Роль проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Сидорова Светлана Ивановна

Выступление на ШМО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г.о. Электросталь Московской обл.

 

Роль проектно-исследовательской деятельности

в обучении младших школьников

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Подготовила: Сидорова С.И.

учитель начальных классов

Декабрь 2018 г.

I. Введение.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать всё в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации, но это не значит, что эти знания находятся в системе. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать её, выделять главное, находить связи.

Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач можно использовать групповые, ролевые, проектно-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который позволяет решать задачи не только образования, развития детей, но также раскрывать их творческий потенциал.

Метод проектов широко внедрялся в практику отечественного образования в середине 20-х годов прошлого столетия. Тогда метод проектов использовался  и во внеурочной деятельности. Практика последних лет показывает, что технология проектно – исследовательской деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы.

Для начала совершим краткий экскурс в историю педагогики. Родоначальником метода проектов считается американский педагог В.Х. Кильпатрик. В своей работе «метод проектов» он развивает идею обучения через организацию целевых актов: «Во мне всё сильнее росло убеждение, что объединяющая идея, которую я искал, должна была найти воплощение в «от всего сердца производимой, целесообразной деятельности, т.е. в сердечном целевом акте. Вот к этому-то целевому акту, особенно подчёркивая слово целевой, я лично прилагаю термин проекта».

Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов - самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых. Учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

На современном этапе  обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.

Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.

II. Основная часть.

1. Привлекательность метода проекта для системы образования

Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками  проектно – исследовательской деятельности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего ещё не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными.

Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социальной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план, в более широком смысле под проектом понимается обоснованная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию задуманного результата.

Проектная деятельность детей – это совместная учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений.

Приобщение школьников к проектной деятельности является сегодня одной из главных целей общеобразовательного процесса.

Цели работы:

- активизация познавательной деятельности учащихся через проектную деятельность.

- выявление одарённых учащихся, склонных к занятию проектной деятельностью и развитие их творческих способностей.

Задачи работы:

- воспитывать интерес к познанию мира, углублённому изучению дисциплин;

- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;

- обучать методике полученных данных и анализу результатов, составлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

- совершенствовать умения и навыки в самостоятельной работе и повышать их уровень знаний и эрудицию;

- поддерживать тесный контакт с родителями, взаимодействовать с ними в плане расширения кругозора в области научных достижений.

Цели и задачи проектной деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

2. Условия, необходимые для реализации проекта

Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей и единомышленников. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить с одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

В основе проектной деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

  1. Актуализация проблемы.

Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

  1. Определение сферы исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  1. Выбор темы исследования.

Цель: обозначить границы исследования.

  1. Выработка гипотезы.

Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе могут быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

  1. Выявление и систематизация подходов к решению.

Цель: выбрать методы исследования.

  1. Определение последовательности проведения исследования.
  2. Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

  1. Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

  1. Подготовка отчета.

Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

  1. Публичная защита проекта перед сверстниками и взрослыми.

Самостоятельные исследования учащихся

- Выбор темы. Подготовка к проекту.

Анкетирование обучающихся.

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Дети выбрали тему, объект предмет исследования. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта исследования, т.е. конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, предварительный характер. При этом тема  должна быть конкретной, а не расплывчатой.

- Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.

- Составление плана.

- Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

- Определение цели и задачи. Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.

- Сбор и изучение информации, если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.

- Оформление результатов исследования. Существует  много форм представления результатов  исследовательской работы. Для ученика начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое. Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста.

- Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно готовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует формированию познавательных мотивов учения, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности и это  вызывает у них желание учиться и совершенствовать свои знания умения и личностные качества.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, т.к. структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

В настоящее время метод проектов приобрёл широкую популярность. Проекты всё чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Часть из них берётся из школьной программы, часть создаётся самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основывается на явлениях окружающей действительности.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Имея за плечами уже какой-то опыт в этом вопросе, хотелось бы посоветовать начинающим учителям, организующим проектную деятельность, сначала разобраться с вопросом о том, какие бывают виды проектов и изучить их особенности.

 

Классификация проектов

Виды

Особенности

Суть

1. По доминирующей деятельности учащихся

1.

Практико-ориентированные проекты

Направлены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика

Цель проекта заранее определена. А сам проект может быть использован  в жизни класса, школы, микрорайона, города

2.

Исследовательские проекты

По структуре напоминают научное исследование

Включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

3.

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории

Итогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создания информационной среды класса и школы

4.

Творческие проекты

Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др.

5.

Ролевые проекты

Наиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев

Результат такого проекта остается открытым до самого его окончания

2. По предметному содержанию

1.

Моно-проекты

Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности

Учитель-предметник – руководитель, учитель другой дисциплины – консультант. Такие проекты могут быть литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми, культуроведческими, спортивными, проводиться в рамках классно-урочной деятельности

2.

Межпредметные проекты

Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний

3. По продолжительности

1.

Мини-проекты

Могут укладываться в один урок или менее

Наиболее продуктивны на уроках иностранного языка

2.

Краткосрочные проекты

Требуют 4-6 уроков

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома

3.

Недельные проекты

Выполняются в группах в ходе проектной недели

Выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперементы) с внеклассными (экскурсии, экспедиции0

4.

Годичные проекты

Выполняются как в группах, так и индивидуально

Ученические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время

Организация проектно – исследовательской деятельности укладывается в структуру деятельности:

мотив – проблема – цель - задачи – методы и способы – план – действия – результат – рефлексия и предполагает несколько этапов:

- погружение в проект;

- организация деятельности;

- осуществление деятельности;

- презентация результатов.

В связи с тем, что у младшего школьника только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Учащиеся младших классов с интересом работают над краткосрочным проектом, к длительным по времени теряют интерес, т.к., увлёкшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого и реального результата.

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определённом смысле учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);

специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);

консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе и к другим специалистам);

руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задаёт вопросы»;

координатора всего группового процесса;

эксперта (даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта).

Хочется остановиться на советах для молодых чпециалистов. Ознакомившись с ними, можно понять, насколько эта работа многогранна.

Советы для начинающих работать по методу проекта

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

Роль проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников огромна. В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостаточную информацию; запрашивать недостающую у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.

5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (её ход и промежуточные результаты).

6. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Выбор формы продукта проектной деятельности – важнейшая задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита –презентабельной и убедительной, а предложенные решения – применимыми к выбранной социально значимой проблеме.

Темы проектной деятельности необходимо чётко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её.

Невольно возникает вопрос: «А могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью, разрабатывать актуальные связанные с содержанием школьного образования темы, строить гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы?

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Проект как метод научного исследования раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Таким образом, технологию учебного проекта можно считать и  здоровьесберегающей.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

3. Реализация проекта на практике

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (в 3-4 классах).

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Особенно ценны возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт.

В условиях маленькой наполняемости классов я использую помощь родителей. Привлекая их к этой работе важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Алгоритм проектной деятельности таков:

1 этап. Предоставление темы проекта

Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

2 этап. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения.

3 этап. Формулировка подтем

На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.

4 этап. Планирование работы

Определяются пути поиска необходимой информации.

5 этап. Осуществление проекта

На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться». Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребёнка, но и ребёнка с родителями.  Когда ребёнок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.

6 этап. Представление проекта

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:

– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;

– как оценили вашу работу посторонние люди;

Защита проекта чаще всего происходит в виде праздника.

7 этап. Оценка проекта.

Как оформить проект:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершённую учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, учёная степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;

д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;

е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

1. Введение

Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме.

2. Литературный обзор, теоретическая часть

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

- прямая речь;

- слова автора проекта;

- в скобках указывается номер источника из списка литературы.

3. Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения.

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; чёткие, ясные, полные выводы.

4. Заключение

Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность

Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь.

6. Список литературы

В последнее время мною реализованы следующие типы проектов:

- творческие;

- ознакомительно-ориентированные (информационные), предполагающие глубокую аналитическую работу с полученной информацией;

- практикоориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребёнку почувствовать свою социальную значимость.

III. Заключение.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сделать выводы о том, что проектная деятельность является эффективным методом обучения и развития детей. В работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, которые можно назвать учебными исследованиями потому, что главный результат лежит в открытии ребёнком нового, ранее неизвестного знания. Дети младшего школьного  возраста, как отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в разной проектной работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявлять желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. №2. с.96-101, 2004.
  2. Ляхов И.И. Проектная деятельность/ И.И. Ляхов.-1996.
  3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2002.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении/ Н.Ю. Пахомова. – М.: Аркти, 2005.
  5. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура/ Е.С. Полат/ Лицейское и гимназическое образование. №9. с.9-17, 2002.
  6. Планирование воспитательной работы в классе: Мет. Пос./ Под. ред. Е.Н. Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  7. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/ Директор школы. №3. 1998.
  8. Эпштейн М.М. На исторических перекрёстках. Метод проектов. – СПб.: Образовательный центр «Участие», 56 с., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"

Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...

Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности.

Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МО  УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДОКЛАДОМ И ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ НА ТЕМУ "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Cтатья " Роль метода наглядности в обучении младших школьников"

В данной статье рассматривается роль  метода наглядности в обучении младших школьников. Также описываются методические  приемы, с помощью которых   учитель может  успешно...

Роль метода наглядности в обучении младших школьников.

Метода наглядности и его роль в обучении младших школьников....