Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
план-конспект урока (4 класс) по теме
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobrodetel_i_porok.rar | 603.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема конспекта урока
«Добродетель и порок»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ
Шляхова В.Н.
ГБОУ СОШ №1970
Москва 2012
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Оборудование:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
3. Диск по курсу ОРКСЭ
4. Проектор.
Урок №7.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Слайд 1.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)
Учитель:
- Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )
- объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)
- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки. Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»
Слайд 2.
- ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.
Слайд 3.
Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.
Слайд 4. (Работы с текстом на стр. 17 учебника)
Слайд 5.
- О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?
(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень сложно быть всегда добродетельным)
- Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?
Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки. Послушайте притчу:
Слайд 6.
Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Что же имел в виду мудрый индеец? (Высказывания детей)
Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.
- ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задание 1 группе учащихся:
- В электронном пособии в разделе Хрестоматия найдите материал «Виды добродетели» и выпишите слова, которые характеризуют добродетель.
Задание 2 группе учащихся:
- Прочитайте сказку, заполните таблицу (Приложение 2).
Задание 3 группе учащихся:
- Прочитайте сказку, ответьте на вопросы (Приложение 3).
Подводятся итоги работы групп.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выполните задание по выбору на стр. 19.
VI. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного.
Урок №8.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ
Обобщение по выполненным домашним заданиям.
Добродетель | Порок |
Любовь Доброта Смирение Послушание Сострадание Соучастие Сопереживание Честность Покладистость Милосердие Радость | Ненависть Злость Гордость Прекословие Бесчувственность Безучастность Равнодушие Лживость Упрямство Бессердечность Уныние |
- ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.
Слайд 7.
Знакомство детей с точкой зрения Аристотеля на то, что такое добродетель. «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». А также приводится пример из электронного пособия.
- Этот человек жил много веков назад. Как вы думаете, почему столько поколений людей хранят в памяти не только его имя, но и мнение этого человека?
- Может, мы тоже попробуем узнать, что такого он говорил? (работа с материалом стр.20-21)
Вопросы и задания.
1. Назовите поступки, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные.
2. Как вы понимаете высказывание философа, что добродетель стоит между двумя пороками.
IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Давайте послушаем рассказ из хрестоматии К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.
Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.
- Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.
- Ребята, каким пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордостью. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.
- Итак, правильному оцениванию своих поступков и дальновидности нужно и можно учиться. А помогает нам, в этом нелегком деле, народная мудрость – пословицы.
- Вы знаете много пословиц о добре и зле и легко справитесь с моим заданием.
Слайд 9.
- Молодцы, справились!
- ИТОГИ УРОКА
- Ребята, давайте вспомним отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий», с которого мы начинали изучение нашей темы. Как вы думаете, как должен был поступить просивший милостыню? (ответы детей)
- А вот как рассматривает похожую ситуацию автор Леон Кон в своем стихотворении «Учила меня бабушка»
Слайд 10.
- К чему призывает нас автор этих строк? (Не отвечать на зло – злом.)
- Да, действительно, если на зло, отвечать добром, то Мир станет лучше и добрее.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выполнить задания к урокам 7-8 из электронного приложения.
Приложение 1.
Словарь.
Обитель - монастырь.
Глад – голод.
Подаяние – милостыня нищему; подать бедному человеку.
Нищета – крайняя бедность.
Приложение 2.
СКАЗКА ПРО ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...
(М. Пляцковский)
Добродетели | Пороки |
Приложение 3.
Сказка «Семь дочерей»
«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
(В.А. Сухомлинский)
Вопросы:
- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным....
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Урок по светской этике "Добродетель и порок".
Предметные умения: Описывать различные явления ...
Урок ОРКСЭ. Светская этика
Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование этических норм поведения в общении друг с друго...
Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи
Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...
Комментарии
Юлия Александровна Сиводед
Очень полезный материал для урока. Спасибо вам огромное.