Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"
    консультация (3 класс) по теме

    Бычкова Ольга Владимировна

    Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_v_3-b_klasse.rar32.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:

    «Роль общения  в процессе обучения младшего школьника, формировании мотивации учения и становления взаимоотношений».

    Класс: 3-Б

    Дата проведения: 28 ноября 2012 года

    Место проведения: МБОУ СОШ № 16 г. Королева МО

    Классный руководитель: Бычкова Ольга Владимировна.

    Цель: расширить представления родителей об общении и его месте в жизни ребенка.

    Задачи:

    1. Раскрыть понятие общения и его значимости в жизни человека;
    2. Обсудить проблему влияния общения на успехи и неуспехи ребенка;
    3. Способствовать формированию у родителей желания помочь своим детям в преодолении трудностей общения.

    Проблемы: слабая мотивация к учению у детей, ограниченных в общении с родителями и сверстниками (у тех, с кем дома не разговаривают, ограничивают контакты с другими детьми); трудности взаимоотношений детей и родителей, детей между собой, недостаточно развитая устная речь.

    Форма проведения: родительский лекторий

    Вступительное слово учителя.

         Здравствуйте, уважаемые родители, мамы, папы, бабушки и дедушки. Я рада всех видеть на нашей встрече. Сегодня мы обсудим роль общения в жизни человека, в процессе его обучения и воспитания.  Наша встреча посвящена проблемам, которые меня волнуют в наших детях, с которыми сталкиваемся каждый день и не всегда знаем правильный способ их разрешения. Это проблемы межличностного общения и взаимодействия. Моя работа заключается в обучении и воспитании детей в период их пребывания в школе. Вы же занимаетесь этим в течение всей жизни. Родитель и ребенок – это одно целое. В течение роста и развития ребенка родители проходят с ним путь от роддома до взрослости и даже старости вместе. На этом пути их окружают различные люди: друзья, родственники, знакомые, врачи, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Каждый родитель стремиться дать своему ребенку всё самое лучшее: лучших врачей, воспитателей, учителей, отбирают даже друзей (с этим будешь дружить, а с тем не разрешаю). Мы с вами не исключение. И, тем не менее, нас могут настигнуть и разочарования, и недовольства, и огорчения.

         Работая вместе третий, а со многими четвертый год, мы достигли доверительных отношений, в основе которых лежит взаимодействие. А оно строится на общении. Поэтому сегодня для обсуждения я выбрала тему, позволяющую помочь избежать ошибок и выбрать оптимальный путь  развития наших детей. Разрешите мне немного поучить вас.

        Для начала давайте ответим на вопрос: что такое общение? Как мы понимаем и осознаем этот процесс?

    Ответы родителей:

    С.Е.А. – разговор людей друг с другом

    К.О.Е. – беседа

    Т.Н.С. – разговор по телефону, по скайпу, через интернет

    В.О.В. – разговор в письмах

    Учитель: как вы думаете, все, что вы назвали – это понятие общения или его формы проявления?

    С.Е.А. – наверное, формы проявления.

    Следующий вопрос: зачем люди общаются? Зачем мы с вами общаемся?

    Ответы родителей:

    1. Чтобы поделиться новостями;
    2. Чтобы узнать уроки;
    3. Чтобы поинтересоваться делами и здоровьем;
    4. Чтобы поделиться радостью и горем;
    5. Найти поддержку и помощь в трудный момент;
    6. Решить вопросы на работе;
    7. Дать оценку происходящим событиям.

    Учитель: обратимся к толкованию общения в психологическом словаре.

    ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

    2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

    ОБЩЕНИЕ - понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее основную потребность человека - быть включенным в социум и культуру. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Истинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Существует несколько разных классификаций общения. Наиболее обобщённая выделяет три стороны общения: коммуникативную; интерактивную; перцептивную. Общение может происходить с целью:

    1. информационно-коммуникативной: охватывает процессы приема-передачи информации;
    2. регуляционно-коммуникативной: связанна со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности;
    3. аффективно-коммуникативной: относится к эмоциональной сфере и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

         Средства общения – это язык и речь, движения и позы, жесты и мимика, глаза (зеркало души человеческой).

         Формы реализации (воплощения) общения сегодня  – это диалог, монолог, беседа, письма, записки, сочинения, текстовые послания (SMS), общение в интернете, в социальных сетях, телефон, телевизор, радио, театр, цирк, музеи, выставки и т.п.  

         Общаясь друг с другом, мы прибегаем к разным выразительным средствам. Можем менять интонацию голоса, использовать различные жесты, мимику, можем передвигаться по комнате, классу, менять взгляд (зрительный контакт). Немаловажным моментом в общении является тактильный контакт (похлопывание по плечу, поглаживание, просто подержать за руку и т.п.). Общение невозможно без эмоций и чувств. От того, как мы окрашиваем процесс общения (взаимодействия), зависит и его результат. Положительное общение с детьми влияет на процесс формирования личности, стимулирует мотивацию учения, достижения результатов, помогает справляться с трудностями. Отрицательное общение, основанное на раздражении, злости, недовольстве, призванное оскорбить и унизить человека, задеть его чувства, убивает в человеке все добрые порывы и намерения, снижает самооценку и мотивацию к действиям.

         А теперь перейдем к тем вопросам, которые меня волнуют на данном этапе. Дети стали взрослее, умнее, стали больше понимать, научились делать выводы. Всё это повлияло на установившиеся в классе системы взаимодействия и привело к некоторым изменениям. Появились моменты негативного эмоционального общения (оскорбления, ругательства, насмешки, унижения и т.п.). Особенно явно это проявляется в поведении нескольких детей, к счастью, таких немного. С другой стороны, некоторые родители приходят ко мне с вопросами: «Как мне разговаривать со своим ребенком? Она меня не слушает, грубит, хамит, прячет дневник и т.д. Я не знаю, что с ней делать, я не справляюсь, она и дома такая же (ничего не слушает, ничего не делает и не хочет даже пытаться) давайте уже наказывать как-то и т.п.»

    Вопрос: как часто вы общаетесь со своим ребенком дома (просто разговариваете)? Достаточно ли времени уделяете друг другу, без сопровождения беседы фоном компьютера, телевизора, радио и т.п.?

    Ответы родителей:

    С.Е.А. – стараемся, в основном – ребенок с бабушкой и дедушкой проводит время.

    Т.Н.С. – каждый день

    К.О.Е. – да, всегда общаемся

    Ф.Ю. – но мы же на работе, она сама всё делает…

    Я.С.В. – да, всегда интересуемся, как день прошёл, вместе уроки делаем, на танцы ходим.

    А.Т. – а мою спрашивать бесполезно, у неё всегда всё нормально…

    Учитель: я тоже мать, но и я допускаю ошибки. Я могу разговаривать со своим ребенком, глядя в экран компьютера или проверяя тетради. В итоге мой сын мне стал говорить следующие фразы: «Тебе работа дороже ребенка», «Я прошу тебя помочь, а ты …» И он прав. В такие моменты я его не вижу и не слышу. Но сами мы (родители и учителя) хотим, чтобы наши дети нас видели и слышали всегда.

    Вопрос: у кого дети дома одни до вечера? (Таких семей несколько).

    Вопрос: Всегда ли ваше общение с детьми носит доброжелательный и сочувствующий характер? (Не всегда)

    Вопрос: Ругаете ли вы детей? Ссоритесь с ними? Допускаете ли в разговоре грубые высказывания и оскорбления? (Да, бывает)

    Вопрос: А сами при детях ругаетесь друг с другом? (И такое случается.)

    Вопрос: Используете ли вы в общении с ребенком тактильный контакт (обнимаете, целуете и т.д.) – (Отв.: не всегда, не часто, практически нет – приезжаем поздно с работы, ребенок спит).

    Вопрос: У кого дети много времени проводят за телевизором или компьютером? (И таких хватает: 5-6 человек)

    Учитель: Ответив на эти простые вопросы, мы с вами подошли к пониманию корня возникающих проблем во взаимоотношениях и общении у наших детей. Каждый ребенок, общаясь со сверстниками и учителями, проецирует ту систему взаимодействия и взаимоотношений, которую наблюдает в своей семье. Мы сами являемся причиной и следствием того поведения, общения, которое видим в наших детях. Если хочется что-то изменить в лучшую сторону, то прежде всего надо посмотреть на себя и ответить на вопрос: «Что я делаю не так? Почему это происходит с моим ребенком? Как я могу повлиять и исправить сложившуюся ситуацию?»

         Целью современного обучения детей в школе является формирование у них универсальных учебных действий, т.е. способности учиться самостоятельно. Главным условием успеха этого процесса становится умение детей слушать и слышать, смотреть и видеть, без которых обучение в школе практически невозможно. Эти же умения определяют и структуру общения детей между собой, детей и родителей, родителей и учителей, учителей и учеников. Мне хочется сказать, что в классе установились в целом доброжелательные отношения, основанные на взаимоподдержке и взаимовыручке. Всё это создает комфортный эмоциональный климат внутри коллектива. Но тем не менее сложности есть и с ними нужно бороться адекватными средствами, направленными на общекультурное, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Хочется обратить ваше внимание на следующие аспекты общения с детьми:

    1. Роль имени (как мы называем ребенка) оказывает значимое воздействие на человека и определяет стиль общения, его цель. Например: «Соня, ты меня удивляешь!» или «Софья! Как тебе не стыдно!».
    2. Внушение ребенку осознания его значительности, обращение к нему как к личности, человеку, занятому делом: «Прости, пожалуйста, ты можешь мне помочь?» или «Извини, что отвлекаю, но мне без тебя не справиться».
    3. Не пренебрегать просьбами ребенка и не отсылать его на потом. Мы тоже должны их слышать, тогда они научатся этому сами.
    4. Чаще задавать детям и себе вопрос: «Зачем?». Когда знаю, зачем я что-то делаю, то найду способы как мне этого достичь.
    5. Использовать в семье положительное эмоциональное общение, т.е. всячески поддерживать ребенка, говорить комплименты, благодарить, поощрять и хвалить за достигнутый результат (даже получив низкую оценку, можно найти повод похвалить ребенка).
    6. Сократить до минимума отрицательное эмоциональное общение, сопровождающееся разного рода «уколами» и направленное на наказание. Не следует выражать демонстративное безразличие («Твои проблемы, ты и решай» или «Сам разбирайся»), холодность («Ты мне надоела», «Меня это не касается и никак не волнует»), пренебрежение или презрение («Не буду помогать лентяю», «Ты дурак! урод!» и т.д.).
    7. Аккуратно использовать позы, жесты и мимику. Ими очень сильно можно ранить душу ребенка (образ в памяти детей хранится дольше), и он потом долго не захочет идти на контакт, закроется в себе.
    8. Общение должно быть эффективным, тогда оно становится залогом успешного обучения и достижения желаемых результатов, мотивирует ребенка, помогает осознать цель обучения, выбрать пути ее достижения.

        На занятиях по программе «Твое здоровье» мы с детьми изучаем различные проявления эмоций и чувств в жизни человека, в его  общении с окружающим миром. На уроках также присутствуют жесты и мимика, обязателен зрительный контакт (понимают по глазам – невербальное общение). Дети без слов научились понимать мою оценку их поведению, общению и другим видам деятельности. Без слов понимают, что я хочу сказать (общаемся на уровне жестов и мимики) Им такое общение нравится даже больше, чем словесное (вербальное).

         Но есть озлобленные, обиженные жизнью ребята, которые лишены счастья общения в семье (родительская запущенность) и растут как  трава в поле, предоставленные сами себе. Они могут намеренно создавать ситуации, основанные на негативной оценке и характеристике своих одноклассников, только для того, чтобы привлечь к себе внимание и оказаться «центром Вселенной». Тогда мы прибегаем к силе слова, подкрепленного взглядом, жестом, движением и создаем ситуацию, в которой ему деваться некуда и он сдает свою позицию задиры и хвастуна, начинает строить дружественные отношения. Наша с вами задача – научить детей доброму, эмоционально-положительному общению, в основе которого лежат любовь и признание, уважение и понимание, сочувствие и поддержка.

    Рекомендации родителям:

         Общение несет в себе три основных функции: эмоциональный обмен, побуждение, информирование. Общайтесь со своими детьми ежедневно, хотя бы перед сном уделите внимание именно этому ребенку, обнимите, погладьте по головке, по спинке. Интересуйтесь их жизнью, вместе радуйтесь и переживайте неудачи, поддерживайте друг друга во всем, помогайте справляться с трудностями, но не перекладывайте трудности детей полностью на себя (не надо решать за них, надо вместе с ними), стремитесь к достижению поставленных целей вместе, избавьте детей от взрослых конфликтов, взаимных оскорблений и обид, побольше заглядывайте им в душу (в глаза – зеркало души).

         Создать в семье положительный микроклимат, основанный на любви и уважении, доверии и поддержке – это научить ребенка общаться с окружающим миром, любить и уважать не только себя и свою семью. Это дать ему билет в счастливую жизнь, в которой он добьется желаемых результатов и не останется один со своим горем и обидой.

    Практическая часть. 

         Родителям предлагается разыграть несколько эпизодов, отражающих функции общения.

    1. Одному из родителей предлагается рассказать о своем прожитом дне наиболее подробно;
    2. Родителю предлагается рассказать о том, как проходит день его ребенка самым подробным образом;
    3. Двум родителям надо разыграть диалог на тему: «Ох уж эти детки!»
    4. Двум родителям предлагается разыграть встречу двух друзей с нескольких позиций:

    - встреча желанная для обоих,

    - встреча безразлична для одной из сторон;

    - встреча нежеланна для обеих сторон.

    1. Двум родителям разыграть сцену: «Вы – учитель, он – ученик, допустивший оскорбление другого ребенка или самого учителя»;
    2. Двум родителям разыграть сцену: «Ребенок просит что-то купить, а вы ему отказываете. Возникает конфликт…»;
    3. Двум родителям предлагается разыграть сцену: «Вы – недовольный родитель, вы – учитель».

    Обсуждение итогов практической части.

    Обмен мнениями. Высказывание своего отношения к ходу собрания, замечания и предложения родителей.

    Используемая литература:

    Р.С.Немов. «Психология», том 1; «Практическая психология». Москва: Владос, 1995, 1998 гг.

    Словарь психологических терминов.

    Н.Рогова. «Настольная книга психолога в образовании». М.: Владос, 1995г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"?"

    Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания для школьника"...

    Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

    На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

    Родительское собрание по теме "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

    Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий;  дать рекоменда­ции родителям по организации самообразования школьника....

    Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"

    Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...

    Родительское собрание по теме «Роль режима дня в жизни младшего школьника».

     Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека....