Конспект урока по курсу ОРКСЭ Тема урока: «Семья»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гапонова Надежда Анатольевна

Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить  особенности семьи, обратить  внимание на характерные особенности этого института    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdat_semya_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 г. Благовещенска

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

Тема урока: «Семья»

Возраст детей: 9 – 10 лет

Разработчик:

Гапонова Надежда Анатольевна,

учитель начальных классов

г. Благовещенск, Амурской области

2016

Тема:      Семья

Цели:     Показать значение семьи в жизни каждого гражданина      

Задачи:

Обучающие

           Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить  особенности семьи, обратить  внимание на характерные особенности этого института

Развивающие

          Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию  понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.  

Воспитательные

Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Формирование у учащихся стремления   помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

  1. Ход урока

I. Психологический настрой

        Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки.  Для того, чтобы ответить на вопросы урока, нам понадобится поддержка друг друга. А  поговорить нам нужно на очень важную тему.

II. Подготовка к изучению нового материала

Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…    (Семья!)

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

        Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим в ходе урока? Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?

IV. Решение учебной задачи

        С чего начинается Родина каждого из нас? (с родного дома, с семьи).  А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

        Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

        А для чего человеку семья? (Ответы детей)

        Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи.

        Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

        Ребята, встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

        О семье слагают множество пословиц. Предлагаю вам игру «Собери пословицу».

Доброе слово

а его добрые дела.

Не одежда красит человека

и кошке приятно.

Торопись на доброе дело,

того Бог отблагодарит.

Не хвались серебром,

в том и правды мало.

Кто добро творит,

а худое само приспеет.

В ком добра нет,

ищи доброты.

Не ищи красоты

а хвались добром

         А как же появилось слово «семья» мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

        Но о семьях слагают и  легенды. Послушайте одну из них.

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

        Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? – спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и  Цветок  не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

        Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

        Почему погиб Лепесток?

        А как мы можем применить эту легенду к жизни человека?

        Вывод: В семье точно так же, все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

        А что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

        Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

         Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

        Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей?

        Можно ли наш класс назвать семьей? (У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).

                Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

V. Изучение нового материала

        Какую роль играет семья в вашей жизни?  (ответы детей)      

        Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже -  Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

        Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.

XII. Релаксация.

Что самое интересное было в уроке?

– О чём вам хочется рассказать друзьям?

Напоследок, я хочу,  прочитать вам стихотворение.

Мы семья. 
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Семья" (4 класс)

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур" на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...