Светская этика "Добро и зло", урок №5
методическая разработка (4 класс) по теме

Журавлева Ирина Николаевна

Знакомство  учащихся с понятиями «добро» и «зло», как основными этическими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_5_dobro_i_zlo.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Тема урока:

                                                       «ДОБРО И ЗЛО».                        

Урок  составила

учитель  начальных классов  МБОУ СОШ №27

Журавлёва Ирина Николаевна

Краснодарский край

Темрюкский район

станица Старотитаровская                                                                   2012 год

Тема «Добро и зло».

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло» как основными этическими понятиями

   Задачи:

Обучающая: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других;

Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах.

Воспитывающая : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

 Ключевые слова: добро, зло.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, толковый словарь С.И. Ожегова.

Педагогические технологии: решение проектных задач, здоровьесберегающее.

Формы и виды работы : беседа, устное высказывание на тему, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.

Структура урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
  2. Тема, цель, задачи урока.

         3)   Создание эмоционального настроя:  «Подари минутку радости».

         4)  Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации.

        5) Подготовка к изучению нового материала                                                                

        6) Изучение нового.

        7) Работа с пословицами.

        8) Физкультминутка.

         9) Закрепление.

  -   Представление о добре и зле в культуре разных народов.

          -   Притча о добре и зле.

        -  Работа со сказками

       10) Чтение учащимися наизусть стихотворений.

        11) Домашнее задание

     12) Итог урока.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Если добрый ты…»)( слайд 4)

Если добрый ты…        
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
 
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

Придумано кем-то просто и мудро  при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

  1. Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока «Добро и зло».

  1. Создание эмоционального настроя:  «Подари минутку радости».

Дети передают друг другу мягкую игрушку (солнышко) и, глядя в глаза, говорят при этом  добрые слова.( слайд 5)

  1. Организация деятельности учащихся: создание проблемной ситуации.                                  Чтение стихотворения «Друг напомнил мне вчера» А. Барто, подготовленным учеником и обсуждение проблемы. (слайд 6)

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

  1. Подготовка к изучению нового материала                                                                    Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло?
    Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
    (слайды с 7 – 14)Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым.

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 15 -17)

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

  1. Изучение нового.

Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

- Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (учебник, словарь)

  1. Работа с пословицами ( по 2 группам):

Пословицы. (слайд 18)

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слова и железные ворота открывают. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За  недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

       Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

  1. Физминутка
  2. Закрепление.
  1. Представление о добре и зле в культуре разных народов. ( слайд 19) 

  1. Притча о добре и зле.( слайд 20)

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их. Вспомните сказку. Злого героя называет 1 группа,  доброго героя – 2 группа. Проверяем.

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает. (Слайд 21)

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

  1.  Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

  1. Домашнее задание (слайд 22)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: 
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
- Все в твоих руках».

  1.  Итог  (песня  «Если добрый ты…»). (слайд 23)

        Если добрый ты…        

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.

 С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.

  Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Вам за урок я говорю  БОЛЬШОЕ  СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по Основам светской этики (4 класс), урок на тему: "Добро и зло"

В современном мире, где четкие границы добра и зла весьма размыты, ребенку зачастую сложно понять, что такое добро, что такое зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?Данный урок в ви...

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"

Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...