Светская этика "Добро и зло", урок №5
методическая разработка (4 класс) по теме
Знакомство учащихся с понятиями «добро» и «зло», как основными этическими понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Тема урока:
«ДОБРО И ЗЛО».
Урок составила
учитель начальных классов МБОУ СОШ №27
Журавлёва Ирина Николаевна
Краснодарский край
Темрюкский район
станица Старотитаровская 2012 год
Тема «Добро и зло».
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями
Задачи:
Обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других;
Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах.
Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
Ключевые слова: добро, зло.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, толковый словарь С.И. Ожегова.
Педагогические технологии: решение проектных задач, здоровьесберегающее.
Формы и виды работы : беседа, устное высказывание на тему, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.
Структура урока.
- Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
- Тема, цель, задачи урока.
3) Создание эмоционального настроя: «Подари минутку радости».
4) Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации.
5) Подготовка к изучению нового материала
6) Изучение нового.
7) Работа с пословицами.
8) Физкультминутка.
9) Закрепление.
- Представление о добре и зле в культуре разных народов.
- Притча о добре и зле.
- Работа со сказками
10) Чтение учащимися наизусть стихотворений.
11) Домашнее задание
12) Итог урока.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
(звучит песня «Если добрый ты…»)( слайд 4)
Если добрый ты…
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
- Тема, цель, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?
Тема нашего урока «Добро и зло».
- Создание эмоционального настроя: «Подари минутку радости».
Дети передают друг другу мягкую игрушку (солнышко) и, глядя в глаза, говорят при этом добрые слова.( слайд 5)
- Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации. Чтение стихотворения «Друг напомнил мне вчера» А. Барто, подготовленным учеником и обсуждение проблемы. (слайд 6)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
- Подготовка к изучению нового материала Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. (слайды с 7 – 14)Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 15 -17)
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Изучение нового.
Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
- Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)
- Работа с пословицами ( по 2 группам):
Пословицы. (слайд 18)
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Доброе слова и железные ворота открывают. ( Про добро).
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
- Физминутка
- Закрепление.
- Представление о добре и зле в культуре разных народов. ( слайд 19)
- Притча о добре и зле.( слайд 20)
Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Работа со сказками (работа в группах)
Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их. Вспомните сказку. Злого героя называет 1 группа, доброго героя – 2 группа. Проверяем.
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает. (Слайд 21)
Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
- Чтение учащимися наизусть стихотворений.
Люди! Я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
- Домашнее задание (слайд 22)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
- Итог (песня «Если добрый ты…»). (слайд 23)
Если добрый ты…
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Вам за урок я говорю БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185661-1358857496.jpg)
Презентация по Основам светской этики (4 класс), урок на тему: "Добро и зло"
В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?Данный урок в ви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-223295-1365610833.jpg)
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
Предмет - основы светской этики Класс - 4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-329631-1390329903.jpg)
Курс ОРКСЭ модуль« Основы светской этики »(4 класс, урок 14) Автор Партыко Е.А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №949 Разработка урока.
Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс,урок 14 "Дружба"(конспект урока+презентация к уроку)...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366400-1386856541.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-624140-1429189756.jpg)
ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"
Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-965804-1510483182.jpg)
"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"
Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...