Доклад «Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания младших школьников»
статья

Кулаева Лилия Валерьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulaeva_tekst_doklada.docx333.95 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар – практикум
учителей начальных классов

Доклад

«Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания

младших школьников»

Кулаева Лилия Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №19

Мичуринск – 2019г.

Давайте посмотрим в далекое прошлое. Вереница нечетких фигур растворяется вдали. Мерное покачивание и скрип веревок, крики погонщиков. Обычное торговое предприятие, караван из Сибири собирается в Китай за чаем. Всего 150 лет назад на то, чтобы дойти, купить все что нужно и, если получится, вернуться, - у экспедиции уходило 3 года.

С тех пор люди много научились делать легче и гораздо быстрее. Изобрели реактивные двигатель, сумели передать изображение на расстояние и приобрели неограниченный доступ к любой информации. Мы приблизили любые товары на дистанцию похода до ближайшего магазина или на время доставки заказа домой.

Да, многое изменилось со времен торгового каравана. Прогресс не стоит на месте. И возникает логичные вопрос: как мы, люди – прошлого, можем научить наших детей жить в будущем? Как мы поможем им стать успешными в профессиях, значения многих из которых нам не понятны? Если всего недавно, каких то 50 лет назад, рассказывая о своей профессии, показывая своим примером, отец - токарь мог обучить сына – токаря своему делу. Сегодня все изменилось. Наши взрослые дети - студенты учатся на факультетах, название которых еще недавно просто не существовало. Как помочь ребенку, если он решил стать биоинформатиком? Где бы мы сами могли научиться проектированию виртуальной реальности или выращиванию овощей на сити – фермах? Как же дать детям то, что им будет служить всю жизнь? Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

В связи с этим меняется и парадигма образования. На первое место выходит формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится проектно- исследовательская деятельность. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Как же строится проектно–исследовательская деятельность в методическом объединении учителей начальных классов нашей образовательной организации? Модель проектно-исследовательской деятельности мы строим на принципах «шести «П»: проблема, проект, поиск, продукт, презентация, портфолио. Эти «шесть п» и являются своеобразными ступеньками, преодолевая каждую из которых, ученик создает собственное исследование.        Примером работы данной модели может служить мой первый опыт работы в создании творческого проекта. Урок окружающего мира, 2 класс по теме «Здоровое питание». Обсуждаем вред газировки. Звучит вопрос из класса «Из чего состоит лимонад? И как его сделать самим в домашних условиях?» Так я начала изучать технологию проектной деятельности на практике. Мы нашли рецепт, расписали все ингредиенты. Узнали стоимость лимона, тархуна и всего остального. Математика позволила нам рассчитать себестоимость бутылки. И тут же родились другие вопросы: сколько зарплата у изготовителя лимонада, сколько стоит привезти его в магазин? Кто зарабатывает больше магазин или тот, кто его изготовил? Для этого не нужно быть большим специалистом – все ответы можно найти в поисковой строке. Удивительно вот что, дети поняли, сколько труда многих людей заключено в том, чтобы изготовить и доставить простую бутылку лимонада до полки магазина. Притихли. Результатом труда стал кувшин с домашним лимонадом и чувство уважения к труду других людей.

С этого мы начинали все, с проб и ошибок, побед и неудач. В результате сложилась целая система работы в этом направлении.

Когда ученик приступает к разработке нового проекта, учитель заводит для этого исследования отдельную папку, кейс. В нее, в ходе своей работы, ученик будет помещать материалы, необходимые для работы. Их он должен отыскать, используя разные информационные источники – отыскать в литературных изданиях, спросить у товарища или у взрослых, и даже – возможно – придумать самому. Так и у учителей нашего коллектива, был создан кейс, в который мы складывали свои мысли, результаты работы, интересные находки.

И вот несколько лет назад, проанализировав работу учителей нашего объединения, было решено создать единую программу общеинтеллектуальной направленности по введению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.  Данная программа – это вычленение лучшего опыта работы творческих учителей нашей школы, учителей нашего города и страны. Мы лишь постарались все это объединить и обобщить опыт работы. В результате чего получилась программа «Хочу все знать».

Построение этой программы, конечно, соответствует новым стандартам и включает в себя все необходимые разделы.  Особенность ее в том, что она является интеграцией урочной и внеурочной деятельностью учащихся начальной ступени обучения. Также мы подумали, что исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  Таким образом, программа «Хочу все знать», является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Перспектива».

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Цель  программы:   Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов.

Задачи:

1.  Сформировать  у  учащихся  стойкую   положительную  мотивацию  к  их   проектно- исследовательской  деятельности.

2.  Сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение.

3.  Вооружить  школьников теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией   основ  проектно-  исследовательской  деятельности.

4.  Научить   учащихся  сначала  совместно  с  учителем  ,  а  затем    под  его  руководством  и  самостоятельно  на  практике  выполнять проектно-  исследовательские  работы .

5.  Сформировать  коммуникативную  компетентность  в  сотрудничестве( умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении).

6.  Сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью.

7.  Сформировать  умение  решать  творческие  и  проблемные  задачи.

8.  Сформировать  умение  работать  с  информацией (сбор,  систематизация, хранение, использование).

Особенностью  программы  является  её  вариативность.   Учитель  вправе

- выбирать    или  менять  предложенное  Программой  содержание,  исходя  из  поставленной  цели  обучения  и   простроенных  задач;

- сам  решать,  какое  количество  часов  отводить на  изучение  каждой  из    запланированных  тем  в  рамках    каждого  года  обучения;

- сам  увеличивать  или  уменьшать  количество  предложенных  учащимся  для  выполнения в  течение  учебного  года учебных  проектов (индивидуальных,  коллективных  или  групповых).

Я не буду рассказывать вам о структуре и технологии работы над проектами (все это описано в программе) и давно известно каждому педагогу, дабы сэкономить ваше время. Я остановлюсь на разделе, который, на мой взгляд, вызывает наибольший интерес у слушателей, это «Календарно – тематическое планирование курса».

  1. «Мои домашние питомцы»                           (сентябрь)
  2. «Составляем сборник загадок о животных»(октябрь)
  3. «Числа в загадках, пословицах, поговорках» (ноябрь)
  4. «Моя малая родина»                                    (декабрь)
  5. «Моя семья»                                                    (январь, февраль)
  6. «Живая азбука»                                            (март)
  7. «Наш класс – дружная семья»                           (апрель)
  8. «Сказочные страницы»                                    (май)

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия.

Во 2-4 классах работа усложняется и может проходить по принципу спирали. Например, тема «Родной край» затрагивается на протяжении всего обучения в начальной школе, но может усложнятся целью, задачами и результатом.

Отдельно в нашей школе осуществляется курс  внеурочной деятельности «Уроки Доктора Здоровья». Во время работы над ним происходит интеграция с курсом «Хочу все знать», т.к. в данном курсе включается проект «Здоровое питание».

Из этого примера, вы видите явную интеграцию курса не только с урочной деятельностью, но и между программами внеурочной деятельности.

Данная программа также написана с учетом преемственности развития общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. В связи с этим обоснованием, была составлена карта преемственности.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

2 класс 

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 класс 

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Памятка начинающего исследователя

Шаг 1. Выбери тему исследования.
Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.
Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сохрани ссылки на сайты в сети Интернет.
Шаг 6. Сделай выводы.
Шаг 7. Оформи результаты своей работы.
Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Также мы учли еще один очень важный аспект  - работа с родителями. Поэтому программа проектно-исследовательской деятельности «Хочу все знать» написана для привлечения и обучения также и родителей. Хотелось поделиться и работой в данном направлении. Сначала это были небольшие проекты о профессиях родителей, затем цикл мастер-классов «Что умеет мой родитель?», в котором родители учеников проводили совместные занятия и обучали их навыкам, которыми владеют сами.

А итоговой защитой проекта, стало совместное мероприятие учащихся 3 классов, «Леди-день». На котором,  мамы учениц, научили своих дочек разным нужным им в будущем умениям в области флористики, парикмахерского дела и сервировки стола.

Проанализировав проделанную работу, мы убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.

Безусловно, мы  не претендуем на новизну изложенных материалов. Многие из них известны и используются в работе в каждой школе. В определенном смысле эти приемы – совокупность творчества учителей разного возраста и стажа работы, но объединенных любовью к своему делу и профессионализмом. Я лишь постаралась все эти материалы объединить и обобщить.  Хочу надеется, что опыт нашей работы будет полезен вам для профессионального роста и жизненного успеха. И пусть муки творчества складываются в музыку удачных результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...

Доклад"Проектно-исследовательская технология" с презентацией

Доклад " Проектно-исследовательская технология " с презентацией...

доклад "Проектно-исследовательская работа в НОО"

Успешные результаты в обучении при использовавнии проектоно-исследовательской работы на уроках в НОО...