг в будущее», руководитель Пак Р.А.), «Древний Египет» ( индивидуальная работа ученицы 4 класса, руководитель Пак Р.А.), «Самолёты строим сами» (исследовательская работа ученика 2 класса Зубцова Андрея, Диплом III степени на VI Региональной НПК «Шаг в будущее. Юниор», руководитель Зубцова Т.Н. Вызвать интерес  сложно, но возможно. Когда учитель формирует проблемные ситуации или вопросы, тогда у школьника  возникает состояние поисковой активности.

В-третьих, ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности. С этой  целью организуется совместная деятельность под руководством учителя. Школьники составляют план проекта, где определяется цель, задачи, выдвигается гипотеза.  Намечается план действий, способы проверки гипотезы. Школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводят наблюдения, беседуют с различными людьми. Следует отметить, что ученики выполняют намеченную программу без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе.

В-четвёртых, проектно - исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представить его. В нашей школе были представлены результаты проектов в виде книжек-раскладушек, компьютерных презентаций, сборника весёлых задач, стенгазеты, праздника.

    Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах  важно и необходимо, так как, участвуя в такой работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.