Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно дерево и другое, проводится игра "Угадай литературного героя", работают с притчей "Два волка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_obobshchayushchiy_urok_k_glave.docx | 709.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
с этнокультурным национальным (русским) образовательным компонентом
Урок подготовила и провела:
учитель начальных классов
Медведева Галина Викторовна
Камышин 2012
Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?»
Цели для учителя:
- формировать представление младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
- развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
- учить логично и последовательно излагать свои мысли, уважительно относиться к мнению одноклассников.
Цели для учащихся:
- уметь различать понятия «добро», «зло» и уметь объяснять пословицы на тему «добро и зло»;
- уметь излагать свои мысли по теме;
- понимать позицию другого человека;
Ход урока:
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Посмотрите на своего товарища, улыбнитесь и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбка, сопереживание, готовность помочь в любой жизненной ситуации – это так необходимо в нашей жизни.
- Введение в тему (создание проблемной ситуации).
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок по 1 главе «Как отличить добро и зло?»
- Давайте вспомним, какие темы мы с вами разбирали?
(Долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни, справедливость и милосердие)
Чему учились?
1)Сравнительный анализ двух деревьев.
- Наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не навредить ей. Символом русской природы издавна считается березка.
- Ребята, давайте посмотрим на эти две березки и попробуем ответить на вопрос:
- О чем они хотят нам рассказать?
(Первая березка нам может рассказать о красоте, здоровье, удачи, счастье, успехе, а вторая – о горе, несчастье, печали, болезни)
- Что олицетворяет одно дерево и другое?
(Первое дерево олицетворяет здорового человека, счастливого человека, удачу, радость. Второе дерево олицетворяет – больного человека, печаль , боль)
2)Творческая работа.
- Какие слова могут расти на деревьях?
(Красота, доброта, труд, мир, здоровье, печаль, болезнь, неудача)
- Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева.
Возможные слова: тепло, зло, добро, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, удача, горе. Слова прикрепляются на деревья.
- Я согласна, что эти слова вы прикрепили на первую березу, а можем ли мы слова
«мама», «семья» поместить на второе дерево?
- Когда это происходит?
(Это происходит тогда в семье, когда случается беда, горе. Тогда говорят, что мать почернела от горя.)
- Обращаясь к толковому словарю раскроем смысл слова почернеть (слайд)
ПОЧЕРНЕТЬ, - ею, -еешь: несов.
1. Становиться чернее, темнее.
Серебро чернеет.//
сов. почернеть, -ею, -еешь.
Переносное значение: почернеть от горя, болезни.
- Ребята, давайте посмотрим на два этих дерева и выделим два главных противоположных слова
(добро и зло)
Ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала (слайд)
Мир и Любовь! (слова на слайде появляются постепенно)
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
"Творите, люди,
На Земле добро!"
III. Постановка темы урока, целей
-Два этих главных слова «добро и зло» будут в теме нашего урока.(слайд)
-Какова же цель нашего урока?
(Сегодня каждый из нас будет учиться различать добро и зло)
IY. Работа с пословицами.
- С древних времён наш народ ценил добро и в народе всегда относились к добру по-особому. Все свои мудрые мысли народ вложил в пословицы. Ну а вот какой смысл в пословицах, мы узнаем вместе. Сначала поработаем в парах.
Как аукнется, | а при матери – добро. |
при солнышке – тепло, | нет доброго имени. |
Без добрых дел | так и откликнется.
|
- Какие пословицы у вас получились? Назовите их и объясните смысл этих пословиц.
«Как аукнется, так и откликнется»
(Как вы будете относиться к человеку, так и человек отнесется к вам.)
- При солнышке – тепло, а при матери – добро
- Какие в этой пословице ключевые слова?
(В этой пословице главные слова солнышко и мать)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Солнышко светит и нам тепло, и когда мама нас приласкает нам тоже хорошо)
- Без добрых дел нет доброго имени
(Если человек сделает доброе дело, то о нем будут помнить, вспоминать добрым словом.)
- Конечно, ребята, никто из людей не хочет, чтобы о нём думали плохо, относились неуважительно.
-Как же сделать, чтобы о тебе думали и говорили с теплотой, вспоминали хорошими словами?
(Нужно делать добрые дела, поступать, как велит совесть, следовать заповедям.)
-Ребята, но ведь бывало так, что вы обидели кого-то, сделали кому-то больно, запятнали свое доброе имя.
-Как можно восстановить свое доброе имя, как исправить положение, чтобы этот человек не обижался на вас?
(Надо попросить прощения)
- Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай, который существует и по сей день: в последний день масленичной недели, в «прощёное воскресенье», прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями человек как бы сбрасывает с себя тяжёлый груз обид, наполнял свою душу добротой и любовью.
Y. «Игра узнай литературного героя»
- Из поколения в поколение человек пополнял свой жизненный опыт. Переносил все самое лучшее на бумагу, так до наших дней дошли замечательные произведения — это сказки. А одной из главных тем сказок была тема добра и зла.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим:
(Буратино, Чиполлино, Красная шапочка)
- А теперь по описанию определите сказочного героя.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
-Сначала мы видим, что Женя совершает глупые поступки.
-А какая она?
(обидчивая, злая, вспыльчивая)
-А когда Женя совершает разумные поступки?
-Какая она?
(добрая, любящая)
Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть, вместе с тем она добрая, любящая, она пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. Она поняла, что надо делать добрые дела для других людей
- А теперь давайте подумаем какими качествами обладали герои
В сказках мы знаем, что герои четко делятся на добрых и злых героев, а вот в жизни намного сложнее.
YI. Работа с притчей.
-Многие из вас уже сталкивались со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство, грубость, эгоизм. К сожалению, нам кажется в наше современное время зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Много зла и добра в совершаемых нами поступках.
-Давайте, послушаем об этом в знакомой уже нам притче.
Когда-то, давным-давно, старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — завить, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает то волк, которого ты кормишь.
Каждому ребенку раздаю лист, на котором изображены два волка
-Ребята, каждый из вас получил листок с изображением двух волков, черного и белого.
Подумайте, какие поступки вы сегодня совершили?
-Поставьте карандашом плюсики за хорошие поступки под белым волком, за плохие под черным.
- Улыбнулись ли вы утром маме?
- Сказали ей «спасибо» за завтрак?
- Помыли за собой посуду?
- Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?
- Хлопнули дверью в подъезде?
- Поссорились ли вы с другом?
- Помогли ли вы младшим?
- Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?
- Придя в школу, вы поздоровались?
- Сказали обидное слово своему однокласснику?
- Забыли поздороваться с учителем?
- Какой же волк победил?
-Если у вас победил добрый волк, то чем вы его накормили?
(Хорошими поступками, добротой, радостью, удачей, счастьем)
-Если у вас победил злой волк, то чем вы его накормили?
(злом, плохими поступками, оскорбили кого-то, ударили, сказали обидное слово, не поздоровались)
- Ребята, а вы хотели сделать плохой поступок?
(нет)
-Почему так получилось?
(Мы сделали плохой поступок неумышленно, необдуманно)
-Вот, ребята, мы увидели, что зло у нас замаскировалось под каждодневными обыденными нашими поступками.
-А что творить легче добро или зло?
(Зло)
-Как же нам исправить то, что мы уже совершили?
(попросить прощения, сделать доброе дело)
-Какие добрые дела можете совершить уже сейчас не дожидаясь пока станете взрослыми
YII. Итог урока.
YIII. Рефлексия.
- Я вам предлагаю, написать на листочке плохие поступки, от которых вы хотите избавиться, я их соберу в эту коробочку и на Масленицу мы сожжем все наши плохие поступки и дела и забудем о них.
сегодня я узнал…
было интересно…
я учился…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
IX. Домашнее задание.
- Для выполнения домашнего задания мы с вами разделимся на 4 группы. Это необходимо для того, чтобы на следующий урок подобрать материал для проекта: «Золотое правило нравственности». Материалом могут служить пословицы, поговорки, иллюстрации, мудрые мысли и притчи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"
План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"
Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....
Конспект урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость»
Разработка урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость» . Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, сп...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс, тема "Храмы России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Дата: 24.01.2023Школа: №95Класс: 4-2Урок: 3Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 201 Студент: Дятлова В...