Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему


 
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни
 
       Обучению грамоте, языку и математике в учебном плане начальной школы уделяется должное внимание, а вот как научить детей  следить за состоянием своего здоровья, правильно питаться, соблюдать режим дня ,  вести активный образ жизни, сделать так, чтобы дети были не  пассивными слушателями, а активными пропагандистами здорового образа жизни?  Данный проект – это первый шаг в этом направлении.  
        Учебный проект «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»  имеет  своей задачей формирование здорового образа жизни обучающихся, развитие умений и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья. 
        Данный проект дети реализовали в рамках образовательной области «Естествознание» (см. визитная карточка проекта).
        Основополагающей проблемой данного проекта стал вопрос: как сохранить своё здоровье? 
Обучающиеся работали в микро группах, каждая из которых исследовала свою проблему. В ходе исследования дети учились самостоятельно организовывать свою деятельность по сбору, анализу, предоставлению информации, добытой из разных источников; развивали такие компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, как работа с учебной книгой, энциклопедией, в том числе и в электронном варианте, поиск необходимого материала в сети Интернет. 
         Данный проект помог формированию у учащихся  таких компетентностей бытовой сферы, как составление режима дня для планирования своего рабочего времени  и времени отдыха; развитие умений и навыков личной гигиены, навыков выполнения комплекса утренней гимнастики; формирование умения рационально питаться.  В ходе работы над проектом учащиеся развивали и свои коммуникативные навыки- умение  проводить опрос, брать интервью, выступать с защитой проекта. Не менее значимым оказалось и развитие технологических умений: умение работать с текстовым редактором, электронными таблицами и диаграммами, умение производить цифровую съёмку, оформлять результаты своей работы в презентации.
       В целом, работа над проектом велась в течение месяца. Началась она на одном из классных часов: «Ваше здоровье!», где детям было предложено заполнить анкету, содержащую вопросы, диагностирующие выполнение режима и рациона  питания, роль физической культуры и спорта в семье. Далее дети в течение недели работали с таблицей «Хронометраж недели ученика», где отражали в соответствии с временем такие режимные моменты как сон, питание, учебные занятия, прогулки, занятия в кружках, просмотр ТВ и игра на компьютере, домашние дела. Эти данные понадобились им, чтобы выявить проблему: значение режима дня для сохранения здоровья, решение которой дети одной из микрогрупп отразили в своём проекте.
           Непосредственная работа над проектом  длилась 2 недели на уроках естествознания и во внеурочное время. Сначала  перед детьми в игровой форме была поставлена проблемная ситуация: как сохранить своё здоровье? Нужно было помочь Незнайке разобраться в этой проблеме.  Далее дети разделились на группы в соответствии с интересующими их вопросами. Каждая группа получила своё задание исследовать проблему: Для чего нужен режим дня? Как правильно питаться? Зачем нужно делать зарядку? 
          Каждая семья получила буклеты с содержанием проектной деятельности, поэтому в сборе информации, оформлении результатов исследовательской деятельности активное участие принимали и родители. Это уже не первый проект, который мы реализуем вместе с родителями, один из творческих проектов был представлен нами на районном семинаре заместителей директоров осенью 2008г.  и носил название «Мир семьи», поэтому надо отдать должное родителям, они стали надежными помощниками и соавторами своим детям. В ходе работы над проектом дети побывали на экскурсии в Работкинской районной больнице и взяли интервью у главного врача Евлампьева Н.А.
      Вашему вниманию предлагаются презентации детских проектов «В гостях у Пончика и доктора Пилюлькина» и видео фрагмент урока с защитой проекта «В гостях у Знайки» (см. архив; видео на стр. моего мини-сайта).
    Хотелось бы отметить, что данный вид работы является значимым не только потому, что позволяет учащимся усвоить знания, научиться самостоятельно организовывать свою деятельность, анализировать и представлять информацию с помощью информационных технологий, но и потому, что проблемные вопросы, поднятые в проекте, являются личностно- значимыми для каждого человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_uroku_estestvoznaniya.rar2.6 МБ

Предварительный просмотр:

"Визитная карточка" проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора

   Шульпина Ольга Германовна                                                                                                    

Регион, в котором находится школа

   Нижегородская область

Город, в котором находится школа

   Кстовский район

Номер и/или название школы

   МБОУ СОШ с.Работки

Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel® «Обучение для будущего» или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора?

▢ Да

▢ Нет

Какова тема Вашего учебного проекта?   « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Ты и твоё здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье надо беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Твоё здоровье и питание. Значение физической культуры.

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

Сформировать  представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить компоненты, составляющие здоровье человека,  приобщение детей к ведению здорового образа жизни, развитие критического мышления, навыков сотрудничества.

Какие компетентности формирует Ваш проект?

▢ В сфере самостоятельной деятельности.

▢ Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

▢ В сфере гражданско-общественной деятельности.

▢ В сфере социально-трудовой деятельности.

▢ В бытовой сфере.

▢ В сфере культурно-досуговой деятельности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

 Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос:


Как сохранить своё здоровье?

Вопросы учебной темы (проблемные):

Что такое гигиена?

Для чего нужен режим дня?

Зачем нужно делать зарядку?

Как правильно питаться?

Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

 « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

Влияние режима дня  на здоровье человека, значение утренней гимнастики на самочувствие.

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

Ты и твоё здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье надо беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Твоё здоровье и питание. Значение физической культуры.

Предметные области

(Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

▢ Русский язык

▢ Химия

▢ Литература

▢ Материальные технологии

▢ Физическая география

▢  Информационные технологии

▢ Иностранный язык

▢ История

▢ Музыка

▢ Математика

▢ Обществоведение

▢ Информатика

▢ Граждановедение

▢ Физическая культура

▢ ОБЖ

▢  Биология

▢  Краеведение

▢ Физика и Астрономия

▢ Изобразительное искусство, МХК

▢  Окружающий мир, природоведение

▢  Экономическая география, экономика

Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

▢ начальная школа

  старшая школа

▢ разновозрастная

▢ средняя школа

Оформление результатов проекта

▢ Журнал

▢ Веб-сайт

▢ Видеоклип

▢ Презентация

▢ Информационный бюллетень, листовка

▢ Другое:___________________________________________________________________________________

Напишите краткую аннотацию проекта

             Проект охватывает  учебный предмет – окружающий мир.

        В ходе самостоятельного исследования, школьники должны выделить основные компоненты здоровья,  усвоить навыки гигиены, понять необходимость занятий физической культурой, умения правильно питаться.

        В процессе групповой работы дети учатся правилам сотрудничества, развивают навыки критического мышления и толерантности. Данный проект помогает формированию таких компетентностей бытовой сферы, как составление режима дня для планирования своего рабочего дня и времени отдыха; формирует умения и навыки личной гигиены; навыки выполнения комплекса утренней гимнастики, физкультминуток между уроками при выполнении домашнего задания и т.п. Дети учатся планировать свое свободное время, отводя в нем должное место активному отдыху, физкультуре и спорту. Проект так же формирует умения самостоятельно организовать свою деятельность по сбору и анализу, предоставлению информации, добытой из различных источников, компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (работа с печатной книгой; с энциклопедиями, в том числе и в электронном варианте; поиски необходимого материала через Интернет).

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

2 недели, 4 часа

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

▢ Веб-камера

▢ CD-проигрыватель

▢ Видеокамера

▢ Компьютер(ы)

▢ Принтер

▢ Видеомагнитофон

▢ Цифровая камера

▢ Сканер

▢ Проекционная система

▢ DVD-проигрыватель

▢ Телевизор

▢ Другое:

▢ Доступ к Интернету

▢ Видео-, конференц-оборудование

Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) 

▢ СУБД/электронные таблицы

▢ Программы обработки изображений

▢ Издательские программы

▢ Веб-браузер

▢ Программы электронной почты

▢ Программы работы с мультимедиа

▢ Мультимедийные энциклопедии

▢ Программы разработки веб-сайтов

▢ Текстовые процессоры

▢ Другое:

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Деятельность учащихся оценивается в форме тестирования, творческих заданий (организуется выставка рисунков,   разрабатывается комплекс упражнений для утренней гимнастики).

Ключевые слова

Гигиена, рациональное питание, физическая культура, режим дня, здоровый образ жизни

Intel® Обучение для будущего
©2009  Intel Corporation.
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня представлений родителей младших школьников о здоровом образе жизни

Считаю необходимым пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди взрослых. Зачастую понятия «здоровье» и ЗОЖ подменяют друг друга. Пытаюсь разобраться в этом сама и поделиться с ...

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни

Статья, расскрывающая отношение младших школьников к здоровому образу жизни...

Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Технология формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни

.Цели технологии:1.     Формирование личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.2....

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детс...

Методическая разработка "Формирование у младших школьников навыков здорового образа жизни в группе продленного дня»

Все знают, что здоровье – это самый ценный дар, который дается нам в этой жизни. И беречь этот дар нужно смолоду: правильно питаться, соблюдать режим дня, заботиться о гигиене тела, и, самое гла...