Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа № 2 г. Дубны Московской области»

                                                                                     

                                                                    Утверждаю

                                                         Директор школы № 2                  

                                                                                                                   

                                                                             _________________________

                                              Н. П. Халяпина    

                                                                           Приказ     № ______

от  « ____» _______2017 г.                                        

Рабочая программа

 учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

(«Основы мировых религиозных культур»),

 изучаемого на базовом уровне

в 4  классе

34 часа (1 час в неделю)

Маркелова Надежда Викторовна,

учитель первой квалификационной категории,

срок действия до 15.10.2021 г.

Срок реализации программы сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

2017 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по комплексному учебному курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1.   Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа сост. Е.С.Савинов.—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий .

УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и  обеспечен учебником А.Л. Беглова  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.

Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из шести модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

      В МБОУ СОШ №2 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2017-2018 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы мировых религиозных культур».

Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного предмета ОМРК:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций

многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного предмета ОМРК:

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и много конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Требования к уровню подготовки обучающихся в 4  классе

Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур»  направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностным результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни;

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

Россия  - наша Родина.

Основы мировых религиозных культур. (28ч.)

         Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.  Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России. (5 ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.  Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Блоки  1    и  3    посвящены  патриотическим  ценностям  и  нравственному  смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

VI. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п

Раздел/тема

Количество

уроков

Тип/форма       урока

Дата   проведения

по плану    по факту

      1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Знакомство с новым предметом. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина.

1

1

Комбинированный урок

01.09

2-3

Основы мировых религиозных культур

Культура и религия

28ч.

2

Комбинированный урок.

08.09

15.09

4-5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

      2

Комбинированный.

22.09

29.09

6-7

Священные книги религий мира.

2

Комбинированный.

06.10

13.10

8

Хранители предания в религиях мира.

1

Комбинированный.

20.10

9-10

Добро и зло.

Понятие греха, раскаяния и

воздаяния.

2

Комбинированный.

27.10

10.11

11

Человек в религиозных

традициях мира.

1

Комбинированный.

12-13

Священные сооружения.

2

Комбинированный.

14-15

Искусство в религиозной

культуре.

      2

Комбинированный.

16-17

Творческие работы учащихся

2

Комбинированный.

18-19

История религий в России

2

Комбинированный.

20-21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2

Комбинированный.

22

Паломничества и святыни.

1

Комбинированный.

23-24

Праздники и календари.

2

Комбинированный.

25-26

Религия и

мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

2

Комбинированный.

27

Милосердие, забота о слабых,

взаимопомощь.

1

Комбинированный.

28

Семья.

1

Комбинированный.

29

Долг, свобода, ответственность,

труд.

       1

Комбинированный.

30

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству.

5

      1

Комбинированный.

31

Подготовка творческих проектов.

1

Комбинированный.

32-33

Выступление учащихся со

своими творческими проектами.

2

Комбинированный.

34

Итоговая презентация творческих проектов.

1

Урок систематизации знаний и  контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 4-5 классов

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур"  4-5 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс

Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур, 4 класс, тема: "Россия-наша Родина"

Технологическая карта, план-конспект и презентация к уроку по курсу ОРКСЭ, модуль: основы мировых религиозных культур. Тема: "Россия - наша Родина".Класс: 4Учебник: Основы религиозных культу...