Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно дерево и другое, проводится игра "Угадай литературного героя", работают с притчей "Два волка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_obobshchayushchiy_urok_k_glave.docx709.79 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

с этнокультурным национальным (русским) образовательным компонентом

 

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

Медведева Галина Викторовна

Камышин 2012

Тема:  обобщающий урок  к  главе «Как отличить добро и зло?»

Цели для учителя:

  1. формировать представление  младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
  2. развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
  3. учить логично и последовательно излагать свои мысли, уважительно относиться к мнению одноклассников.

Цели для учащихся:

  1. уметь различать понятия «добро», «зло» и уметь объяснять пословицы на тему «добро и зло»;
  2. уметь излагать свои мысли по теме;
  3. понимать позицию другого человека;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Посмотрите на своего товарища, улыбнитесь и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбка, сопереживание, готовность помочь в любой жизненной ситуации – это так необходимо в нашей жизни.

  1. Введение в тему (создание проблемной ситуации).  

- Сегодня у нас с вами обобщающий урок по 1 главе «Как отличить добро и зло?»

- Давайте вспомним, какие темы мы с вами разбирали?

(Долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие)

Чему учились?

1)Сравнительный анализ двух деревьев.

- Наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не навредить ей. Символом русской природы издавна считается березка.

- Ребята, давайте посмотрим на эти две березки  и попробуем ответить на вопрос:

- О чем они хотят нам рассказать?

(Первая березка нам может рассказать  о красоте, здоровье, удачи, счастье, успехе, а вторая – о горе, несчастье, печали, болезни)

- Что олицетворяет одно дерево и другое?

(Первое дерево олицетворяет здорового человека, счастливого человека, удачу, радость.  Второе  дерево олицетворяет – больного человека, печаль , боль)

A description...                        A description...

2)Творческая работа.

- Какие слова могут расти на деревьях?

(Красота, доброта, труд, мир, здоровье, печаль, болезнь, неудача)

- Я  приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева. 

          Возможные слова:  тепло, зло, добро, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, удача, горе. Слова прикрепляются на деревья.

- Я согласна, что эти слова вы прикрепили на первую березу, а можем ли мы слова

«мама», «семья» поместить на второе дерево?

- Когда это происходит?

(Это происходит тогда в семье, когда случается беда, горе. Тогда говорят, что мать почернела от горя.)

- Обращаясь к толковому словарю раскроем смысл слова почернеть (слайд)

ПОЧЕРНЕТЬ, - ею, -еешь: несов.

1. Становиться чернее, темнее.

Серебро чернеет.//

сов. почернеть, -ею, -еешь. 

Переносное значение: почернеть от горя, болезни.

- Ребята, давайте посмотрим на два этих дерева и выделим два главных противоположных слова

(добро и зло)

Ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала (слайд)

 Мир и Любовь!    (слова на слайде появляются постепенно)
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
"Творите, люди,
На Земле добро!"

III. Постановка темы урока, целей

-Два этих главных слова «добро и зло» будут в теме нашего урока.(слайд)  

-Какова же цель нашего урока?

(Сегодня каждый из нас будет учиться различать добро и зло)

IY. Работа с пословицами.

- С древних времён наш народ ценил добро и в народе всегда относились к добру по-особому. Все свои мудрые мысли народ вложил в пословицы. Ну а вот какой смысл в пословицах, мы узнаем вместе. Сначала поработаем в парах.

Как  аукнется,

      а при матери – добро.

при солнышке – тепло,

      нет доброго имени.

Без добрых дел

      так и откликнется.

 

- Какие пословицы у вас получились? Назовите их и объясните смысл этих пословиц.

«Как аукнется, так и откликнется»

(Как вы будете относиться к человеку, так и человек отнесется к вам.)

- При солнышке – тепло, а  при матери – добро

- Какие в этой пословице ключевые слова?

(В этой пословице главные слова солнышко и мать)

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Солнышко светит и нам тепло, и когда мама нас приласкает нам тоже хорошо)

- Без добрых дел нет доброго имени

(Если человек сделает доброе дело, то о нем будут помнить, вспоминать добрым словом.)

- Конечно, ребята,  никто из людей не хочет, чтобы о нём думали плохо, относились неуважительно.

-Как же сделать, чтобы о тебе думали и говорили с теплотой, вспоминали хорошими словами?

(Нужно делать добрые дела, поступать, как велит совесть, следовать заповедям.)

-Ребята, но ведь бывало так, что вы обидели кого-то, сделали кому-то больно, запятнали  свое доброе имя.

-Как можно восстановить свое доброе имя, как исправить положение, чтобы этот человек не обижался на вас?

(Надо попросить прощения)

- Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай, который существует и по сей день: в последний день масленичной недели, в «прощёное воскресенье», прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями человек как бы сбрасывает с себя тяжёлый груз обид, наполнял свою душу добротой и любовью.

Y. «Игра узнай литературного героя»

- Из поколения в поколение человек пополнял свой жизненный опыт. Переносил все самое лучшее на бумагу, так до наших дней дошли замечательные произведения — это сказки. А одной из главных тем  сказок была тема добра и зла.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим:

(Буратино, Чиполлино, Красная шапочка)

- А теперь по описанию определите сказочного героя.
1.  Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4.  Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)


-Сначала мы видим, что Женя совершает глупые поступки.

-А какая она?

(обидчивая, злая, вспыльчивая)

-А когда Женя совершает разумные поступки?

-Какая она?

 (добрая, любящая)

Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть, вместе с тем она добрая, любящая, она пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. Она поняла, что надо делать добрые дела для других людей

- А теперь давайте подумаем какими качествами обладали герои

В сказках мы знаем, что герои четко делятся на добрых и злых героев, а вот в жизни намного сложнее.

YI. Работа с притчей.

-Многие из вас  уже сталкивались со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство, грубость, эгоизм. К сожалению, нам кажется в наше современное время зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Много зла и добра в совершаемых нами поступках.

-Давайте, послушаем об этом в знакомой уже нам притче.

Когда-то, давным-давно, старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. 

Один волк представляет зло — завить, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. 

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает то волк, которого ты кормишь.

Каждому ребенку раздаю лист, на котором изображены два волка

-Ребята, каждый из  вас получил листок  с изображением двух волков, черного и белого.

Подумайте, какие поступки вы сегодня совершили?  

-Поставьте карандашом  плюсики  за хорошие поступки  под белым  волком, за плохие под черным.

  1. Улыбнулись ли вы утром маме?
  2. Сказали ей «спасибо» за завтрак?
  3. Помыли за собой посуду?
  4. Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?
  5. Хлопнули  дверью в подъезде?
  6. Поссорились ли вы с другом?
  7. Помогли ли вы младшим?
  8. Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?
  9. Придя в школу, вы поздоровались?
  10. Сказали обидное слово своему однокласснику?
  11. Забыли поздороваться с учителем?

- Какой же волк победил?

-Если у вас победил добрый волк, то чем вы его накормили?

(Хорошими поступками, добротой, радостью, удачей, счастьем)

-Если у вас победил злой волк, то чем вы его накормили?

(злом, плохими поступками, оскорбили кого-то, ударили, сказали обидное слово, не поздоровались)

- Ребята, а вы хотели сделать плохой поступок?

(нет)

-Почему так получилось?

(Мы сделали плохой поступок неумышленно, необдуманно)

-Вот, ребята, мы увидели, что зло у нас замаскировалось под каждодневными обыденными нашими поступками.

-А что творить легче добро или зло?

(Зло)

-Как же нам исправить то, что мы уже совершили?

(попросить прощения, сделать доброе дело)

-Какие добрые дела можете совершить уже сейчас не дожидаясь пока станете взрослыми

YII. Итог урока.

YIII. Рефлексия.

- Я вам предлагаю, написать на листочке плохие поступки, от которых вы хотите избавиться, я их соберу в эту коробочку и на Масленицу мы сожжем все наши плохие поступки и дела и забудем о них.

сегодня я узнал…

было интересно…

я учился…

у меня получилось …

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

IX. Домашнее задание.

- Для выполнения домашнего задания мы с вами разделимся на 4 группы. Это необходимо для того, чтобы на следующий урок подобрать материал для проекта: «Золотое правило нравственности». Материалом могут служить пословицы, поговорки, иллюстрации, мудрые мысли и притчи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"

Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....

Конспект урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость»

Разработка урока по Основам Религиозных  Культур и Светской Этики на тему «Справедливость» . Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, сп...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...