Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", тема: "Дружба"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль Основы светской этики. Тема урока "Дружба". Урок по назначению учебный, культурно - воспитательный; по содержанию - нравственный. Урок призван формировать коммуникативные качества учащихся, оценивать и мотивировать собственные поступки и поступки других людей, воспитывать нравственные свойства личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленская область

Духовщинский район

Урок по курсу ОРКСЭ

(Основы светской этики 4 класс)

Учитель начальных классов

МБОУ Шиловичская ООШ

Мелентьева Зоя Николаевна

2014 год.

Пояснительная записка.

Класс: 4

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока: «Дружба»

Тип урока: комбинированный

Количество часов: 1

Цели и задачи урока:

  • дать представление о понятии «дружба»,
  • выделить отличительные черты дружбы, её составные части, познакомить с правилами дружбы,
  • развивать коммуникативные качества учащихся, учить понимать, оценивать, мотивировать собственные суждения и поступки других людей,
  • воспитывать нравственные свойства личности, способствующие успешному взаимодействию с коллективом, обществом.

Урок по назначению – учебный, культурно – воспитательный; по содержанию – нравственный.

Данный урок, используя средства ИКТ, делает процесс усвоения нового материала более доступным.

Урок призван формировать коммуникативные качества учащихся, оценивать и мотивировать собственные поступки и поступки других людей; воспитывать нравственные свойства личности.

Данный урок можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4,5 классах, а также как внеклассное или общешкольное мероприятие.

Возрастная группа 3 - 5 класс.

Системные требования:

Microsoft Office 2003.

В папку входят:

  • 1 презентация Microsoft Office 2003.
  • Текстовые документы.
  • Музыкальные фрагменты.
  • Задания.  
  • Видеофильмы.    

Рекомендации по управлению презентацией.

  • Презентация «Дружба». (Power Point 2003).Переход к следующему слайду по щелчку.

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная беседа. Формулировка темы и  цели урока.
  3. Изучение нового материала.

а) Обсуждение притчи «Обиды на песке, а радости на камне».

б) Какие отношения существуют между людьми?

в) Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

г) Что такое дружба?

д) Законы дружбы.

  1. Закрепление.
  2. Подведение итогов.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.
  5. Заключительное слово учителя.

  В помощь учителю разработаны ресурсные материалы:  творческие задания, тексты для работы в группах,  понятийный аппарат (терминологический словарь).

  Особое место занимает электронная поддержка для проведения учебного занятия. Разработанная учебная презентация в программе Microsoft PowerPoint содержат большой иллюстративный материал, позволяющий  повлиять на формирование мотивации учащихся в обучении. Для удобства использования мультимедийная презентация не перегружена гиперссылками. Технология применения мультимедийной презентации на уроке описана в пояснительной записке. В сценарии к уроку даны необходимые ссылки на слайды.

Формы и методы реализации.

Урок, урок – презентация.

Ожидаемые учебные результаты:

Личностные результаты: понимание необходимости воспитания в себе нравственного чувства и уважительного отношения к окружающим людям; развитие коммуникативных навыков работы в группах, навыка совместного творчества.

Предметные  результаты: подготовка к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; понимание значения дружбы в жизни человека и общества, осознание ценности дружеских отношений.

Метапредметные результаты: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей ; составление текста в письменной форме; умение признавать возможное существование различных точек зрения на оценку одного события.

Оборудование: учебник «Основы светской этики» (издательство «Просвещение»),  В.И.Даль «Толковый словарь», С.И.Ожегов «Словарь русского языка», мультимедийный проектор, презентация, видиозапись мультфильма «Тимка и Димка», песня «Дружба крепкая не сломается» слова М.Пляцковского, музыка Б.Соловьёва, песня «Если с другом вышел в путь», фрагмент из мультфильма « Кот Леопольд», музыка из мультфильма «Добрый жук», конверты с заданиями, листы цветной и белой бумаги, фломастеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу на уроке.

- Друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

-С каким настроением, ребята, вы пришли на урок?

(«Дерево настроения», смайлики. В начале урока  слева смайлики, в конце – справа.)

 - хорошо и отлично   - более- менее            - плохо                                                                                  

- Ребята, кто любит мультфильмы?

Давайте посмотрим мультфильм, может, у кого - то настроение изменится, а у кого - то станет ещё лучше!

Фрагмент из мультфильма «Тимка и Димка».

  1. Сообщение темы, постановка целей.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока, нацелить каждого ученика на решение учебной задачи, составить план урока.

-  Вы сейчас посмотрели фрагмент из мультфильма «Тимка и Димка».

- О чём этот фрагмент?

-  А как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О дружбе)

- Это и будет тема нашего урока. 

(На доске запись ведёт ученик - координатор).

Тема: Дружба. (Слайд №2)

- Давайте отложим дела «на потом»,

О дружбе расскажем, о дружбе споём.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,

Подарит нам радость, согреет теплом!

(Звучит песня «Если с другом вышел в путь», желающие подпевают.)

-На какие вопросы вам бы хотелось получить ответ?

  •  Какие отношения существуют между людьми?
  • Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
  • Что такое дружба?
  • Где нам могут пригодиться полученные знания?

- Итак, как вы определите цель нашего  урока? (Слайд №2)

 Цель: выяснить, что такое дружба.

- Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нам необходимо составить план работы. Ваши предложения.

(Ученик - координатор  возле доски записывает варианты, затем коллективно составляется план работы. Запись на доске.)

План.

1) Какие отношения существуют между людьми?

2) Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

3) Что такое дружба?

4) Где нам могут пригодиться полученные знания? (Слайд №2)

  1. Объяснение нового материала.

Цель: формирование  способов решения поставленной учебной задачи.

- А сейчас, пожалуйста, послушайте притчу. (Слайд №3)

Обиды на песке, а радости на камне. (Притча)

(Название скрыто)

Жили - были два друга. Однажды они поспорили и один из них, дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Продолжив свой путь, нашли оазис, в котором решили искупаться. Получивший пощёчину, едва не утонул, но друг спас его. Придя в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Спасший жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны вытесать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке, а радости - на камне.

Работа в группах. (Конверты №1)

  1. я  группа.

Выделить ключевые слова, с последующим комментированием.

2 – я группа.

 Сформулируйте вопросы и ответы на них к данной притче.

3 -я группа.

Соберите пословицы  по теме притчи  и объясните их.

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Друга ищи, а найдёшь – береги.
  3. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Общее задание: дать  своё название притчи.

Обсуждение.

- Молодцы! «Научись писать обиды на песке, а радости - на камне.» Как вы понимаете это высказывание?

Физкультминутка. (под музыку):

Встаньте  дети,  встаньте  в круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали 

 И  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди.

- Ребята, пожалуйста, вспомните, на уроках окружающего мира мы с вами выясняли, какие отношения бывают между людьми?

(Просмотр слайдов № 4 - № 8)

  • родственные отношения (между родителями и детьми, братьями и сёстрами);
  • служебные отношения;
  • отношения между учителями и учениками;
  • отношения между одноклассниками;
  • соседские отношения и др.

- С моральной точки зрения все они должны быть добродетельными (вспомните, недавно на уроке «Основы светской этики» мы с вами вели разговор на тему о добродетельных отношениях), строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.  (Слайд №9)

Человек не выбирает своих соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно ровных и доброжелательных отношений.

 - А как вы думаете в дружбе: есть ли выбор? (Друзей человек выбирает сам.)

 -Вот одной из отличительных черт дружбы и является избирательность. Что такое избирательность? Как вы думаете? Давайте обратимся к словарю. (Слайд № 10)

- Кто может назвать ещё отличительные черты дружбы от других отношений? ( Друзья не ждут, когда их позовут на помощь. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.)

 - Молодцы! Вот вы определили ещё одну черту дружбы – бескорыстность. Что же такое бескорыстность? Что вы думаете? Давайте обратимся к словарю. (Слайд № 10)

- Что ещё  может объединять друзей? (Увлечения, интересы и т.д.)

- Вы хотите сказать, что друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов.

 А что такое взаимная симпатия, общность интересов?

Давайте обратимся к словарю. (Слайд № 10)

- Можете ли вы теперь дать определение дружбе?

«Мозговой штурм».

- Продолжите фразу: «Дружба – это …»

Работа с книгой .

-А теперь давайте найдём и прочитайте определение, которое даёт нам учебник:

Дружба – это  отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

- Какие вопросы у вас появились? (Что значит «взаимная привязанность», «личные интересы»?)

-Найдите ответы на них в презентации. (Слайд №11)

Взаимный – общий для нескольких людей.

Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.

Личные - принадлежащие самому человеку, его собственные.

Интересы - повышенное внимание к чему-либо, связанное с потребностью узнать что-то новое.

 

Работа с рубрикой «Мудрые мысли». (Учебник)

- А вот такие определения дают словари - В.И.Даль «Толковый словарь», С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

- А сейчас давайте прочитаем высказывания других народов  о дружбе. (Слайд № 13)

-  Какими качествами на ваш взгляд должен обладать настоящий друг? Возьмите, пожалуйста, лепестки и напишите главное качество, которым вы хотели бы, чтобы обладал ваш друг.

(На доске  ромашка, нужно прикрепить лепестки.)

1.Выручать;

2. Поддерживать;

3.Говорить правду;

4.Доверять;

5.Делиться;

6.Уважать;

7.Помогать;

8.Уметь радоваться успехам друга и др.

 - Вы написали очень хорошие качества! Ребята, подумайте, а вы сами обладаете этими качествами?

- Кого выбрать себе в друзья? Как выяснить, настоящий ли друг у тебя? Ведь не будешь же устраивать ему проверку. Так можно обидеть человека недоверием и потерять друга. Однозначного ответа на эти вопросы нет. Но можно сказать, что надёжнее дружить с хорошим, добродетельным человеком, на которого можно положиться.

- Давайте вместе подумаем, какие законы есть у  дружбы. Запишем их, и постараемся им следовать.

(Ученик – координатор записывает на доске предложения детей.)

Обсуждение. 

(Слайд №14)

Законы дружбы

  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  • Поддержи друга, если у него неприятности.
  • Порадуйся вместе с ним его успехам.
  • Не завидуй другу!
  • Если ты поссорился с другом, постарайся понять,  в чём твоя вина.
  • Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  • Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего хорошее в человеке.
  • О достоинствах своего друга расскажи каждому.

- Молодцы! Законы замечательные! Давайте будем им следовать!

- В жизни, ребята, намного сложнее принимать какие – либо решения. Сейчас мы с вами рассмотрим несколько ситуаций, и поставим себя на место других людей.

IV. Закрепление.

Цель: подтверждение выдвинутых гипотез в правильности вариантов решения поставленной учебной задачи.

1.Прослушивание и обсуждение ситуаций. (Конверты № 2)

(Работа в группах. Лучше называть вымышленные имена, не встречающиеся в классе.)

1-Я СИТУАЦИЯ – 1 – я группа.

В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег  и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне.

А как бы вы поступили на моем месте?

2-Я СИТУАЦИЯ– 2 – я группа.

Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально.

 А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?

3-Я СИТУАЦИЯ–3 – я группа.

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья.

 А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая? 

Обсуждение ситуаций.

- Молодцы! Я рада, что у каждого из вас есть своё мнение, своё видение жизненных ситуаций. А сейчас проведём литературную викторину.

2. Викторина «Кто с кем дружит?» (Слайды №15 - №24)

  •  Зелёный крокодил Гена и …
  •  Доверчивый Буратино и …
  •  Смешной мишка Винни-Пух и …
  •  Мальчик по имени Малыш и …
  • Алладин и …
  • Белоснежка и …
  • Кай и …
  • Русалочка и …
  • Чип и ….

- Отлично! Вы умники и умницы!

- Ребята, пусть каждый из вас вспомнит поступок вашего друга по отношению к вам за последнюю неделю. Если это положительный поступок, то нарисуйте солнышко, а если плохой – тучку. 

- Поднимите листочки. 

- Посмотрите, как много у нас «солнышек»! В классе стало ещё светлее и теплее!

V.   Подведение итогов урока.

Цель: сообщения результата решения учебной задачи.

Учитель:

- Вот наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Вначале урока мы поставили цель. (Прочитать).

- Достигли мы её? Какими путями? (Возвращаемся к плану урока)

-  Вспомните вопросы, которые вы задавали в начале урока. На какие из них вы получили ответы? О чём вы не смогли узнать? Какой вывод для себя можете сделать? - Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей? Что теперь вы хотите и можете сказать по поводу высказывания: «Научись писать обиды на песке, а радости - на камне.»?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

VI. Домашнее задание. (Слайд №25)

1 вариант: напишите мини-сочинение о своём друге.

2 вариант: подберите свои любимые стихи о дружбе, и объясните, чем они тебе нравятся.

 3 вариант: подберите свои пословицы о дружбе.

4 вариант: нарисуйте портрет друга.

5 вариант: расспросите родителей об их друзьях, узнайте, как начиналась их дружба.

VII. Рефлексия.

Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.

Учащиеся последовательно отвечают на поставленные вопросы. Степень удовлетворённости отмечается цветами.

Зелёный – 4 – 5 баллов.

Синий – 3 – 4 балла.

Красный – 1 – 2 балла.

Вопросы: 1. Как я усвоил материал?

                 2. Как я работал на уроке?

                 3. Насколько интересно было сегодня на уроке?

- Давайте нарядим нашу ёлочку. С каким настроением вы уйдёте с урока? Изменилось ли ваше настроение? Почему? (Справа смайлики)

 - хорошо и отлично   - более- менее            - плохо                                                                                                                      

- Ребята, я очень рада была нашей встречи. Вы все очень хорошо работали на уроке.

Спасибо вам за урок!

-  Предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения

 В. Можной  «Дружба – это…»(Слайд №26)

Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом -  даже злая слабость

Вмиг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал,

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

(Звучит  песня «Дружба крепкая не сломается» слова М.Пляцковского, музыка Б.Соловьёва , фрагмент из мультфильма « Кот Леопольд»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Тема: "Дружба".

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема: "Дружба"....

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Дружба".

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Дружба". Развивает представление о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....

Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...