Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"
консультация (3 класс) по теме
Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_3-b_klasse.rar | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Роль общения в процессе обучения младшего школьника, формировании мотивации учения и становления взаимоотношений».
Класс: 3-Б
Дата проведения: 28 ноября 2012 года
Место проведения: МБОУ СОШ № 16 г. Королева МО
Классный руководитель: Бычкова Ольга Владимировна.
Цель: расширить представления родителей об общении и его месте в жизни ребенка.
Задачи:
- Раскрыть понятие общения и его значимости в жизни человека;
- Обсудить проблему влияния общения на успехи и неуспехи ребенка;
- Способствовать формированию у родителей желания помочь своим детям в преодолении трудностей общения.
Проблемы: слабая мотивация к учению у детей, ограниченных в общении с родителями и сверстниками (у тех, с кем дома не разговаривают, ограничивают контакты с другими детьми); трудности взаимоотношений детей и родителей, детей между собой, недостаточно развитая устная речь.
Форма проведения: родительский лекторий
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые родители, мамы, папы, бабушки и дедушки. Я рада всех видеть на нашей встрече. Сегодня мы обсудим роль общения в жизни человека, в процессе его обучения и воспитания. Наша встреча посвящена проблемам, которые меня волнуют в наших детях, с которыми сталкиваемся каждый день и не всегда знаем правильный способ их разрешения. Это проблемы межличностного общения и взаимодействия. Моя работа заключается в обучении и воспитании детей в период их пребывания в школе. Вы же занимаетесь этим в течение всей жизни. Родитель и ребенок – это одно целое. В течение роста и развития ребенка родители проходят с ним путь от роддома до взрослости и даже старости вместе. На этом пути их окружают различные люди: друзья, родственники, знакомые, врачи, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Каждый родитель стремиться дать своему ребенку всё самое лучшее: лучших врачей, воспитателей, учителей, отбирают даже друзей (с этим будешь дружить, а с тем не разрешаю). Мы с вами не исключение. И, тем не менее, нас могут настигнуть и разочарования, и недовольства, и огорчения.
Работая вместе третий, а со многими четвертый год, мы достигли доверительных отношений, в основе которых лежит взаимодействие. А оно строится на общении. Поэтому сегодня для обсуждения я выбрала тему, позволяющую помочь избежать ошибок и выбрать оптимальный путь развития наших детей. Разрешите мне немного поучить вас.
Для начала давайте ответим на вопрос: что такое общение? Как мы понимаем и осознаем этот процесс?
Ответы родителей:
С.Е.А. – разговор людей друг с другом
К.О.Е. – беседа
Т.Н.С. – разговор по телефону, по скайпу, через интернет
В.О.В. – разговор в письмах
Учитель: как вы думаете, все, что вы назвали – это понятие общения или его формы проявления?
С.Е.А. – наверное, формы проявления.
Следующий вопрос: зачем люди общаются? Зачем мы с вами общаемся?
Ответы родителей:
- Чтобы поделиться новостями;
- Чтобы узнать уроки;
- Чтобы поинтересоваться делами и здоровьем;
- Чтобы поделиться радостью и горем;
- Найти поддержку и помощь в трудный момент;
- Решить вопросы на работе;
- Дать оценку происходящим событиям.
Учитель: обратимся к толкованию общения в психологическом словаре.
ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
ОБЩЕНИЕ - понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее основную потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Истинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Существует несколько разных классификаций общения. Наиболее обобщённая выделяет три стороны общения: коммуникативную; интерактивную; перцептивную. Общение может происходить с целью:
- информационно-коммуникативной: охватывает процессы приема-передачи информации;
- регуляционно-коммуникативной: связанна со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности;
- аффективно-коммуникативной: относится к эмоциональной сфере и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Средства общения – это язык и речь, движения и позы, жесты и мимика, глаза (зеркало души человеческой).
Формы реализации (воплощения) общения сегодня – это диалог, монолог, беседа, письма, записки, сочинения, текстовые послания (SMS), общение в интернете, в социальных сетях, телефон, телевизор, радио, театр, цирк, музеи, выставки и т.п.
Общаясь друг с другом, мы прибегаем к разным выразительным средствам. Можем менять интонацию голоса, использовать различные жесты, мимику, можем передвигаться по комнате, классу, менять взгляд (зрительный контакт). Немаловажным моментом в общении является тактильный контакт (похлопывание по плечу, поглаживание, просто подержать за руку и т.п.). Общение невозможно без эмоций и чувств. От того, как мы окрашиваем процесс общения (взаимодействия), зависит и его результат. Положительное общение с детьми влияет на процесс формирования личности, стимулирует мотивацию учения, достижения результатов, помогает справляться с трудностями. Отрицательное общение, основанное на раздражении, злости, недовольстве, призванное оскорбить и унизить человека, задеть его чувства, убивает в человеке все добрые порывы и намерения, снижает самооценку и мотивацию к действиям.
А теперь перейдем к тем вопросам, которые меня волнуют на данном этапе. Дети стали взрослее, умнее, стали больше понимать, научились делать выводы. Всё это повлияло на установившиеся в классе системы взаимодействия и привело к некоторым изменениям. Появились моменты негативного эмоционального общения (оскорбления, ругательства, насмешки, унижения и т.п.). Особенно явно это проявляется в поведении нескольких детей, к счастью, таких немного. С другой стороны, некоторые родители приходят ко мне с вопросами: «Как мне разговаривать со своим ребенком? Она меня не слушает, грубит, хамит, прячет дневник и т.д. Я не знаю, что с ней делать, я не справляюсь, она и дома такая же (ничего не слушает, ничего не делает и не хочет даже пытаться) давайте уже наказывать как-то и т.п.»
Вопрос: как часто вы общаетесь со своим ребенком дома (просто разговариваете)? Достаточно ли времени уделяете друг другу, без сопровождения беседы фоном компьютера, телевизора, радио и т.п.?
Ответы родителей:
С.Е.А. – стараемся, в основном – ребенок с бабушкой и дедушкой проводит время.
Т.Н.С. – каждый день
К.О.Е. – да, всегда общаемся
Ф.Ю. – но мы же на работе, она сама всё делает…
Я.С.В. – да, всегда интересуемся, как день прошёл, вместе уроки делаем, на танцы ходим.
А.Т. – а мою спрашивать бесполезно, у неё всегда всё нормально…
Учитель: я тоже мать, но и я допускаю ошибки. Я могу разговаривать со своим ребенком, глядя в экран компьютера или проверяя тетради. В итоге мой сын мне стал говорить следующие фразы: «Тебе работа дороже ребенка», «Я прошу тебя помочь, а ты …» И он прав. В такие моменты я его не вижу и не слышу. Но сами мы (родители и учителя) хотим, чтобы наши дети нас видели и слышали всегда.
Вопрос: у кого дети дома одни до вечера? (Таких семей несколько).
Вопрос: Всегда ли ваше общение с детьми носит доброжелательный и сочувствующий характер? (Не всегда)
Вопрос: Ругаете ли вы детей? Ссоритесь с ними? Допускаете ли в разговоре грубые высказывания и оскорбления? (Да, бывает)
Вопрос: А сами при детях ругаетесь друг с другом? (И такое случается.)
Вопрос: Используете ли вы в общении с ребенком тактильный контакт (обнимаете, целуете и т.д.) – (Отв.: не всегда, не часто, практически нет – приезжаем поздно с работы, ребенок спит).
Вопрос: У кого дети много времени проводят за телевизором или компьютером? (И таких хватает: 5-6 человек)
Учитель: Ответив на эти простые вопросы, мы с вами подошли к пониманию корня возникающих проблем во взаимоотношениях и общении у наших детей. Каждый ребенок, общаясь со сверстниками и учителями, проецирует ту систему взаимодействия и взаимоотношений, которую наблюдает в своей семье. Мы сами являемся причиной и следствием того поведения, общения, которое видим в наших детях. Если хочется что-то изменить в лучшую сторону, то прежде всего надо посмотреть на себя и ответить на вопрос: «Что я делаю не так? Почему это происходит с моим ребенком? Как я могу повлиять и исправить сложившуюся ситуацию?»
Целью современного обучения детей в школе является формирование у них универсальных учебных действий, т.е. способности учиться самостоятельно. Главным условием успеха этого процесса становится умение детей слушать и слышать, смотреть и видеть, без которых обучение в школе практически невозможно. Эти же умения определяют и структуру общения детей между собой, детей и родителей, родителей и учителей, учителей и учеников. Мне хочется сказать, что в классе установились в целом доброжелательные отношения, основанные на взаимоподдержке и взаимовыручке. Всё это создает комфортный эмоциональный климат внутри коллектива. Но тем не менее сложности есть и с ними нужно бороться адекватными средствами, направленными на общекультурное, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Хочется обратить ваше внимание на следующие аспекты общения с детьми:
- Роль имени (как мы называем ребенка) оказывает значимое воздействие на человека и определяет стиль общения, его цель. Например: «Соня, ты меня удивляешь!» или «Софья! Как тебе не стыдно!».
- Внушение ребенку осознания его значительности, обращение к нему как к личности, человеку, занятому делом: «Прости, пожалуйста, ты можешь мне помочь?» или «Извини, что отвлекаю, но мне без тебя не справиться».
- Не пренебрегать просьбами ребенка и не отсылать его на потом. Мы тоже должны их слышать, тогда они научатся этому сами.
- Чаще задавать детям и себе вопрос: «Зачем?». Когда знаю, зачем я что-то делаю, то найду способы как мне этого достичь.
- Использовать в семье положительное эмоциональное общение, т.е. всячески поддерживать ребенка, говорить комплименты, благодарить, поощрять и хвалить за достигнутый результат (даже получив низкую оценку, можно найти повод похвалить ребенка).
- Сократить до минимума отрицательное эмоциональное общение, сопровождающееся разного рода «уколами» и направленное на наказание. Не следует выражать демонстративное безразличие («Твои проблемы, ты и решай» или «Сам разбирайся»), холодность («Ты мне надоела», «Меня это не касается и никак не волнует»), пренебрежение или презрение («Не буду помогать лентяю», «Ты дурак! урод!» и т.д.).
- Аккуратно использовать позы, жесты и мимику. Ими очень сильно можно ранить душу ребенка (образ в памяти детей хранится дольше), и он потом долго не захочет идти на контакт, закроется в себе.
- Общение должно быть эффективным, тогда оно становится залогом успешного обучения и достижения желаемых результатов, мотивирует ребенка, помогает осознать цель обучения, выбрать пути ее достижения.
На занятиях по программе «Твое здоровье» мы с детьми изучаем различные проявления эмоций и чувств в жизни человека, в его общении с окружающим миром. На уроках также присутствуют жесты и мимика, обязателен зрительный контакт (понимают по глазам – невербальное общение). Дети без слов научились понимать мою оценку их поведению, общению и другим видам деятельности. Без слов понимают, что я хочу сказать (общаемся на уровне жестов и мимики) Им такое общение нравится даже больше, чем словесное (вербальное).
Но есть озлобленные, обиженные жизнью ребята, которые лишены счастья общения в семье (родительская запущенность) и растут как трава в поле, предоставленные сами себе. Они могут намеренно создавать ситуации, основанные на негативной оценке и характеристике своих одноклассников, только для того, чтобы привлечь к себе внимание и оказаться «центром Вселенной». Тогда мы прибегаем к силе слова, подкрепленного взглядом, жестом, движением и создаем ситуацию, в которой ему деваться некуда и он сдает свою позицию задиры и хвастуна, начинает строить дружественные отношения. Наша с вами задача – научить детей доброму, эмоционально-положительному общению, в основе которого лежат любовь и признание, уважение и понимание, сочувствие и поддержка.
Рекомендации родителям:
Общение несет в себе три основных функции: эмоциональный обмен, побуждение, информирование. Общайтесь со своими детьми ежедневно, хотя бы перед сном уделите внимание именно этому ребенку, обнимите, погладьте по головке, по спинке. Интересуйтесь их жизнью, вместе радуйтесь и переживайте неудачи, поддерживайте друг друга во всем, помогайте справляться с трудностями, но не перекладывайте трудности детей полностью на себя (не надо решать за них, надо вместе с ними), стремитесь к достижению поставленных целей вместе, избавьте детей от взрослых конфликтов, взаимных оскорблений и обид, побольше заглядывайте им в душу (в глаза – зеркало души).
Создать в семье положительный микроклимат, основанный на любви и уважении, доверии и поддержке – это научить ребенка общаться с окружающим миром, любить и уважать не только себя и свою семью. Это дать ему билет в счастливую жизнь, в которой он добьется желаемых результатов и не останется один со своим горем и обидой.
Практическая часть.
Родителям предлагается разыграть несколько эпизодов, отражающих функции общения.
- Одному из родителей предлагается рассказать о своем прожитом дне наиболее подробно;
- Родителю предлагается рассказать о том, как проходит день его ребенка самым подробным образом;
- Двум родителям надо разыграть диалог на тему: «Ох уж эти детки!»
- Двум родителям предлагается разыграть встречу двух друзей с нескольких позиций:
- встреча желанная для обоих,
- встреча безразлична для одной из сторон;
- встреча нежеланна для обеих сторон.
- Двум родителям разыграть сцену: «Вы – учитель, он – ученик, допустивший оскорбление другого ребенка или самого учителя»;
- Двум родителям разыграть сцену: «Ребенок просит что-то купить, а вы ему отказываете. Возникает конфликт…»;
- Двум родителям предлагается разыграть сцену: «Вы – недовольный родитель, вы – учитель».
Обсуждение итогов практической части.
Обмен мнениями. Высказывание своего отношения к ходу собрания, замечания и предложения родителей.
Используемая литература:
Р.С.Немов. «Психология», том 1; «Практическая психология». Москва: Владос, 1995, 1998 гг.
Словарь психологических терминов.
Н.Рогова. «Настольная книга психолога в образовании». М.: Владос, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"
Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
Родительское собрание по теме «Роль режима дня в жизни младшего школьника».
Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека....
Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка
Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....
Родительское собрание по теме "Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников"
Материал будет полезен при проведении родительского собрания....
Родительское собрание по теме "Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников"
В материалах собрания затрагивается тема о важности роли чтения в жизни детей....
Конспект родительского собрания на тему : "Роль домашнего задания в жизни младшего школьника"
Цель: знакомство родителей с важностью выполнения домашнего задания в начальной школе, обсуждение методов и способов, облегчающих процесс выполнения домашнего задания для учащихся 2 -4 классов....