Проектно – исследовательский метод при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
методическая разработка по орксэ на тему

Игнатьева Виктория Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательский метод  при обучении предмету

             «Основы  религиозных культур  и светской этики».

  Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют  развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у обучающихся универсальных  умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.  

  Анализ современных образовательных программ для начальной школы показал, что они представляют широкие возможности для организации проектно  - исследовательской деятельности обучающихся  в рамках изучения различных учебных дисциплин. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает такие  основные виды учебной и внеурочной деятельности как проект и исследование.

 Цель педагогической концепции: создание исследовательской образовательной среды на уроках ОРКСЭ  

Задачи:      Разработка системы заданий и упражнений, позволяющих активизировать проектно – исследовательскую деятельность младших школьников на уроках ОРКСЭ.

Новизна исследования заключается в том, что разработанные задания и упражнения, использованные на уроках ОРКСЭ, позволят успешно решать задачи формирования исследовательского поведения у младших школьников.

Практическая значимость представляемого подхода определяется позитивным влиянием используемых дидактических и методических материалов на формирование исследовательского поведения у  младших школьников, а также возможностью тиражирования опыта   в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени образования.

   Исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование – это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности – приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа усвоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми.

 Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. Проект – это замысел, план, творчество по плану. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

 Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу. Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,  контроль и оценка).

Преподавание основ религиозных культур и светской этики строится с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширяются  мотивационные условия изучения  за счет использования  электронного сопровождения курса.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса,  выделяются следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков выбираю соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий
  • учебные и социальные проекты;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины
  • творческие мастерские.

Все обозначенные выше формы организации призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Более подробно хочу остановиться  на проектировании.

 Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок  метод проектов.

Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы  творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектность (в личностном и социальном плане) – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен в процессе специально организованного обучения.

Отличительные черты данной технологии:

 целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;

 практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;

 ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;

деятельностный подход;

 сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);

 возможность работать в индивидуальном темпе;

 формирование жизненно важных компетенций.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта

Ученик

  • Определяет цель деятельности
  • Открывает новые знания

  • Экспериментирует

  • Выбирает пути  решения

  • Активен

  • Субъект обучения

  • Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель

  • Помогает определять …
  • Рекомендует источники информации

  • Раскрывает возможные формы работы
  • Содействует прогнозированию результатов
  • Создаёт условия для активности школьника
  • Партнёр ученика

  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

На уроках ОРКСЭ ведущими являются коллективные формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и т.д. Они позволяют учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников. Формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи, и ответственности друг за друга.

 Среди видов  учебной деятельности на уроках по курсу ОРКСЭ особо выделяется проектная деятельность в разных ее формах: драматизация, интервью, письменная  творческая работа, создание галереи образов и т.д.

 Домашнее задания в курсе ОРКСЭ должны иметь творческий, поисковый,  проблемный характер.

  В содержании внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ должны быть отображены базовые национальные ценности. Выступающие как источники нравственности и расширяющие социокультурный опыт учащихся.

Проектная деятельность может быть различна.

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).

   Этапы работы над проектом.

Цель этапа

Этап

Действие учащихся.

Для чего?

Целеполагание

Постановка цели:

  • Зачем необходим проект;
  • Для кого он нужен – мне или другим

Что делать?  (работа над образом)

Разработки

Проработка образа – конечного результата:

  • Что будет конечным результатом – изделие или информация;
  • Представить различные варианты конечного образа;
  • Выбор лучшего варианта;
  • Какова конструкция изделия или форма подачи информации;
  • Какие материалы понадобятся.

   Как?  (технология изготовления)

Продумывание процесса изготовления:

  • Какова технологическая последовательность выполнения;
  • Предположить. Какие возможности конструкторско –технологические проблемы;
  • Поиск решения данных проблем;
  • Какие инструменты понадобятся.

   Воплощаем замысел

Выполнение

Процесс выполнения проекта:

  • Распределение ролей в коллективном проекте;
  • Изготовление изделия или подготовка информации.

  Что делали и как ?

Защита

Рефлексия проделанной работы:

  • Объяснение,  что решили делать и для чего;
  • Описание, как рождался образ объекта;
  • Какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы;
  • Как решались проблемы;
  • Что получилось.

Этапы работы над проектом

 I. Подготовительный этап. На этом этапе выбирается тема проекта, формулируется гипотеза, определяются цели и задачи, а также определяется количество участников. Просчитываются необходимые ресурсы.

II. Организация работы над проектом. Определяются источники информации, способы их сбора и обработки, продумывается содержание итогового продукта и форма его представления. В ходе работы над проектом распределяются задания между группами или внутри группы (если проект групповой), организуется взаимодействие между участниками проекта.

III. Завершающий этап. Осуществляется анализ материалов проведенного исследования, отбираются наиболее значимые из них, обсуждается и оформляется готовый продукт.

IV. Защита проекта. В различных формах представляются готовые результаты проектной деятельности. Это может быть пакет документов, отражающий результаты проектной работы (материалы социологического исследования, аналитическая справка, сообщение, статья, альбом и др.). Итоговый материал может быть представлен в форме тематического стенда, мультимедийных презентаций, материалов для конференций и т. п.

Темы проектов  достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Новизна может заключаться не в продукте, а в новом способе достижения уже известного результата.

В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.

Знания и умения, приобретаемые учащимися  на уроках орксэ, очень разнообразны и тесно связаны с другими общеобразовательными предметами – изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, историей, литературой и др. Поэтому, организуя исследовательскую работу учащихся,  используются межпредметные связи, учитываятся знания, полученные учащимися по другим предметам.

^ Примерная тематика проектов, исследований учащихся

 «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Во время учебного года при проведении предварительных итогов изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащимся были предложены темы творческих работ: Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)»

Творческие проекты защищались при изучении темы «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины»

Проект!

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что использование проектно – исследовательского метода на уроках ОРКСЭ будет эффективным для  реализации деятельностного подхода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказывается о значении и особенностях  использования проектно-исследовательской технологии в начальной школе....

Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.

Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы,  и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.

В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом....

Рабочая программа и КТП предмета "ОРКСЭ – «Основы светской этики» "

Рабочая программа составлена на основе:·авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина,  г. Москва,  «Просвещение», 2014г....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...