Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чёрикова Елена Викентьевна

Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека. В ходе урока используются технология критического мышления, проблемно-диалогические технологии. Работа проводится в группах по 5-6 человек. В течение урока ребята оформляют коллаж, который представляют в конце урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_predmetu_orkse.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Светская этика»

Класс: 4

Тема урока: Семья.

Тип урока: знакомство с новым материалом

Педагогические технологии: технология критического мышления, игровые, проблемно-диалогические, здоровье-сберегающие, информационно-коммуникативные.

Цель: 

  • создать условия для размышления обучающихся о роли и значении семьи в их жизни;
  • способствовать формированию ценностного отношения к семье и семейным ценностям;
  • познакомить обучающихся с ключевыми понятиями темы урока: семья, род, фамилия, семейная ценность.

Задачи:

  • расширить представление о семье;.
  • сформировать понятие о семейной ценности и показать ее значение в воспитании человека;
  • учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова;
  • чуить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме, выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.

УУД:

  • самоопределение;
  • целеполагание;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • умение выразить свои мысли более полно и точно;
  • умение учитывать мнения окружающих;
  • анализ, сравнение, обобщение;
  • умение извлекать из текстов необходимую информацию;
  • умение действовать по алгоритму;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • самооценка на основе критерия успешности.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, дискуссия.

В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

  • обучающиеся узнают, что такое род, семья; как возникли фамилии;
  • познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в устной и письменной речи;
  •  научатся понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
  • Усовершенствуют умения в области коммуникации, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Метапредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, пропедевтика курса обществознания, истории.

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, электронная презентация, раздаточный материал.

Этапы:

Содержание материала:

Деятельность учителя

Деятельность юбучающихся

Организационный

момент

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Сегодня кружочки для определения настроения я заменила ромашками. Значение цвета не изменилось оранжевый – отличное, жёлтый – хорошее, зелёный – не очень.  

  1. Подготовка к восприятию:

На экране слайд с фотографиями памятников, посвящённых семье, в городах: Саранске, Твери, Самаре.

Работа со словарём

Я приготовила для вас несколько фотографий. Взгляните пожалуйста на экран. Как вы думаете, кому посвящены эти памятники?

На фотографии в левом верхнем углу слайда представлен памятник, посвящённый семье, и находится он в г. Саранске. Открыт в 2008году, объявленном годом семьи. Композиция памятника представляет собой многодетную семью: маму, ожидающую малыша, папу и троих детишек.

Подобный памятник был открыт в Твери в прошлом 2016 году 8 июля. Среднее фото на слайде. Кто может сказать, что это за дата 8 июля?

(ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)

 На фото справа вы видите памятник счастливой семье, который установлен в городе Самара. Чем он отличается от остальных?

Может быть кто-нибудь из вас догадался, о чём мы сегодня будем рассуждать на уроке?  

Назовите тему урока. …………………………….

- Сегодня на уроке мы будем говорить о семье. (на доску прикрепляется табличка «СЕМЬЯ»)

Ребята, как вы понимаете, что такое семья. Дайте своё определение этому понятию.

А сейчас обратимся к словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое толкование этого слова даётся в данном словаре.  

Кто-то уже готов зачитать?

Давайте сделаем промежуточный вывод для себя, наша семья это …

Предполагаемые ответы обучающихся …….  (семье)

Предполагаемые ответы обучающихся …… «День семьи, любви и верности»

Предполагаемые ответы обучающихся …

Обучающиеся называют тему урока.

Обучающиеся высказывают свои варианты.

Один из обучающихся зачитывает определение слова «семья»

  1. 1.Это группа живущих вместе близких родственников;
  2. 2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

  1. Изучение нового материала:

На столах: карточки в форме домиков. Для задания «Теремок»

Игра «Ассоциация»

На столах конверты с вырезками из журналов, клей.

3. Закрепление изученного материала.

4.Рефлексия Подведение итогов: 

Помните сказку «Теремок»?

У каждого из вас на столе лежат карточки в виде домика, терема. Ваша задача поселить в него свою семью.

Терем-терем-теремок кто в тереме живёт?  

Подумайте, что объединяет всех членов семьи?

Фамилия – это один из символов семьи (рода). «Имя семьи, переходящее от родителей к детям»

А знаете ли вы, откуда произошёл этот символ?

Древние славяне были язычниками, они считали, что основателем рода мог быть не человек, а, например, мифическое существо или зверь (медведь, ворон), дух - покровитель, которое и давало название роду, а с годами перешло в привычные нам фамилии.

Фамилии так же происходили от прозвища, отчества, профессии.

Например, фамилия Мельниковы довольно распространенная фамилия во всем мире.  Живет человек, имеет мельницу. Среди односельчан он получает прозвище «мельник», а его правнуки получают фамилию Мельниковы.

Давайте представим, что каждая ваша группа – это семья. Посовещайтесь и придумайте себе фамилию.

Возьмите маркер и запишите её на середине листа.

Скажите, кто-нибудь из вас знает происхождение своей фамилии? А у кого появилось желание узнать, разобраться в этом вопросе, поднимите руку.

Для того, чтобы приступить к следующему заданию, я попрошу вас ещё раз задуматься над тем, что для вас означает семья. И выбрать картинку, соответствующую вашему представлению о семье. Приклеите пожалуйста свою картинку на общий лист.

У вас получаются очень интересные коллажи.

Обсудите пожалуйста в группах, то что вы создали (желательно чтобы каждый из вас высказался) и выберите представителя от группы, для презентации.

План представления работы:

  1. Название группы (Фамилия);
  2. С чем ассоциируется семья.

Ребята! Я предлагаю вам послушать одну притчу.
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь определённых принципов. Каких?

– Давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с тем, что написала семья?
Всё это мы называем семейными ценностями.
– Как вы считаете, прекратятся ли ссоры и раздоры в семье, если её члены будут придерживаться этих ценностей в отношении друг друга? Объясните свой ответ.
– Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Достаньте из конвертов ромашки и впишите в каждый лепесточек семейные ценности, которые по вашему мнению необходимы для того, чтобы семья была счастлива.

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Захотелось ли вам узнать что-нибудь о своей семье?

- Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии? Покажите пожалуйста.

Давней русской традицией можно назвать передачу вещей, принадлежащих далёким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома. На следующем уроке мы будем говорить о семейных традициях.

Обучающиеся выполняют задание.

Желающие ребята зачитывают кто живёт в их тереме.

- Фамилия.

Предполагаемые ответы обучающихся …

Обучающиеся выполняют задание.

По очереди называют придуманные «фамилии». Объясняют от чего она образована.

Дети задумываются над вопросом.

Ребята выполняют задание.

Представляют свою работу. По плану.

Выслушиваются высказывания детей.

Сравнивают свои высказывания с информацией на слайде.

Работа с ромашкой (индивидуально)

Ответы детей.

Домашнее задание

Я заранее называю тему, потому что домашнее задание будет опережающее. И урок пройдёт в форме музея одного дня, где экспонатами будут предметы, принесённые вами, а экскурсоводами вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе

Урок 8. Тема: «Пасха» Цели урока: расширить знания учащихся об истоках  истории и традиций христианского праздника  Пасхи,  познакомить учащихся  с историей воскреш...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ , модуль ОПК по теме "Заповеди"

На уроке используется групповая форма работы, детям предлагается маршрутный лист для организации самостоятельной работы на уроке. Новизна урока в сочетании разнообразных приёмов и методов, позволяющих...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль ОПК по теме: «Защита Отечества»

На уроке используется проблемо-диалогическая технология, групповая форма работы при выполнении творческого задания...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ

laquo;Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) по предмету ОРКСЭВозраст: 4 класс                              ...