Главные вкладки

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    материал содержит конспект урока и призентацию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_urokastyd_vina_sovest.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                            Методическая разработка урока по теме

    «Стыд, вина и извинение» (модуль ОСЭ)

    Цель: формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

    Задачи:

    • познакомить обучающихся с нравственными понятиями:  стыд, вина, извинение;
    • развивать ответственность за свои поступки;
    • развивать умение высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями;
    • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

    Оборудование: видеоролик «Воробей»,толковый словарь; учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики»,  мультимедиа, презентация, карточки для игры-практикума.

    Основные понятия и термины: стыд, вина, извинение.

    Ожидаемые результаты:

    1.Учащиеся смогут давать определения терминам: стыд, вина, извинение.

    2. Смогут высказывать собственное мнение.

    2. Составят для себя памятки как просить прощение и прощать других.

    Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с видео  и иллюстрированным материалом, работа со словарём С.И.Ожегова, работа в группах, рефлексия.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.

    II.Проверка домашнего задания (предыдущая тема «Золотое правило нравственности»)

     Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.

    -О чём гласит золотое правило нравственности?

    (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)

    -Как это правило действует в жизни? (слайд 1)

    III. Новая тема.

        Актуализация знаний.

    -Как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

                             

    грусть

                                                                                               тяжесть на душе

    стыд                                                              

                                                                                              огорчение

    вина                                                              

    (слайд 2)

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»

    Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
    Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
    За обедом отец и говорит:
    — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
    Все сказали:
    — Нет.
    Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
    — Нет, я не ел.
    Тогда отец сказал:
    — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
    Ваня побледнел и сказал:
    — Нет, я косточку бросил за окошко.
    И все засмеялись, а Ваня заплакал. (слайд 3)

    - Почему Ваня покраснел?

    - Почему он не признался сразу, что съел сливу?

    - Почему Ваня решил признаться в конце?

    - А вы когда нибудь совершали такие поступки, за которые вам было стыдно?

    - Что вы при этом чувствовали?

    - А было так, что о вашем не очень хорошем поступке никто не знал, но вы все равно переживали, что поступили плохо?

    Работа с новыми терминами.

    -Ребята, как вы думаете, что такое «стыд» и что такое «вина»? Одинаковы ли эти понятия?

      (ответы учащихся)

    -Давайте обратимся к словарю. (Ребята находят в словарях определение терминов «стыд» и «вина»)

    Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)

    Давайте запишем это определение.

    - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)

    - Какие поступки вызывают такое чувство?

    (когда сделал что-то плохое, обидел друга)

    - Приведите примеры из своей жизни. (слайд 4)

            Вина  1.Проступок, преступление. 2. причина, источник чего-либо неприятного.

    Вина –это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

    Запишем определение.

    Давайте сравним понятия «стыд» и «вина». Стыд– это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой. (слайд 5)

    - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Воробей»

    - Скажите какие чувства испытывает сын? (чувства стыда и вины за свой поступок).

    - А что он сделал, осознав свою вину?(Он извиняется).

    - Как он это делает?

    -Давайте дадим определение слову Извинение

    Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы  не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел.

    Обратимся к словарю.

    Извинение – основание для оправдания. (слайд 6)

    Запишем термин.

    - Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь.

    ПРОЩЕНИЕ                ИЗВИНЕНИЕ            СТЫД                   ВИНА      

    IV. Физкультминутка. Говорящие руки Я называю различные чувства, а вы, молча, только с помощью жестов попытаетесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

    V. Первичное закрепление



    1
    . Практикум-игра «Корзина ситуаций». 

    -В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.

     Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их. Остальные группы поднимают одну из трех карточек: 

    1 карточка – «солнышко» – согласны,  поступили бы также.
    2 карточка – «облако» – не согласны, так не поступили бы.
    3 карточка – «солнышко и тучка» – согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.

    1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
    2 ситуация. Свете в автобусе  подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.
    3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. 
    4 ситуация. Марина опоздала на урок. 
    5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
    6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

    2. Способы извинения
    - Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в середине урока, Каким образом сын попросил прощение у отца?

    - А теперь давайте рассмотрим  5 шагов к правильному извинению

    Комментирование   учителя

    • Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Делайте это искренне.
    • Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. Не оправдывайте свои действия.
    • . Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. Примите обязательство измениться.
    • Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях». Выражайте свои извинения осторожно.
    • Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. Будьте готовы к неловкости и неудобству.


    -Извинение – это признак силы, также, как и умение прощать. 
    -Как называют человека, который может простить, забыть обиды? 

    -Давайте прочитаем последний абзац на с.45 
    Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
    Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души.  Эдуард Севрус

    VI.  Закрепление основных понятий урока.

     

     

    V. Домашнее задание.

        1.Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .

      2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

    VI. Итог урока. Рефлексия.

    Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти слова?

    «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой.

    Как вы понимаете эти слова?

     - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение)

     - А сейчас подведём итог нашего занятия. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

    • Я знал, что … .
    • Я узнал, что … .
    • Мне осталось непонятно …

    1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. - Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь.

    ПРОЩЕНИЕ                ИЗВИНЕНИЕ            СТЫД                   ВИНА      

    5.Собери пословицы, объясни их смысл.

    6. Выберите смайлики, соответствующие теме нашего занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация

    Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Дружба". Модуль "Светская этика"

    Разработка урока поможет развить представление у учащихся о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....

    конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

     на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

    Презентация к занятию по ОРКСЭ модуль"Светская этика" "Стыд, вина, Извинения

    призентация к уроку №21 модуля "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"...

    Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение"

    Технологическая карта урока по теме !Стыд, вина, извинение". Прописанна деятельность учащихся и учителя, а также УУД....

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ Тема урока: «Семья»

    Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить  особенности семьи, обратить  внимание на характерные особенности этого института ...