Главные вкладки

    Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.
    методическая разработка (4 класс) по теме

     

    Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

    Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять,  что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

    В наше время даже  родители не могут собственным примером правильно объяснить,  где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем,  что сказка  самый  замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло».  В  них всегда побеждает добро, красота и искренность  героев.

    Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Итоговый проект

     слушателя курсов:

    Методическая разработка

     урока по теме:

    «Добродетель и порок».

    по модулю учебного курса ОРКСЭ:

    «Основы светской этики».

                                             Подготовила: Плотникова Наталья Николаевна,

                                                          учитель начальных классов,

                                                                        МОУ «СОШ с. Старокучергановка»,

                                                 Наримановский район,

                                                Астраханская область.

            2011г.

    Аннотация:

    Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

    Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять,  что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

    В наше время даже  родители не могут собственным примером правильно объяснить,  где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем,  что сказка  самый  замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло».  В  них всегда побеждает добро, красота и искренность  героев.

    Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

    Цели:

    1. Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.
    2. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
    3. Решение противоречий.

            Задачи:

    Образовательная:

    1. Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
    2. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

    Развивающая:

    1. Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
    2. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
    3. Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
    4. Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
    5. Развитие воображения, мышления, внимания.

    Воспитательная:

    1. Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.
    2. Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

                                                                 Компетенции:

    1. КОММУНИКАТИВНАЯ
    2. ИНФОРМАЦИОННАЯ

     (через иллюстративный материал, материал пособия)

    1. САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
    2. САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

            Оборудование:

    1. Интерактивное оборудование.
    2. Оформление доски:

    - выставка детских фотографий « Мы - помощники»,

    - вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».

    1. Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…»
    2. Презентация к уроку.
    3. Для групповой работы:

    - пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» (6 штук),

    - списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук),

    - материал для игры «Найдите противоположности» (6 штук),

    - ромашка  с именами героев на лепестках  из сказки «Снежная королева»,

    - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».

            Предварительная подготовка:

    Учитель:

    1. Сбор необходимого материала для презентации.
    2. Расстановка парт для групповой работы.
    3. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.

    Ученики:

    1. Выполняют творческие задания:

    - Фотографии на тему «Мы – помощники»,

    - Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,

    - Интервью с членами семьи о добре и зле.

    Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    1. Песенка Леопольда «Если добрый ты …»
    2. Стадия вызова
    1. Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
    1. Рассказы  учащихся о добре и зле по рисункам  из сказок
    1. Игра «Собери  пословицы» о добре и зле.
    1. Тема урока: «Добродетель и порок».
    1. Обсуждение, что такое добродетель и  порок.
    1. Работа в группах.
    1. Составление из пазлов картинок с  героями из сказок «Морозко»,  «12 месяцев», «Золушка».  
    2. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
    1. Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств  порока.
    2. Работа с текстом.
    1. Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
    2. Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
    3. Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
    1. Этап рефлексии. Работа в группах.
    1. творческая работа с афоризмами.
    2. игра «Найдите  противоположности».
    3. игра «Гадаем  на  ромашке»

     (о качествах добродетели и порока героев  сказки  «Снежная королева» Андерсена).

    1. Итог урока.
    1. Ответы на основные  вопросы урока.
    1.  Домашние творческие задания.
    1. Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость».
    2. Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
    3. Рассказ семье о добродетели и пороке.
    4. Интервью с членами семьи по вопросам из пособия.

    Продолжительность работы: 40 минут.

    Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.

            Ход урока:

    1. Организационный момент.
    1. Звучит песенка Леопольда

     «Если добрый ты это хорошо,

     а когда наоборот -  плохо…»

    - О чем мы будем  говорить на уроке?

    1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    «Крошка сын к отцу пришел

    И спросила кроха:

    Что такое хорошо?

    И что такое плохо?»

     - А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле, как этических категориях?

    - Согласились ли они с вами?

    - Все ли им было понятно в вашем рассказе?

    - Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

    1. игра «Собери  пословицы» о добре и зле:

    Торопись на доброе дело,                                              а добро век не забудется.

    Лихо помнится,        что есть добрые люди.

    Злой не верит,        а худое само приспеет.

    - Объясните смысл пословиц.

    1. Тема урока: «Добродетель и порок».
    1. Обсуждение, что такое добродетель.

    ДОБРО

    ДЕЛАТЬ

    ДОБРОДЕТЕЛЬ

    - Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

    1. Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)

    Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.

    Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

    Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

    1. Обсуждение, что такое порок.

    - Известно ли вам что такое  «порок»?

    - Как вы думаете, что это такое?

    ПОРОК

                                                                           

    1. Работа в группах:
    1. Деление на группы.
    2.  Каждая группа составляет картинку  из пазлов с  героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
    3. Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

    1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

    2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Золушка»,

    3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

    4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

    5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

    6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

    - Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

    Составление коллективного кластера по теме:                                     

    Трудолюбие

    Работоспособность

    Ответственность

    Дружелюбие

    Вежливость

    Сочувствие

    Доброта

    любовь

    Жадность

    Лень

    Ложь

    Хвастовство

    Зазнайство

    Злость

    ненависть

            

    1. Работа с текстом.
    1. Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».

    - Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

    - Какого человека можно считать добродетельным?

    - Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Подтвердите словами из текста.

    - Что значит «признание ценности других людей»?

    1. Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».

    - Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».

    1. Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.

    - Кто может стать образцом для подражания?

    - Рассмотрите  фотографии в пособии (стр.16-17)

    - Чем эти люди знамениты?

    - Почему они могут служить примером для подражания?

    - Кто для вас является образцом для подражания?

    1. Этап рефлексии. Работа в группах.
    1. творческая работа с афоризмами для каждой группы:

    Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.

    «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.

    «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.

    «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.

    «Лживость - гнуснейший порок» Монтень.

    1. игра «Найдите  противоположности» для групп:

    Задание: Соедините противоположные друг другу  качества:

                           

    1. игра «Гадаем  на  ромашке».         Работа в группах.

    Герда

    На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого  лепестка -  имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя.

         Кай

      Ворон

     Тролль

    Маленькая

    разбойница

    Снежная

    королева

            

            

    1. Итог урока.

    - Что такое добродетель?

    - Что такое порок?

    - Что такое добродетельный человек?

    -А  все становятся  полностью добродетельными людьми?

    1.  Домашние творческие задания.
    1. Создать альбом: «Ими гордится Россия»

    или «Наша гордость».

    1. Написать мини-сочинение на тему: «Как я помогаю людям».
    2. Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
    3. Интервью: Задать вопросы из пособия членам своей  семьи.

     Если они затрудняются ответить, помочь им.

    Дидактические средства достижения цели:

    1. Использование афоризмов,
    2. Иллюстративный материал пособия и презентации,
    3. Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость»,
    4. Мини – сочинение: «Как я помогаю людям»,
    5. Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
    6. Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
    7. Составление коллективного кластера положительных и отрицательных  качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева»,
    8. Интервью с членами семьи.

    Ресурсы:

    1.        http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/
    2.         http://delaroshfuko.ru/maks19.html
    3.         http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/
    4.         http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/
    5.        http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методическая разработка урока по теме: «Добродетель и порок». По модулю учебного курса ОРКСЭ « Основы светской этики» Плотникова Наталья Николаевна, Учитель начальных классов, МОУ «СОШ с. Старокучергановка », Наримановский район, Астраханская область. 2011 г.

    Слайд 2

    Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».

    Слайд 3

    Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка. Решение противоречий.

    Слайд 4

    Задачи: Образовательная: Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. .

    Слайд 5

    . Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение). Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос. Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия. Развитие воображения, мышления, внимания.

    Слайд 6

    Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям. Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности. .

    Слайд 7

    Компетенции: КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ (через иллюстративный материал,) САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная) САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная) .

    Слайд 8

    Оборудование: *Интерактивное оборудование. *Оформление доски: - выставка детских фотографий « Мы - помощники», - вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках». *Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…» *Презентация к уроку. *Для групповой работы: - пазлы с героями сказок « Морозко », «12 месяцев», «Золушка» (6 штук) - списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук) - материал для игры «Найдите противоположности» - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева» - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы». .

    Слайд 9

    Предварительная подготовка: Учитель: Сбор необходимого материала для презентации. Расстановка парт для групповой работы. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой. Ученики: Выполняют творческие задания: - Фотография на тему «Мы – помощники» - Рисунок на тему «Добро и зло в сказках» - Интервью с членами семьи о добре и зле.

    Слайд 10

    Ключевые слова : добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек. .

    Слайд 11

    План урока: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 3. Тема урока: «Добродетель и порок». 4. Работа в группах. 5. Составление коллективного кластера. 6. Работа с текстом. 7. Этап рефлексии. 8. Итог урока. 9. Домашнее творческое задание.

    Слайд 12

    Продолжительность работы : 40 минут. Место проведения : учебный кабинет с интерактивным оборудованием .

    Слайд 13

    1 . Организационный момент: Стадия вызова: - О чем мы будем говорить на уроке? ???????????????????????????????????????????????????????? ???????????????? ?????????

    Слайд 14

    Обсуждение результатов домашнего задания: « Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо?» -Кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле? -Согласны ли они с вами? -Всё им было понятно в вашем рассказе? -Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

    Слайд 15

    Игра «Собери пословицы» о добре и зле.

    Слайд 16

    Проверьте пословицы: *Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. * Лихо помнится, а добро век не забудется. *Злой не верит, что есть добрые люди.

    Слайд 17

    ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК

    Слайд 18

    Что такое добродетель? Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

    Слайд 19

    . ДОБРОДЕТЕЛЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

    Слайд 20

    Прочитайте статью в пособии (стр.16-17) Задание: Найдите 2 определения добродетели. Подчеркните их.

    Слайд 21

    ***Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. *** Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

    Слайд 22

    Известно ли вам, что такое порок? Как вы думаете, что это такое?

    Слайд 23

    Чт .

    Слайд 24

    . ПОРОК Противоположность добродетели Свойство характера, которое позорит человека Предосудительный Недостаток человека Причинение зла себе и другим людям

    Слайд 25

    - Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

    Слайд 26

    ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК . Трудолюбие Работоспособность Ответственность Дружелюбие Вежливость Сочувствие Доброта Любовь Жадность Лень Ложь Хвастовство Зазнайство Злость Ненависть

    Слайд 27

    Что значит быть добродетельным человеком?

    Слайд 28

    МЫ - ПОМОЩНИКИ .

    Слайд 29

    Образец подражания .

    Слайд 30

    Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добродетели и двумя чертами – качества порока: - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

    Слайд 31

    Проверьте себя - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

    Слайд 32

    жадность неблагодарность лень ложь зло порок добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие Задание: Соедините противоположные друг другу качества.

    Слайд 33

    Проверьте себя . добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие жадность неблагодарность лень ложь зло порок

    Слайд 34

    Игра «Гадаем на ромашке» Задание : Назовите добродетельные и порочные качества своего героя.

    Слайд 35

    Итог урока: * Что такое добродетель? *Что такое порок? *Что такое добродетельный человек?

    Слайд 36

    Домашнее задание: *Создать альбом : « Ими гордится Россия » или « Наша гордость ». *Написать мини – сочинение на тему: « Как я помогаю людям ». *Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. *Интервью: задать вопросы из пособия членам своей семьи. Если они затрудняются ответить, помочь им.

    Слайд 37

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский

    Слайд 38

    Творческих успехов!

    Слайд 39

    Ресурсы: http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/ http://delaroshfuko.ru/maks19.html http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/ http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/ http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

    Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

    Презентация к уроку по теме "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ" Основы светской этики.

    Презентация используется на уроке светской этики....

    Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

    Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....

    Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

    Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

    Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".

    Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...

    Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

    Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...