Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Отрошко Ольга Валентиновна

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobro_i_zlo.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.tapety-wallpapers.eu/upload/640x480/zemekoule-29-05-2009-12-58-16.jpg

http://www.sai.msu.su/apod/image/0104/hydra_aat116.jpg

ГБОУ СОШ №527

Учитель Отрошко Ольга Валентиновна

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Тема урока: Добро и зло

Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло - добром.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Дорогою добра»)

Придумано кем-то просто и мудро

 при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

 Доброе утро приветливым лицам!

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, а если Бармалей сядет под дерево, он тоже станет добрым?

(ответы детей)

 Ребята, а как вы думаете существует ли в мире абсолютное добро и абсолютное зло. (ответы детей абсолютное добро – это рождение человека, абсолютное зло – это уничтожение).

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым. (слайд)

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд)

  1. Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку безд
ыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

Придя домой, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть?

 Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

У меня есть для вас задание, умеете ли вы отличать добро от зла, подберите, пожалуйста слова антонимы. (слайд 8)

Нарисуй условное изображение лица человека. Подумай, что в лице человека говорит о его доброте, зле? (слайд 9)

Чаша весов (слайд 17)

Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.

( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета  – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.

                     

Пословицы. (слайд 18)

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слова и железные воРота открывает.

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

3.Физминутка

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились. (слайд 19)

  1. Закрепление.

Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,                 радостно.   В народных стихотворениях, легендах, сказках, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

Давайте вспомним русские народные сказки, где кк раз и видно как добро всегда побеждает зло.

  1. Притча о добре и зле.(слайд 20)

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
 

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)

5.  Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога, (Саша)

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

6.Заключение.

Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас представили  себе нашу Вселенную, такую необъятную, темную, бездонную, со множеством созвездий. И теперь на минутку задумайтесь, в этой Вселенной висит необычайно красивый ярко голубой шарик, наша планета Земля. А на этом шарике мы с вами. На нашей планете жизнь. Кто подвесил невидимыми добрыми руками наш шарик в эту Вселенную, почему он находится на таком расстоянии от солнца, чтобы оно не сжигало нас, а приятно грело. Почему естественный спутник у Земли луна и обходя нашу планету по кругу защищает ее от попадания различных метеоритов и астероидов, которые беспорядочно движутся в космосе. Ученые сделали множество открытий, многое создали, но до сих пор нет ни одного ответа, доказательства, как появилась наша планета. Можем ли мы сказать, что Земля была создана для жизни. Абсолютное добро это что? Правильно, это наша жизнь. Давайте приумножать добро на нашей планете, ведь только за счет добра она существует и мы на ней.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: 
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
- Все в твоих руках».

  1. Итог  (песня  «Если добрый ты…»).

        Если добрый ты…        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. "Добро и зло"

Ход урока.1.Ведение в тему.Презентация. Слайд №2.  -Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?-Как можнкио их разделить на группы?-Подберите слова к каждой иллюстрации.Презентация. Слайд №3...

Светская этика "Добро и зло", урок №5

Знакомство  учащихся с понятиями «добро» и «зло», как основными этическими понятиями....

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"

Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....

Основы светской этики. "Добро и зло" 4 класс

Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».Задачи: Актуализировать знания учащихся о добре и зле.Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.Пр...

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...