Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ (светская этика) № 9. 4 класс | 120.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Цели: расширять знания о понятии «этикет» и его содержании;
углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;
способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, внимания, умению работать в группах, наблюдательности, умению делать выводы;
формировать культурное поведение детей в разнообразных жизненных ситуациях;
прививать чувство прекрасного.
Формирование УУД:
Регулятивные
- Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
- Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
- Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.
- Оценивать свою и коллективную работу.
Коммуникативные
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
- Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Познавательные:
- Владеть общими способами решения конкретных учебных задач.
- Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.
Личностные:
- Формировать положительное отношение к учению.
- Формировать установку на здоровый образ жизни.
Тип урока: комбинированный.
| 3 ноября. |
|
Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, изображение улицы Правил Этикета и Дедушки Этикета, листки с таблицей для рефлексии, листки с таблицей «Знаю- Хочу узнать – Узнал», учебник «Основы светской этики. 4 класс» Шемшуриной А. И.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.
– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, пожелаем удачи и начнем урок.
Мы начнем сейчас урок.
Нам пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.
II. Актуализация опорных знаний
(Цель: повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха на уроке, актуализация знаний, включение каждого ученика в процесс деятельности по решению учебной задачи)
Работа в группах
-Обратите внимание на доску. Куда вновь мы попадаем на нашем уроке?
( На улицу Правил этикета, в гости к Дедушке Этикету)
Обсудите в группах ответ на вопрос: что такое этикет?
- Выслушаем ответы групп.
1 группа
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет. (А. Усачёв)
2 группа
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!...
3 группа
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодится он тебе.
И пора нам всем понять –
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету
Обращаться за советом.
4 группа
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что недурно. (А. Степанов)
МИНИИТОГ
-Все ли команды ответили на вопрос верно?
-Так что же такое этикет?
-Какое понятие в учебнике даёт Дедушка Этикет? (Одним из учеников зачитываются определения на галстуке - бабочке Дедушки Этикета)
Этикет – внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.
Этикет – это церемониал, нормы и правила поведения человека в различных жизненных ситуациях. СЛАЙД 1
За правильные ответы командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ
– На лестнице успеха поставьте крестик (галочку) на соответствующей ступеньке.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Отлично, мне понравилось,
хочу знать больше
Хорошо, но могу лучше
Испытывал трудности
III. Постановка целей и задач урока. Целеполагание
(Цель: формировать умение самостоятельно формулировать цель урока, исходя из заданной темы, видеть проблемные вопросы; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи)
- Ребята! Выскажите предположения о теме нашего урока.
(Сформулировать тему поможет подсказка: картинки с изображением школы и дома на улице Правил этикета)
Группы предлагают варианты темы урока.
-Действительно, на улице Правил этикета мы поговорили об этикете в автобусе, кафе, магазине, на улице, разобрали правила поведения в различных ситуациях и др.
- Тема урока появится на слайде. «В гости к дедушке Этикету» (Простые школьные и домашние правила этикета)» СЛАЙД 2
-На уроке мы углубим и расширим понятие об этикете. Каковы цели урока?
(Ответы членов групп)
-Действительно, на нашем уроке мы будем расширять знания о понятии «этикет» и его содержании; углубим и разнообразим сферу применения правил этикета в повседневной жизни; будем развивать интерес к предмету, логическое мышление, внимание, умение работать в группах, наблюдательность, умение делать выводы; формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях. СЛАЙД 3
Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
- Предлагаю вам, ребята, заполнить первые две колонки таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
IV. Изучение нового материала
(Цель: выдвинуть гипотезу, формировать новые способы решения поставленной учебной задачи)
-Дедушка Этикет переносит нас в нашу школу. А школа начинается с чего? (Школа начинается с входа, школьной раздевалки)
ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Обсудите в группах: какие ситуации могут возникнуть при входе в школу, в школьной раздевалке? в помещении школы?
-встреча в дверях при входе в школу с выходящими наружу взрослыми или детьми;
-встреча при входе в школу с работниками школы;
-помощь в раздевалке девочкам и др.
Члены групп объясняют своё поведение в той или иной ситуации. Дополняют ответы одноклассников.
-Можно ли сказать, что правильное поведение во многих ситуациях связано с вашей личной безопасностью, сохранением здоровья?
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА
-Какие ситуации не разобрали нам подскажет учебник на с. 38-39.
Одной из групп предлагается ситуация для разбора. Другие группы по кругу высказывают предположения о поведении учащихся в той или иной ситуации.
МИНИИТОГ
-Какие правила этикета нужно соблюдать в школе?
ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДОМА
-Вы успешно справились с заданием. Дедушка Этикет доволен. Готовы ли вы к дальнейшему выполнению заданий урока?
Дедушка Этикет переносит нас домой. Какие правила этикета нужно соблюдать здесь? Будут предположения групп?
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА
Прочитаем и обсудим правила поведения дома на с. 40 учебника.
-Какие ещё правила этикета важно соблюдать здесь?
МИНИИТОГ
-Какие правила этикета нужно соблюдать дома?
Активным командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ
– Предлагаю на лестнице успеха оценить свою работу на данном этапе урока.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации)
-Постройтесь в колонну по одному по росту; по росту девочки, а затем мальчики; по алфавиту, по степени весёлости настроения.
V. Закрепление изученного материала
(Цель: подтверждение выдвинутой гипотезы, убеждение в правильности решения поставленной задачи)
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
-Мы с Дедушкой Этикетом предложим вам, ребята, вашим группам ситуации для обсуждения со с. 41.
Выполнение практических и творческих заданий по выбору групп.
РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
- Предложите интересную ситуацию для инсценировки команде-соседу по теме урока.
- Попроси школьного библиотекаря выдать тебе интересную книгу.
- Ты уступаешь место взрослым и пожилым людям в актовом зале. Какие слова ты при этом говоришь?
- Девочка прищемила палец. Ей больно. Найди слова утешения.
- Малыш – первоклассник ушибся и заплакал. Пожалей его.
- Твой товарищ поздоровался с незнакомым человеком. Нужно ли тебе здороваться с ним?
- Вы съели шоколадку. Как вы поступите с обёрткой, если рядом нет урны.
- В гостях хозяйка угощает вас блюдом, которое вы не любите. Как вы поступите?
- Мальчик крикнул прохожему: « Сколько сейчас часов?». Соблюдал ли он правила этикета?
- Два мальчика столкнулись в дверях школы и никак не могут разойтись, кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
ЗАКОНЧИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ СЛАЙДЫ 4-5
В очень многолюдном месте вы не будете расталкивать прохожих, а... (попросите разрешения пройти).
Если кто-то спешит вы... (уступите дорогу, уйдете в сторону).
Если вам пришлось остановиться, встать нужно так, чтобы ... (не мешать основному потоку людей).
Вы заходите в школу или актовый зал, но в дверях оказалось много народа. Чтобы не было столкновения нужно... (пропустить тех, кто выходит).
Есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи).
Не склоняйся низко… (над тарелкой), лишь слегка наклони …(голову).
На столе лежат только… (кисти рук, локти не стол не ставить).
За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом)
Если во рту пища, воду (не пьют)
Всегда благодарите за угощение хозяйку добрыми словами (« Спасибо», «Спасибо очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная еда!»).
МИНИИТОГ
-Мы с вами вспомнили некоторые правила этикета, которые должны соблюдать. Сохраняют ли правила этикета достоинства человека?
Активным командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ
– На лестнице успеха оцените свою работу на этом этапе урока.
VI .Оценивание работы учащихся
(Цель: самооценка учеником своих учебных достижений)
- Изменилось ли ваше настроение после выполнения заданий урока? Прибавилось веры в свои силы, в поддержку товарищей?
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Заполните третью графу в таблице «Знаю - Хочу узнать – Узнал»)
Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
VII. Обобщение. Итог урока.
(Цель: сопоставление целей урока с результатом решения учебной задачи, осознание ребёнком личного вклада в общую деятельность)
- Оцени свою работу на уроке и работу товарищей.
-Той команде, которая получила наибольшее количество значков «Знаток Этикета» Дедушка Этикет предлагает задать свой вопрос его волшебному зеркальцу или что – либо спросить у него.
-Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве — это пословицы и поговорки.
-Какие пословицы можно отнести к сегодняшнему уроку? (использование пословиц учебника с.40). Закрепим их в бороду Дедушки Этикета.
Как поживешь, так и прослывешь.
Жизнь дана на добрые дела.
По одежке встречают — по уму провожают.
Уважая человека - уважаешь себя.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
На излишнюю вежливость не обижаются.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
- Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Почему?
-О чём ты хотел бы узнать на следующем уроке?
VIII. Домашнее задание
-Какое задание по этому уроку ты дал бы себе?
-Запишите на альбомный лист пословицы и поговорки об этикете. Сделайте к ним рисунки.
-Подумайте дома над вопросами: трудно ли тебе следовать правилам этикета? Почему?
Список литературы:
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.
- «Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс» Шемшурина А. И., М: Просвещение, 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным....
Урок ОРКСЭ. Светская этика
Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование этических норм поведения в общении друг с друго...
Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи
Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...
Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область
Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....
школьная форма- "за " и " против" урок ОРКСЭ Светская этика
выяснить назначение школьной формы...