Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила  этикета)

Цели: расширять знания о понятии «этикет» и его содержании;

углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, внимания, умению работать в группах, наблюдательности, умению делать выводы;

формировать культурное поведение детей в разнообразных жизненных ситуациях;

прививать чувство прекрасного.

Формирование УУД:

Регулятивные

  1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
  2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
  3. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.
  4. Оценивать свою и коллективную  работу.

Коммуникативные

  1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

  1. Владеть общими способами решения конкретных учебных  задач.
  2. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Личностные:

  1. Формировать положительное отношение к учению.
  2. Формировать установку на здоровый образ жизни.

Тип урока: комбинированный.

             

               

                                   3 ноября.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\фото урока\DSC02701.JPG

 

     

                       

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, изображение улицы Правил Этикета и Дедушки Этикета, листки с таблицей для рефлексии, листки с таблицей «Знаю- Хочу узнать – Узнал», учебник «Основы светской этики. 4 класс» Шемшуриной А. И. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, пожелаем удачи и начнем урок.

Мы начнем сейчас  урок.
Нам  пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.

II.  Актуализация опорных знаний                                                      

(Цель: повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха на уроке, актуализация знаний, включение каждого ученика в процесс деятельности по решению учебной задачи)

Работа в группах

 -Обратите внимание на доску. Куда вновь мы попадаем на нашем уроке?

( На улицу Правил этикета, в гости к Дедушке Этикету)

Обсудите в группах ответ на вопрос: что такое этикет?

- Выслушаем ответы групп.

1 группа

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.          
(А. Усачёв)

2 группа

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!...

3 группа
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодится он тебе.
И пора нам всем понять – 
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету
Обращаться за советом.

4 группа
Что такое этикет?

Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что недурно.
(А. Степанов)

МИНИИТОГ

-Все ли команды ответили на вопрос верно?

-Так что же такое этикет?

-Какое понятие в учебнике даёт Дедушка Этикет? (Одним из учеников зачитываются определения  на галстуке - бабочке Дедушки Этикета)

Этикет – внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

Этикет – это церемониал, нормы и правила поведения человека в различных жизненных ситуациях.                                                                                 СЛАЙД 1

За правильные ответы командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха поставьте крестик (галочку) на соответствующей ступеньке.

                                                                                                                   (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

                                                                                         Отлично, мне понравилось,

                                                      хочу знать больше

                                        Хорошо, но могу лучше

Испытывал трудности                                                                                        


III.  Постановка целей и задач урока. Целеполагание

(Цель: формировать умение  самостоятельно формулировать цель урока, исходя из заданной темы, видеть проблемные вопросы; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи)

- Ребята! Выскажите предположения о теме нашего урока.

 (Сформулировать  тему поможет подсказка: картинки с изображением школы и дома на улице Правил этикета)

Группы предлагают варианты темы урока.

-Действительно, на улице Правил этикета мы поговорили об этикете в автобусе, кафе, магазине, на улице, разобрали правила поведения в различных ситуациях и др.

-  Тема урока появится на слайде. «В гости к дедушке Этикету» (Простые школьные и домашние правила  этикета)»                                                                 СЛАЙД 2

 -На уроке мы углубим и расширим понятие об этикете. Каковы  цели урока?  

(Ответы членов групп)                                                                           

-Действительно, на нашем уроке мы будем расширять знания о понятии «этикет» и его содержании; углубим и разнообразим сферу применения правил этикета в повседневной жизни; будем развивать интерес к предмету, логическое мышление, внимание, умение работать в группах, наблюдательность, умение делать выводы; формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях.                                                  СЛАЙД 3

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» 

- Предлагаю вам, ребята, заполнить  первые две колонки таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

IV. Изучение нового материала

(Цель: выдвинуть гипотезу, формировать новые способы решения  поставленной учебной задачи)

-Дедушка Этикет переносит нас в нашу школу. А школа начинается с чего? (Школа начинается с входа, школьной раздевалки)

ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ  В ШКОЛЕ

Обсудите в группах: какие ситуации могут возникнуть при входе в школу, в школьной раздевалке? в помещении школы?

-встреча в дверях при входе в школу с выходящими наружу взрослыми или детьми;

-встреча  при входе в школу с работниками школы;

-помощь в раздевалке девочкам и др.

Члены групп объясняют своё поведение в той или иной ситуации. Дополняют ответы одноклассников.

-Можно ли сказать, что правильное поведение во многих ситуациях связано с вашей  личной безопасностью, сохранением здоровья?

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

-Какие ситуации не разобрали нам  подскажет учебник на с. 38-39.

Одной из групп предлагается ситуация для разбора. Другие группы по кругу высказывают предположения о поведении учащихся в той или иной ситуации.

МИНИИТОГ

-Какие правила этикета нужно соблюдать в школе?

ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДОМА

-Вы успешно справились с заданием. Дедушка Этикет доволен. Готовы ли вы к дальнейшему выполнению заданий урока?

Дедушка Этикет переносит нас домой. Какие правила этикета нужно соблюдать здесь? Будут предположения групп?

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

Прочитаем и обсудим правила поведения дома на с. 40 учебника.

-Какие ещё правила этикета важно соблюдать здесь?

МИНИИТОГ

-Какие правила этикета нужно соблюдать дома?

Активным командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ

– Предлагаю на лестнице успеха оценить свою работу на данном этапе урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации)

-Постройтесь в колонну по одному по росту; по росту девочки, а затем мальчики; по алфавиту, по степени весёлости настроения.

V. Закрепление изученного материала

(Цель: подтверждение выдвинутой гипотезы, убеждение в правильности решения поставленной задачи)

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

-Мы с Дедушкой Этикетом предложим вам, ребята, вашим  группам ситуации для обсуждения со с. 41.

Выполнение практических и творческих заданий по выбору групп.

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

- Предложите интересную ситуацию для инсценировки команде-соседу по теме урока.

  • Попроси школьного библиотекаря выдать тебе интересную книгу.
  • Ты уступаешь место взрослым и пожилым людям в актовом зале.  Какие слова ты при этом говоришь?
  • Девочка прищемила палец. Ей больно. Найди слова утешения.
  • Малыш – первоклассник ушибся и заплакал. Пожалей его.
  • Твой товарищ поздоровался с незнакомым человеком. Нужно ли тебе здороваться с ним?
  • Вы съели шоколадку. Как вы поступите с обёрткой, если рядом нет урны.
  • В гостях хозяйка угощает вас блюдом, которое вы не любите. Как вы поступите?
  • Мальчик крикнул прохожему: « Сколько сейчас часов?». Соблюдал ли он правила этикета?
  • Два мальчика столкнулись в дверях школы и никак не могут разойтись, кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

ЗАКОНЧИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ                                                        СЛАЙДЫ 4-5

В очень многолюдном месте вы не будете расталкивать прохожих, а... (попросите разрешения пройти).

Если кто-то спешит вы... (уступите дорогу, уйдете в сторону).

Если вам пришлось остановиться, встать нужно так, чтобы ... (не мешать основному потоку людей).

Вы заходите в школу или актовый зал, но в дверях оказалось много народа.  Чтобы не было столкновения нужно... (пропустить тех, кто выходит).

Есть  и  пить  надо… (беззвучно  и  аккуратно, не оставляя  на  скатерти  следов  пищи).

Не  склоняйся  низко… (над  тарелкой), лишь  слегка  наклони  …(голову).

На  столе лежат  только… (кисти  рук,  локти  не  стол  не  ставить).

За  столом нельзя  говорить…(громко  или с полным  ртом)

Если  во  рту  пища,  воду (не пьют)

Всегда  благодарите  за  угощение  хозяйку  добрыми  словами (« Спасибо», «Спасибо  очень вкусно!» или «Спасибо, такая  вкусная  еда!»).

МИНИИТОГ

-Мы  с  вами  вспомнили  некоторые  правила этикета, которые   должны  соблюдать. Сохраняют ли правила этикета достоинства человека?

Активным командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха оцените свою работу на этом этапе урока.

VI .Оценивание работы учащихся

(Цель: самооценка учеником своих учебных достижений)

- Изменилось ли ваше настроение после выполнения заданий урока? Прибавилось веры в свои силы, в поддержку товарищей?

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Заполните третью графу в таблице «Знаю  - Хочу узнать – Узнал»)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

VII. Обобщение. Итог урока.

(Цель: сопоставление целей урока с результатом решения учебной задачи, осознание ребёнком личного вклада в общую деятельность)

- Оцени свою работу на уроке и работу товарищей.

-Той команде, которая получила наибольшее количество значков «Знаток Этикета» Дедушка Этикет предлагает задать свой вопрос его волшебному зеркальцу или что – либо спросить у него.

-Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве — это пословицы и поговорки.

-Какие пословицы можно отнести к сегодняшнему уроку? (использование пословиц учебника с.40). Закрепим их в бороду Дедушки Этикета.

Как поживешь, так и прослывешь.

Жизнь дана на добрые дела.

По одежке встречают — по уму провожают.

Уважая человека - уважаешь себя.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

На излишнюю вежливость не обижаются.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

- Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Почему?

-О чём ты хотел бы узнать на следующем уроке?

VIII. Домашнее задание

-Какое задание по этому уроку ты дал бы себе?

-Запишите  на альбомный лист пословицы и поговорки об этикете. Сделайте к ним рисунки.

-Подумайте дома над вопросами: трудно ли тебе следовать правилам этикета? Почему?

Список литературы:

  • Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва «Просвещение», 2010.
  • «Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс» Шемшурина А. И., М: Просвещение, 2015 год. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок ОРКСЭ. Светская этика

Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  друго...

Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....