Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять,  что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

В наше время даже  родители не могут собственным примером правильно объяснить,  где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем,  что сказка  самый  замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло».  В  них всегда побеждает добро, красота и искренность  героев.

Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый проект

 слушателя курсов:

Методическая разработка

 урока по теме:

«Добродетель и порок».

по модулю учебного курса ОРКСЭ:

«Основы светской этики».

                                         Подготовила: Плотникова Наталья Николаевна,

                                                      учитель начальных классов,

                                                                    МОУ «СОШ с. Старокучергановка»,

                                             Наримановский район,

                                            Астраханская область.

        2011г.

Аннотация:

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять,  что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

В наше время даже  родители не могут собственным примером правильно объяснить,  где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем,  что сказка  самый  замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло».  В  них всегда побеждает добро, красота и искренность  героев.

Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

Цели:

  1. Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.
  2. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
  3. Решение противоречий.

        Задачи:

Образовательная:

  1. Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
  2. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая:

  1. Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
  2. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  3. Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  4. Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  5. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная:

  1. Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.
  2. Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

                                                             Компетенции:

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ
  2. ИНФОРМАЦИОННАЯ

 (через иллюстративный материал, материал пособия)

  1. САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
  2. САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

        Оборудование:

  1. Интерактивное оборудование.
  2. Оформление доски:

- выставка детских фотографий « Мы - помощники»,

- вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».

  1. Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…»
  2. Презентация к уроку.
  3. Для групповой работы:

- пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» (6 штук),

- списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук),

- материал для игры «Найдите противоположности» (6 штук),

- ромашка  с именами героев на лепестках  из сказки «Снежная королева»,

- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».

        Предварительная подготовка:

Учитель:

  1. Сбор необходимого материала для презентации.
  2. Расстановка парт для групповой работы.
  3. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.

Ученики:

  1. Выполняют творческие задания:

- Фотографии на тему «Мы – помощники»,

- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,

- Интервью с членами семьи о добре и зле.

Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.

План урока:

  1. Организационный момент.
  1. Песенка Леопольда «Если добрый ты …»
  2. Стадия вызова
  1. Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
  1. Рассказы  учащихся о добре и зле по рисункам  из сказок
  1. Игра «Собери  пословицы» о добре и зле.
  1. Тема урока: «Добродетель и порок».
  1. Обсуждение, что такое добродетель и  порок.
  1. Работа в группах.
  1. Составление из пазлов картинок с  героями из сказок «Морозко»,  «12 месяцев», «Золушка».  
  2. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
  1. Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств  порока.
  2. Работа с текстом.
  1. Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
  2. Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
  3. Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
  1. Этап рефлексии. Работа в группах.
  1. творческая работа с афоризмами.
  2. игра «Найдите  противоположности».
  3. игра «Гадаем  на  ромашке»

 (о качествах добродетели и порока героев  сказки  «Снежная королева» Андерсена).

  1. Итог урока.
  1. Ответы на основные  вопросы урока.
  1.  Домашние творческие задания.
  1. Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость».
  2. Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
  3. Рассказ семье о добродетели и пороке.
  4. Интервью с членами семьи по вопросам из пособия.

Продолжительность работы: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.

        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Звучит песенка Леопольда

 «Если добрый ты это хорошо,

 а когда наоборот -  плохо…»

- О чем мы будем  говорить на уроке?

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

«Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

 - А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле, как этических категориях?

- Согласились ли они с вами?

- Все ли им было понятно в вашем рассказе?

- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

  1. игра «Собери  пословицы» о добре и зле:

Торопись на доброе дело,                                              а добро век не забудется.

Лихо помнится,        что есть добрые люди.

Злой не верит,        а худое само приспеет.

- Объясните смысл пословиц.

  1. Тема урока: «Добродетель и порок».
  1. Обсуждение, что такое добродетель.

ДОБРО

ДЕЛАТЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ

- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

  1. Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)

Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.

Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

  1. Обсуждение, что такое порок.

- Известно ли вам что такое  «порок»?

- Как вы думаете, что это такое?

ПОРОК

                                                                       

  1. Работа в группах:
  1. Деление на группы.
  2.  Каждая группа составляет картинку  из пазлов с  героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
  3. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Золушка»,

3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Составление коллективного кластера по теме:                                     

Трудолюбие

Работоспособность

Ответственность

Дружелюбие

Вежливость

Сочувствие

Доброта

любовь

Жадность

Лень

Ложь

Хвастовство

Зазнайство

Злость

ненависть

        

  1. Работа с текстом.
  1. Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».

- Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

- Какого человека можно считать добродетельным?

- Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Подтвердите словами из текста.

- Что значит «признание ценности других людей»?

  1. Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».

- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».

  1. Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.

- Кто может стать образцом для подражания?

- Рассмотрите  фотографии в пособии (стр.16-17)

- Чем эти люди знамениты?

- Почему они могут служить примером для подражания?

- Кто для вас является образцом для подражания?

  1. Этап рефлексии. Работа в группах.
  1. творческая работа с афоризмами для каждой группы:

Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.

«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.

  1. игра «Найдите  противоположности» для групп:

Задание: Соедините противоположные друг другу  качества:

                       

  1. игра «Гадаем  на  ромашке».         Работа в группах.

Герда

На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого  лепестка -  имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя.

     Кай

  Ворон

 Тролль

Маленькая

разбойница

Снежная

королева

        

        

  1. Итог урока.

- Что такое добродетель?

- Что такое порок?

- Что такое добродетельный человек?

-А  все становятся  полностью добродетельными людьми?

  1.  Домашние творческие задания.
  1. Создать альбом: «Ими гордится Россия»

или «Наша гордость».

  1. Написать мини-сочинение на тему: «Как я помогаю людям».
  2. Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
  3. Интервью: Задать вопросы из пособия членам своей  семьи.

 Если они затрудняются ответить, помочь им.

Дидактические средства достижения цели:

  1. Использование афоризмов,
  2. Иллюстративный материал пособия и презентации,
  3. Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость»,
  4. Мини – сочинение: «Как я помогаю людям»,
  5. Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
  6. Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
  7. Составление коллективного кластера положительных и отрицательных  качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева»,
  8. Интервью с членами семьи.

Ресурсы:

  1.        http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/
  2.         http://delaroshfuko.ru/maks19.html
  3.         http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/
  4.         http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/
  5.        http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока по теме: «Добродетель и порок». По модулю учебного курса ОРКСЭ « Основы светской этики» Плотникова Наталья Николаевна, Учитель начальных классов, МОУ «СОШ с. Старокучергановка », Наримановский район, Астраханская область. 2011 г.

Слайд 2

Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».

Слайд 3

Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка. Решение противоречий.

Слайд 4

Задачи: Образовательная: Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. .

Слайд 5

. Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение). Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос. Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия. Развитие воображения, мышления, внимания.

Слайд 6

Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям. Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности. .

Слайд 7

Компетенции: КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ (через иллюстративный материал,) САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная) САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная) .

Слайд 8

Оборудование: *Интерактивное оборудование. *Оформление доски: - выставка детских фотографий « Мы - помощники», - вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках». *Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…» *Презентация к уроку. *Для групповой работы: - пазлы с героями сказок « Морозко », «12 месяцев», «Золушка» (6 штук) - списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук) - материал для игры «Найдите противоположности» - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева» - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы». .

Слайд 9

Предварительная подготовка: Учитель: Сбор необходимого материала для презентации. Расстановка парт для групповой работы. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой. Ученики: Выполняют творческие задания: - Фотография на тему «Мы – помощники» - Рисунок на тему «Добро и зло в сказках» - Интервью с членами семьи о добре и зле.

Слайд 10

Ключевые слова : добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек. .

Слайд 11

План урока: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 3. Тема урока: «Добродетель и порок». 4. Работа в группах. 5. Составление коллективного кластера. 6. Работа с текстом. 7. Этап рефлексии. 8. Итог урока. 9. Домашнее творческое задание.

Слайд 12

Продолжительность работы : 40 минут. Место проведения : учебный кабинет с интерактивным оборудованием .

Слайд 13

1 . Организационный момент: Стадия вызова: - О чем мы будем говорить на уроке? ???????????????????????????????????????????????????????? ???????????????? ?????????

Слайд 14

Обсуждение результатов домашнего задания: « Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо?» -Кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле? -Согласны ли они с вами? -Всё им было понятно в вашем рассказе? -Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

Слайд 15

Игра «Собери пословицы» о добре и зле.

Слайд 16

Проверьте пословицы: *Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. * Лихо помнится, а добро век не забудется. *Злой не верит, что есть добрые люди.

Слайд 17

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК

Слайд 18

Что такое добродетель? Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

Слайд 19

. ДОБРОДЕТЕЛЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Слайд 20

Прочитайте статью в пособии (стр.16-17) Задание: Найдите 2 определения добродетели. Подчеркните их.

Слайд 21

***Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. *** Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

Слайд 22

Известно ли вам, что такое порок? Как вы думаете, что это такое?

Слайд 23

Чт .

Слайд 24

. ПОРОК Противоположность добродетели Свойство характера, которое позорит человека Предосудительный Недостаток человека Причинение зла себе и другим людям

Слайд 25

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Слайд 26

ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК . Трудолюбие Работоспособность Ответственность Дружелюбие Вежливость Сочувствие Доброта Любовь Жадность Лень Ложь Хвастовство Зазнайство Злость Ненависть

Слайд 27

Что значит быть добродетельным человеком?

Слайд 28

МЫ - ПОМОЩНИКИ .

Слайд 29

Образец подражания .

Слайд 30

Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добродетели и двумя чертами – качества порока: - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Слайд 31

Проверьте себя - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Слайд 32

жадность неблагодарность лень ложь зло порок добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие Задание: Соедините противоположные друг другу качества.

Слайд 33

Проверьте себя . добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие жадность неблагодарность лень ложь зло порок

Слайд 34

Игра «Гадаем на ромашке» Задание : Назовите добродетельные и порочные качества своего героя.

Слайд 35

Итог урока: * Что такое добродетель? *Что такое порок? *Что такое добродетельный человек?

Слайд 36

Домашнее задание: *Создать альбом : « Ими гордится Россия » или « Наша гордость ». *Написать мини – сочинение на тему: « Как я помогаю людям ». *Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. *Интервью: задать вопросы из пособия членам своей семьи. Если они затрудняются ответить, помочь им.

Слайд 37

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский

Слайд 38

Творческих успехов!

Слайд 39

Ресурсы: http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/ http://delaroshfuko.ru/maks19.html http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/ http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/ http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

Презентация к уроку по теме "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ" Основы светской этики.

Презентация используется на уроке светской этики....

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....

Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".

Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...

Урок по теме «Добродетель и порок» модуль «Основы светской этики»

Конспект урока по теме «Добродетель и порок»  модуль «Основы светской этики»...