Курс ОРКСЭ модуль« Основы светской этики »(4 класс, урок 14) Автор Партыко Е.А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №949 Разработка урока.
план-конспект урока (4 класс) по теме

ПАРТЫКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс,урок 14 "Дружба"(конспект урока+презентация к уроку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока22.46 КБ
Файл презентация2.02 МБ

Предварительный просмотр:

                Урок №14 «Дружба»

                                            Партыко Е.А. учитель начальных классов

                                                                          ГБОУ СОШ №949 ЮАО г.МОСКВА

«Настоящая дружба – это настоящие друзья»

Цель урока: познакомить и уточнить представления учащихся о дружбе.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование нравственных качеств учащихся: дружбы и порядочности, умения дружить, беречь дружбу;

Образовательная: сформировать представления о дружбе;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации;

способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;

продолжить формирование навыков групповой работы, умение учащихся вести рассуждение, формирование умения аргументировать свою точку зрения.

Виды деятельности: проблемная беседа, устный рассказ, индивидуальная и самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, словарная работа.


Оборудование и материалы:

  1. Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, ).
  2. слайд-шоу «Лучшее слово о дружбе»;
  3. учебное пособие «Основы светской этики», 4-5 кл./ Студеникин М.Т.
  4. токовый словарь /Ожегов С.И.;
  5. дерево дружбы – трансформер из ватмана.
  6. отпечатанные и разрезанные пословицы.

Тип урока: Комбинированный.

План урока.

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Введение в тему. (5 минут)

3. Актуализация знаний и постановка цели урока. (5 минут)

4. Проблемная беседа. (5 минут)

5. Индивидуальная работа с текстом учебника(10 минут).

6. Составление дерева-дружбы – качеств, без которых дружба состояться не сможет. (5 минут)

  1. 7.Работа в группах – решение проблемных ситуаций. (8 минут)

8.Создание правил дружбы.

9.Рефлексия.


I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Из м/ф «Однажды утром», 1981. Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

  Если случится с тобой что-нибудь
      Вдруг, вдруг, вдруг,
      Знай, что тебе может радость вернуть
      Друг, друг, друг.

 

                       Припев:
       Мир похож на цветной луг,
       Если рядом с тобой друг.
       Дружбе всюду открыт путь,
       Дружбе верен всегда будь.

Изложение темы урока

Вступительное слово:

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий от нас всех таящее.

И любая беда – не беда.

Если рядом друзья настоящие!

 

 - О чем мы будем говорить сегодня? (о дружбе)

Ребята, сейчас я попрошу поднять руку тех, у кого есть друзья. Да, я был (а) уверен (а) что вы все поднимите руки. У нас есть много друзей и в школе и во дворе. Со своими друзьями мы вместе играем, делаем уроки, отдыхаем на каникулах. Нам очень приятно и хорошо с ними.

Один из учеников читает стихотворение А.Барто «ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ»

2.Анализ стихотворения А.Барто «Требуется друг»

В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
 Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: “А есть ли у меня друг?”.

– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.


3.Беседа.

На доске – слова «друг», «приятель», товарищ». Чем отличаются эти слова друг от друга.

- Эти слова обозначают  одно и то же?

Обратимся к словарю.

Как часто нам приходится спрашивать себя, насколько дружелюбен по отношению к нам тот или иной человек, не предаст ли в трудную минуту? И как определить, кем он тебе приходится – другом или врагом?

В различных словарях под дружбой понимаются такие отношения, которые отличаются особенной верностью, основаны на взаимном доверии, взаимопомощи, способности быть искренним друг с другом, любить друг друга и иметь общие интересы.

Дружба – это не только дружеские отношения, но и дружеская любовь. Она появляется спонтанно и живет глубоко в сердце. Поэтому заставить кого-то дружить нельзя, дружеская любовь сама появится со временем. Чтобы дружба зародилась и сохранялась на протяжении долгого времени, необходимо соблюдать некоторые условия, определяющие особенности дружбы.

1. Взаимное уважение. Что это значит? Уважительное отношение к другу показывает, как ты ценишь его мнение по какому-либо вопросу, признаешь его положительные качества и принимаешь отрицательные. Друг, которого ценят как личность и уважают его достоинство, чувствует, что ему помогают искренне, а не из чувства долга.

2. Доверие. Доверие как особенность дружбы проявляется в уверенном знании, что друг не предаст и не обманет, всегда поддержит и будет абсолютно искренним. Но это не значит, что друг не совершает ошибок. Все мы не застрахованы от ошибочных действий и потому старайтесь прощать друзей, если они того заслуживают.

3. Кроме того, строить и поддерживать дружеские отношения помогают общие нравственные ценности.Вероятно, вам будет не очень приятно наблюдать, как ваш друг совершает действия, кажущиеся вам безнравственными, а для него являющиеся нормальным поведением. Поэтому, как правило, друзьями становятся люди, имеющие схожие взгляд на жизнь и систему духовных ценностей.

4. Дружбе не помешает и наличие общих интересов и увлечений. Однако данное условие не столь важно, когда друзья знают и принимают друг друга с детства или достаточно большой промежуток времени.

Дружба – бескорыстна, она либо есть, либо ее нет.

Она вызывает привязанность между людьми, даже не связанными общими интересами.

Если это настоящая дружба, то она устойчива в течение долгого времени.Дружеские чувства можно испытывать по отношению к нескольким людям, причем разного пола и возраста

  • 5.  Обсуждение, какими качествами должен обладать настоящий друг.

На доске появляется Огромное дерево  без листочков ,у ребят на партах вырезанные из цветной бумаге детские ладошки и,на каждом лепестке пишут по одному самому главному, качеству, без которого дружба состояться не может. Ребята пишут качества втайне, а затем прикрепляют эти качества к дереву.

Прежде всего, к таким качествам относится искренность и открытость.

1.Умение сопереживать и сочувствовать своему товарищу не менее важно в вопросах

 дружбы.

2.Умение выслушать и проявить искренний интерес к делам своего друга.

3.Настоящий друг также должен быть готовым прийти на помощь в трудную минуту.

4.Кроме того, умение признавать свои ошибки, принимать советы и хранить секреты, быть готовым простить – все это качества настоящего друга.

Старайтесь развить в себе эти качества, ведь с друзьями мир становится добрее и приветливее. И помните, что закрытость и бесчувственность, высокомерие и обиды, безразличие и предательство рушат основы дружеских отношений – взаимоуважение и доверие.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

6. Пословицы о дружбе

– А какие пословицы о дружбе знаете?

Игра “Закончи пословицу”.

1)Составление пословиц.

 Соедините начало пословиц с их продолжением.

Нет друга – ищи,…………………(а нашёл – береги).

Не имей сто рублей, ……………(а имей сто друзей).

Человек без друзей,…….….(что дерево без корней).

Старый друг лучше…………………….(новых двух).

Один за всех……………………..…(и все за одного).

 - Молодцы справились. О чем эти пословицы? (о дружбе, о том, что её надо беречь, и тогда друг всегда придет на помощь, не оставит в беде).

 - Как мы говорили в начале занятия, друг познается в беде: если друг настоящий, то он в беде поможет и не бросит.


7. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом)

– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?

– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

  1. 8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

    – А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

    1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

    2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 

    3. За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четырехклассников.

    - Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.

    - Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!

    Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.

    - Как поступить в такой ситуации? 

    – Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./

    Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

    Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
    Вопросы к классу:Почему распадается дружба? По каким причинам это происходит чаще всего?

  1. 10.Работа в группах.

Создать правила дружбы..
1.Помогай другу в беде.

2.Умей с другом разделить радость.

3.Не смейся над недостатками друга.

4.Останови друга, если он делает что-то плохое.

5.Не обманывай друга.

6.Не предавай друга.

7.Относись к другу как к себе.

8.Доверяй другу.

9.Всегда выполняй свои обещания.

10.Умей хранить чужие секреты.

 (ПАМЯТКИ)

11.Рефлексия:Поделка: Взять чистый альбомный лист формата А4 сложить его пополам и обвести на нем свою ладонь, так что при развороте и вырезании контура одной ладони получилось две ладони, сложенные вместе. Внутри можно вклеить сердечко и на нем написать золотой стих. Этот подарок подарить своему другу.         

ЛюблюКто в дружбу верит горячо, 
Кто рядом чувствует плечо, 
Тот никогда не упадет, 
В любой беде не пропадет!
(С. Михалков) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов Партыко Е.А. ЮАО г. Москвы ГБОУ СОШ № 949

Слайд 2

Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий от нас всех таящее. И любая беда – не беда. Если рядом друзья настоящие!

Слайд 3

А.Л. БАРТО «ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ»

Слайд 6

В толковом словаре С.И. Ожегова: « Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…» « Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»

Слайд 7

В толковом словаре С.И.Ожегова «друг», «приятель», «товарищ»

Слайд 8

Собери пословицу Нет друга – ищи, ………………… . Не имей сто рублей, …………… Человек без друзей, …….… Старый друг лучше …………………… Один за всех ……………………..…

Слайд 10

Правила дружбы 1.Помогай другу в беде. 2.Умей с другом разделить радость. 3.Не смейся над недостатками друга. 4.Останови друга, если он делает что-то плохое. 5.Не обманывай друга. 6.Не предавай друга. 7.Относись к другу как к себе. 8.Доверяй другу. 9.Всегда выполняй свои обещания. 10.Умей хранить чужие секреты .

Слайд 12

Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет! (С. Михалков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Конспект урока №1 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики

Урок №1 по Основам светской этикитема "Россия - наша Родина"учебник издательства Просвещение...

План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", тема: "Дружба"

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль Основы светской этики. Тема урока "Дружба". Урок по назначению учебный, культурно - воспитательный; по содержанию - нравственный. Урок...