ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал на тему

Наталья Евгеньевна Рябоконь

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.

В своей работе я делаю упор на личностно ориентированные обучение, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. 
            Одна из таких технологий  — проектно-исследовательская, которая нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-isledovatelskaya_tekhnologiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЙ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Всероссийский конкурс «Учитель года России»

 

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Педагогический опыт работы

участницы конкурса

«Учитель года Крыма – 2015»

учителя начальных классов

Джанкойской

общеобразовательной школы №8

отдела образования

администрации города Джанкой

Республики Крым

Рябоконь Натальи Евгеньевны

г.Джанкой - 2014

Проектно - исследовательская технология обучения в начальной школе

           

   «Расскажи мне – и я забуду,

                                                                                    покажи мне – и я запомню,

                                                                                   вовлеки меня – и я научусь».

                                                                                               Китайская мудрость.

 Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.

В своей работе я делаю упор на личностно ориентированные обучение, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. 
            Одна из таких технологий  — проектно-исследовательская, которая нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. 
            Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, полны стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется только то, что вызывает настоящий интерес. Ребёнок идёт в детский сад, школу, и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают, и когда в школе начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок воспринимает участие в исследовательской деятельности, как что-то неизвестное.

           Несмотря на то, что младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, начинать вовлекать в нее учащихся начальных классов нужно обязательно. Активное использование исследовательской деятельности младших школьников «…дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества».

Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого».

           Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы с дополнительными источниками информации; развиваются умения анализа, синтеза, обобщения. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ученики выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, таким образом, помимо логики и мышления, развивается и культура речи. В проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.

           В своей работе стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе использую исследовательские модели обучения. Так же активно использую метод проектов, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно  в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе. Работая в данном направлении в течение 3-х лет, мы с детьми  познаём мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения.

           Исходя из особенностей возраста, в начальной школе ведущее место занимают:

творческие проекты с элементами исследования, продуктом которых будут являться: выставки, газеты, коллекции, праздники, системы иллюстраций, сказки;

исследовательские проекты (4 класс), по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в классной газете. 

 Материал для исследований черпаем из жизни.

           Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие компетентности:

• определение целей деятельности, ее прогнозирование, выполнение действий и операций, контролирование своих действий;

• выполнение мыслительных операций, входящих в состав проектной деятельности;

• проведение наблюдений, постановка простых экспериментов, построение простой модели объектов и явлений окружающего мира.

           Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

           Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, во-первых — исходи из возможностей ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. 

           Во-вторых, темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

           В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования, учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.

           Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.

          Проектная деятельность содержит:

• анализ проблемы;

• постановку цели;

• выбор средств ее достижения;

• поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;

• оценку полученных результатов и выводов.

           Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

           Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

           Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:

• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;

• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;

• определяет проблемное поле исследования;

• помогает корректировать и конкретизировать тему;

• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;

• знакомит с методами исследования;

• помогает определить круг изучаемых источников;

• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой, интернетом;

• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;

• помогает решить спорные вопросы при написании текста;

• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;

• помогает определить направления дальнейших исследований.

           Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

           Таким образом, проектно-исследовательская работа ребёнка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Для меня главное – это способность детей принимать участие в исследовательской работе и закрепившаяся у них потребность узнавать новое. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

           Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию в сети Интернет и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученические работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно используем на уроке и во внеклассной деятельности.

           И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе

В  современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески р...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказывается о значении и особенностях  использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается  важность использования проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. Рас­крываются   особенности  её организации на примере предмета &l...