Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Вишнякова Елена Константиновна

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_urok_po_etiki_dlya_rayona.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Разработка урока по модулю «Основы светской этики»

Тема ;»Добродетель и порок»

4 класс ,урок 7

Учитель высшей категории :

Вишнякова Е.К.

2013 год

Аннотация:

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять,  что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

В наше время даже  родители не могут собственным примером правильно объяснить,  где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем,  что сказка  самый  замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло».  В  них всегда побеждает добро, красота и искренность  героев.

Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

Цель урока:  подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок»

 Компетенции:

-КОММУНИКАТИВНАЯ

-ИНФОРМАЦИОННАЯ

 (через иллюстративный материал, материал пособия)

-САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)

-САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

Предварительная подготовка:

Учитель:

-Сбор необходимого материала для презентации.

-Расстановка парт для групповой работы.

-Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.Ученики:

Выполняют творческие задания:

- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,

- Интервью с членами семьи о добре и зле.

Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек 

 Оборудование:

Проектор ,  УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

3. Диск по курсу ОРКСЭ

Тема урока : «Добродетель и порок»

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте,ребята! Повернитесь к гостям поздоровайтесь.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе,

Возможно есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

    2. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? Можете обратиться к записям в тетради.
  • Как вы понимаете слово добро? (нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними).
  • Дайте определение понятию зло (противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить).
  • Я предлагаю вам выполнить задания теста по теме «Добро и зло». Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).
  • Проверяем. (Дети зачитывают ответы)

Обобщение: Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с   человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.

3. Сообщение темы урока (притча). Слайд 9

  • Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны, вы должны после прослушивания ответить на  вопросы.

     Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало  высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!

  • Как вы думаете, что же ответил мальчик?

( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!)

  • Какой поступок совершил мальчик?

Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.

  •  Как называются хорошие и плохие поступки,  об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Слайд 10

Добродетель и порок –  

                                             Это тема на урок,      

     Поработать, разобраться,

       Ну и вывод сделать вкратце.

Запишите тему урока в тетрадь.

4. Работа по теме урока.

Работа с учебником, страница 17.

Я предлагаю вам прочитать о данных понятиях в учебнике, с.17, самостоятельно. Найдем определение слов и запишем в тетрадь (определение записать в тетрадь)   Две группы работают в парах ПС  дифференцированная по степени помощи учителя.

Мини – исследование.   На парте лежит словарь.

Ученики находят  ответы в толковых словарях.

Задание: Вам необходимо найти в словаре понятия «добродетель», «порок».

2) Коллективное обсуждение мнений, фронтальная проверка.

3) Вывод.

Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое «добродетель» и «порок».

  • Что такое добродетель?  

Слайд 11,12,13      

  • Что такое порок ,найдите в учебнике. Слайд 14-15-16

-Давайте определим какие добродетельные и порочные поступки  встречаются в сказках. Слайд 17                                                                                                          

-Также  мы можем увидеть Давайте определим какие добродетельные и порочные поступки  встречаются в сказках. Слайд 14                                                                                                          

слайд 18

-Давайте закрепим и назовем качества, которые характеризуют  наши основные понятия

-Прочитаем слайд 19

-Что значит быть добродетельным человеком? слайд 20

-Рассмотрите фотографии людей, представленных на страницах.

-Кого вы из них знаете? ( Чулпан Хаматова, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая).

-Могут  ли они быть для вас образцом?слайд 20-

-Примером для вас могут служить и ваши родители, дедушки, бабушки, ваши родные и близкие люди.

5 Физкультминутка для глаз под музыку из мультфильма.        Слайд 25

6.Закрепление

 -Дети, прочитайте Сказку  Сухомлинского «Семь дочерей»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги. слайд 26

Вопросы для обсуждения

-Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
-  Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

-Прочитаем вопросы и ответим на вопросы слайд 27

-Найдите и выпишите качества добродетели и качества порока слайд 28

-Для закрепления выполним задания на карточках задание:

 Соедините противоположные друг другу качества слайд 29 30

Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети,но впереди вас ждет очень много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Мы распределим   положительные (добрые) качества человека к солнышку, а в другую – отрицательные (злые) к тучке

После выступления каждой группы идет обсуждение выполненного задания.

Обобщение: Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным. Ведь делать добро это здорово.

7.  Итоги урока. Рефлексия слайд 31

- Подведем итог. Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Посмотрите на экран и выберете подходящее для вас начало предложения и продолжите его, помня тему сегодняшнего урока.

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=833047397-45-72 

Мне было скучно

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=259388762-47-72

Мне не все               понравилось на уроке

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=433556446-12-72

Мне было интересно               на уроке

8. Домашнее задание.

Расскажи друзьям и членам семьи, кто такой добродетельный человек и как им стать.

Тест по теме «Добро и зло»

________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

            * Забыть о неприятной просьбе

        * Дать списать домашнее задание

        * Опоздать на неинтересную встречу

        * Помочь соседу по парте разобрать  задачу

Укажите поступки , которые одобряет общество

        * обман

        * насилие

        * взаимопомощь

        * унижение

Что является последствием злых дел?

        * дружба

        * радость

        * вражда

        * мирное сосуществование

Знания о добре и зле помогают людям

        * проявлять заботу о близких

        * жить в мире

        * дружить

        * все ответы верны

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

                    Добро                                                                             Зло

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"

Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок",  также знакомятся с "Притчей  двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет опреде...

Урок по светской этике "Добродетель и порок".

Предметные умения:                          Описывать различные явления ...