Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_zachyot.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

4 класс

«Семья»

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,

        учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

План – конспект урока

1. Тема урока: Семья                                                                

2. Дата проведения: 2012-2013 учебный год

3. Класс: 4

4. Тип урока: комбинированный урок

5. Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,

- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,

- воспитывать уважение к членам своей семьи.

7. Используемые учебники и учебные пособия: 

- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.  

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.  

8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».

9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».

10. План изучения материала:

1) Что такое «семья»?

2) Как традиционные религии относятся к семье?

3) Как должны относиться друг к другу родные люди?

4) Как составить семейный герб?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Вызов







II. Осмысление учебной задачи
























III. Открытие нового знания



























































































































IV. Рефлексия

- Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то «солнышко», которое больше нравится.


- Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.


- У меня есть мама,

   У меня есть папа,

   У меня есть дедушка,

   У меня есть бабушка,

   А у них есть я.

   Что это?


- Сегодня мы поговорим о семье? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)


- Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?





- Мы также ответим на вопросы:

1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?

3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

- Как вы понимаете слово «семья»?



- Давайте узнаем о происхождении этого слова.



- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.


Физминутка:

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом люби заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.


- Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)


- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».










- Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.


- Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?


- Каждая группа получает задание.









- Проверяем.


- Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?


- Как называются люди, объединённые одной семьёй?


- Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?


- А кем вы приходитесь свои родителям, как вас называют?


- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь?


- А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся?


- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?


- Прочитайте библейскую историю и ответьте на вопрос: Как дети должны относиться к свои родителям?












- Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?







- Что же такое семья?



















- Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.

- Каким может быть герб?

- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

- Что может быть изображено на гербе?

- Дома вы нарисуете ваш семейный герб.



- А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

- (Звучит музыка «Родительский дом». На доске записаны незаконченные предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я доверяю свои тайны …

3. Я люблю бабушку за то …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать … )


- Молодцы, ребята. А теперь послушайте, что вам желают ваши родные.

(Демонстрация видеоролика «Пожелание родителей»)


- Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.


- Составьте синквейн со словом «семья».





- Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится.

Выходят к доске и выбирают «солнышко».







- Семья.











- Что такое «семья»?

- Для чего люди создают семью?

- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

- Как традиционные религии относятся к семье?










Выстраивают ассоциативный ряд.



  Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении».


2-3 ученика рассказывают о своих семьях.













Называют признаки дружной семьи.




Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»










- Как должны жить люди в браке?




 (Групповая работа)

Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?


Ответы учащихся 1-4 групп.





Родственники, родные.



- Родителей: маму и папу.




- Дети, ребёнок, сын, дочь.



- Бабушки и дедушки.





- Дядями и тётями.







- У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

- На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм построить.


- Ответы детей.

- Ученик читает стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!









- Возможные ответы учащихся.













- Продолжают предложения.















Семья

Дружная, большая.

Радуется, живёт, богатеет.

Вся семья вместе – так и  душа на месте.

Это семь «я».

Регулятивные УУД (оценка)
















































































Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)






































Личностные УУД






















































Личностные УУД (действие смыслообразования, «какое значение имеет для меня учение»)
















Регулятивные УУД (оценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...