Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
    методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему


     
    Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни
     
           Обучению грамоте, языку и математике в учебном плане начальной школы уделяется должное внимание, а вот как научить детей  следить за состоянием своего здоровья, правильно питаться, соблюдать режим дня ,  вести активный образ жизни, сделать так, чтобы дети были не  пассивными слушателями, а активными пропагандистами здорового образа жизни?  Данный проект – это первый шаг в этом направлении.  
            Учебный проект «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»  имеет  своей задачей формирование здорового образа жизни обучающихся, развитие умений и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья. 
            Данный проект дети реализовали в рамках образовательной области «Естествознание» (см. визитная карточка проекта).
            Основополагающей проблемой данного проекта стал вопрос: как сохранить своё здоровье? 
    Обучающиеся работали в микро группах, каждая из которых исследовала свою проблему. В ходе исследования дети учились самостоятельно организовывать свою деятельность по сбору, анализу, предоставлению информации, добытой из разных источников; развивали такие компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, как работа с учебной книгой, энциклопедией, в том числе и в электронном варианте, поиск необходимого материала в сети Интернет. 
             Данный проект помог формированию у учащихся  таких компетентностей бытовой сферы, как составление режима дня для планирования своего рабочего времени  и времени отдыха; развитие умений и навыков личной гигиены, навыков выполнения комплекса утренней гимнастики; формирование умения рационально питаться.  В ходе работы над проектом учащиеся развивали и свои коммуникативные навыки- умение  проводить опрос, брать интервью, выступать с защитой проекта. Не менее значимым оказалось и развитие технологических умений: умение работать с текстовым редактором, электронными таблицами и диаграммами, умение производить цифровую съёмку, оформлять результаты своей работы в презентации.
           В целом, работа над проектом велась в течение месяца. Началась она на одном из классных часов: «Ваше здоровье!», где детям было предложено заполнить анкету, содержащую вопросы, диагностирующие выполнение режима и рациона  питания, роль физической культуры и спорта в семье. Далее дети в течение недели работали с таблицей «Хронометраж недели ученика», где отражали в соответствии с временем такие режимные моменты как сон, питание, учебные занятия, прогулки, занятия в кружках, просмотр ТВ и игра на компьютере, домашние дела. Эти данные понадобились им, чтобы выявить проблему: значение режима дня для сохранения здоровья, решение которой дети одной из микрогрупп отразили в своём проекте.
               Непосредственная работа над проектом  длилась 2 недели на уроках естествознания и во внеурочное время. Сначала  перед детьми в игровой форме была поставлена проблемная ситуация: как сохранить своё здоровье? Нужно было помочь Незнайке разобраться в этой проблеме.  Далее дети разделились на группы в соответствии с интересующими их вопросами. Каждая группа получила своё задание исследовать проблему: Для чего нужен режим дня? Как правильно питаться? Зачем нужно делать зарядку? 
              Каждая семья получила буклеты с содержанием проектной деятельности, поэтому в сборе информации, оформлении результатов исследовательской деятельности активное участие принимали и родители. Это уже не первый проект, который мы реализуем вместе с родителями, один из творческих проектов был представлен нами на районном семинаре заместителей директоров осенью 2008г.  и носил название «Мир семьи», поэтому надо отдать должное родителям, они стали надежными помощниками и соавторами своим детям. В ходе работы над проектом дети побывали на экскурсии в Работкинской районной больнице и взяли интервью у главного врача Евлампьева Н.А.
          Вашему вниманию предлагаются презентации детских проектов «В гостях у Пончика и доктора Пилюлькина» и видео фрагмент урока с защитой проекта «В гостях у Знайки» (см. архив; видео на стр. моего мини-сайта).
        Хотелось бы отметить, что данный вид работы является значимым не только потому, что позволяет учащимся усвоить знания, научиться самостоятельно организовывать свою деятельность, анализировать и представлять информацию с помощью информационных технологий, но и потому, что проблемные вопросы, поднятые в проекте, являются личностно- значимыми для каждого человека.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл materialy_k_uroku_estestvoznaniya.rar2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    "Визитная карточка" проекта

    Автор проекта

    Фамилия, имя, отчество автора

       Шульпина Ольга Германовна                                                                                                    

    Регион, в котором находится школа

       Нижегородская область

    Город, в котором находится школа

       Кстовский район

    Номер и/или название школы

       МБОУ СОШ с.Работки

    Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel® «Обучение для будущего» или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора?

    ▢ Да

    ▢ Нет

    Какова тема Вашего учебного проекта?   « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

    Ты и твоё здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье надо беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Твоё здоровье и питание. Значение физической культуры.

    Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

    Сформировать  представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить компоненты, составляющие здоровье человека,  приобщение детей к ведению здорового образа жизни, развитие критического мышления, навыков сотрудничества.

    Какие компетентности формирует Ваш проект?

    ▢ В сфере самостоятельной деятельности.

    ▢ Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

    ▢ В сфере гражданско-общественной деятельности.

    ▢ В сфере социально-трудовой деятельности.

    ▢ В бытовой сфере.

    ▢ В сфере культурно-досуговой деятельности.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

     Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

    Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

    Основополагающий вопрос:


    Как сохранить своё здоровье?

    Вопросы учебной темы (проблемные):

    Что такое гигиена?

    Для чего нужен режим дня?

    Зачем нужно делать зарядку?

    Как правильно питаться?

    Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

     « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

    Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

    Влияние режима дня  на здоровье человека, значение утренней гимнастики на самочувствие.

    Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

    Ты и твоё здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье надо беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Твоё здоровье и питание. Значение физической культуры.

    Предметные области

    (Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

    ▢ Русский язык

    ▢ Химия

    ▢ Литература

    ▢ Материальные технологии

    ▢ Физическая география

    ▢  Информационные технологии

    ▢ Иностранный язык

    ▢ История

    ▢ Музыка

    ▢ Математика

    ▢ Обществоведение

    ▢ Информатика

    ▢ Граждановедение

    ▢ Физическая культура

    ▢ ОБЖ

    ▢  Биология

    ▢  Краеведение

    ▢ Физика и Астрономия

    ▢ Изобразительное искусство, МХК

    ▢  Окружающий мир, природоведение

    ▢  Экономическая география, экономика

    Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

    ▢ начальная школа

      старшая школа

    ▢ разновозрастная

    ▢ средняя школа

    Оформление результатов проекта

    ▢ Журнал

    ▢ Веб-сайт

    ▢ Видеоклип

    ▢ Презентация

    ▢ Информационный бюллетень, листовка

    ▢ Другое:___________________________________________________________________________________

    Напишите краткую аннотацию проекта

                 Проект охватывает  учебный предмет – окружающий мир.

            В ходе самостоятельного исследования, школьники должны выделить основные компоненты здоровья,  усвоить навыки гигиены, понять необходимость занятий физической культурой, умения правильно питаться.

            В процессе групповой работы дети учатся правилам сотрудничества, развивают навыки критического мышления и толерантности. Данный проект помогает формированию таких компетентностей бытовой сферы, как составление режима дня для планирования своего рабочего дня и времени отдыха; формирует умения и навыки личной гигиены; навыки выполнения комплекса утренней гимнастики, физкультминуток между уроками при выполнении домашнего задания и т.п. Дети учатся планировать свое свободное время, отводя в нем должное место активному отдыху, физкультуре и спорту. Проект так же формирует умения самостоятельно организовать свою деятельность по сбору и анализу, предоставлению информации, добытой из различных источников, компетентности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (работа с печатной книгой; с энциклопедиями, в том числе и в электронном варианте; поиски необходимого материала через Интернет).

    Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

    2 недели, 4 часа

    Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

    Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

    ▢ Веб-камера

    ▢ CD-проигрыватель

    ▢ Видеокамера

    ▢ Компьютер(ы)

    ▢ Принтер

    ▢ Видеомагнитофон

    ▢ Цифровая камера

    ▢ Сканер

    ▢ Проекционная система

    ▢ DVD-проигрыватель

    ▢ Телевизор

    ▢ Другое:

    ▢ Доступ к Интернету

    ▢ Видео-, конференц-оборудование

    Программное обеспечение (отметьте нужные пункты) 

    ▢ СУБД/электронные таблицы

    ▢ Программы обработки изображений

    ▢ Издательские программы

    ▢ Веб-браузер

    ▢ Программы электронной почты

    ▢ Программы работы с мультимедиа

    ▢ Мультимедийные энциклопедии

    ▢ Программы разработки веб-сайтов

    ▢ Текстовые процессоры

    ▢ Другое:

    Как будет оцениваться деятельность учащихся?

    Деятельность учащихся оценивается в форме тестирования, творческих заданий (организуется выставка рисунков,   разрабатывается комплекс упражнений для утренней гимнастики).

    Ключевые слова

    Гигиена, рациональное питание, физическая культура, режим дня, здоровый образ жизни

    Intel® Обучение для будущего
    ©2009  Intel Corporation.
            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оценка уровня представлений родителей младших школьников о здоровом образе жизни

    Считаю необходимым пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди взрослых. Зачастую понятия «здоровье» и ЗОЖ подменяют друг друга. Пытаюсь разобраться в этом сама и поделиться с ...

    Отношение младших школьников к здоровому образу жизни

    Статья, расскрывающая отношение младших школьников к здоровому образу жизни...

    Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

            Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

    Формирование основ здорового образа жизни младших школьников

    Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...

    Технология формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни

    .Цели технологии:1.     Формирование личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.2....

    ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

    Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детс...