Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы мировых религиозных культур)
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа разработана для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры  учителей

Протокол № 1

от «0»  сентября 2017 г.                                                                                    

Утверждена

Приказом №  226-ОД  

от « 0» сентября 2017 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОДИН ГОД

4 КЛАСС

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

ОРКСЭ, авторА.Я.Данилюк

Абрамовой Т.А., учителем начальных классов

г. Оха

2017 г.

IРАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

 • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции  многонационального народа России;
  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многокофессионального народа России;
  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.

Праздники  календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина.Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва.Библия и Евангелие.ПроповедьХриста.Христос и Его крест.Пасха.Православное учение о человеке.Совесть и раскаяние.Заповеди.Милосердие и сострадание. Золотое правило  этики.Храм.Икона.Творческие работы учащихся.Подведение итогов праздничного проекта.Как христианство пришло на Русь.Подвиг.Заповеди блаженств. Зачем творить добро?Чудо в жизни христианина.Православие о Божьем суде.ТаинствоПричастия.Монастырь.Отношение христианина к природе.Христианскаясемья.ЗащитаОтечества.Христианин в труде.Любовь  уважение к Отечеству.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения:школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся:классно-урочная

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока в разделе

СОДЕРЖАНИЕ

(раздел, тема урока)

сроки проведения

Примечание

план

факт

Россия – Родина моя (5 часов)

1

1.1

Россия  - наша Родина.

04.09-08.09

2

1.2

Культура и религия

11.09-15.09

3

1.3

Культура и религия  .

18.09-22.09

4

1.4

Возникновение религий.

02.10-06.10

5

1.5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

09.10-13.10

6

1.6

Священные книги религий мира

16.10-20.10

7

1.7

Священные книги религий мира.

23.10-27.10

Каникулы с 28.10 по 06.11

8

1.8

Хранители предания в религиях мира

07.11-10.11

9

1.9

Добро и зло

13.11-17.11

10

1.10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

20.11-24.11

11

1.11

Человек в религиозных традициях мира

27.11-01.12

12

1.12

Священные сооружения  (Православие. Ислам)

04.12-08.12

13

1.13

Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм)

11.12-15.12

14

1.14

Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам)

18.12-22.12

15

1.15

Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм)

25.12-27.12

Каникулы с 28.12 по 09.01

16

1.16

История религий России

10.01-12.01

17

1.17

История религий в России

15.01-19.01

18

1.18

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

22.01-26.01

19

1.19

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

29.01-02.0205.02.02

20

1.20

Религиозные ритуалы  в искусстве

05.02-09.02

21

1.21

Паломничества и святыни.

12.02-16.02

22

1.22

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

19.02-22.02

23

1.23

Праздники в религиях мира (Православие. Ислам)

26.02-02.03

24

1.24

Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм)

05.03-09.03

25

1.25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  (Православие. Ислам)

12.03-16.03

26

1.26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  (Иудаизм. Буддизм)

19.03-23.03

Каникулы с 24.03 по 01.04

Любовь и уважение к Отечеству ( 8 часов)

27

2.1

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,

02.04-06.04

28

2.2

Семья, семейные ценности

09.04-13.04

29

2.3

Долг, свобода, ответственность  и труд

16.04-20.04

30

2.4

Любовь и уважение к Отечеству

23.04-27.04

31-34

2.5-2.8

Резерв

30.04-30.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

Тема "Возникновение религий" 4 урок...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....