Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие
план-конспект урока по орксэ

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_predmetu_orkse.docx30.71 КБ
Файл tema_uroka_wecompress.com_.pptx420.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету ОРКСЭ

Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. 

Задачи: 

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
  • Развивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивныецелеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа,  комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

  1. Организационный момент.

Учитель: Чтобы определить тему урока, из слогов составьте слова.

Е        ДИ        ЛО        СЕР        МИ                                                      РО  ТА   ДОБ  

(милосердие)                                                                                    (доброта)

- А какими вы видите слова "доброта, милосердие", ребята? Давайте попробуем их нарисовать. Какие бы краски вы выбрали для этих слов? (работа в парах)

2. Повторение ранее изученного.

  • Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой. (http://www.audiopoisk.com/index)

Учитель: Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- Какие?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

Ученик 1:

Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку.
Путь человека труден -
Мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, -
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, -
Ласка нужна, не угрозы.

Ученик 2:

Доброта непременно спасает наш мир,
Помогая расти всем на свете.
Чтобы людям гармонию вдруг обрести,
Своё сердце добром вы согрейте.

Милосердие в душах людских зажглось,
Все познают его, несомненно.
Оно светом своим озарит весь народ,
Даже если зажглось на мгновенье.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет? Конечно, без большого жизненного опыта в этом разобраться непросто. Послушаем, что говорили и писали выдающиеся мыслители прошлых лет:

1 ученик: Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье".

2 ученик: Римский философ I века до н.э. Сенека считал: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив".

3 ученик: Английский писатель И. Бентал в XVIII в. утверждал: "Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим".

4 ученик: Известный классик русской литературы Л.Н.Толстой писал: "В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других".

Учитель: Как вы думаете, почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым? Кажется, всё наоборот: заботься только о себе, ни с кем не делись, "тяни одеяло" на себя любимого - и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают, ты счастлив. Но : если случится у тебя, вот такого, беда, помогут ли тебе те, от кого ты отделился и отдалился. Как вы думаете?

5 ученик: "Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево", - И.С.Тургенев.

Учитель: Мы часто слышим: "Трудное время, жестокое время, так мало вокруг доброты". Но радует то, что ростки доброты, хоть и очень робко, но всё же пробиваются. Милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Всё это мы видим, особенно в трудные дни. Сколько по новостям передают тревожащих душу событий-  и захват заложников в Беслане, и пожар в ночном клубе "Хромая лошадь" в городе Пермь, и  терракт в Домодедово. Весь мир откликнулся на эти беды. Люди и организации помогали и помогают тем, кто попал в беду. Сердца всех - и старых и малых, и бедных и богатых - не остались глухи. Ведь само слово "милосердие" о чем говорит?(говорит о добром, милом сердце, делающем добро).

  1. Изучение нового материала.
  • Чтение притчи “Добрый самарянин”.

Как по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин?

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: добрый самарянин, ближний.

- Что же обозначает притча Христа?

И Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.

И, конечно, Сам Христос всегда служил людям примером во всём.

  • Работа в четверке «Что лучше?»

Задание. Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов.

ВЫСЛУШАТЬ – ЗАКРИЧАТЬ

ПОДЕЛИТЬСЯ – ОТОБРАТЬ

ПОЗАВИДОВАТЬ – ПОРАДОВАТЬСЯ

ПОССОРИТЬСЯ – УСТУПИТЬ

ОБИДЕТЬСЯ – ПРОСТИТЬ

ПРОТЯНУТЬ ЛАДОНЬ – ПОКАЗАТЬ КУЛАК

УТЕШИТЬ – ПРОМОЛЧАТЬ

Серьезно продумайте аргументы и ответы на вопросы:

* Легко ли быть добрым? Почему?

* Какие качества помогают человеку быть добрым?

Учитель: Людей про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и жалеет”. (Милосердие) 

Это значит, - быть к другим людям милосердным!

Подумайте, ребята, какие ещё определения вы можете дать слову “милосердие”.

  • Работа со словарем  в группах: новый понятийный аппарат: милосердие.

Учитель: Найдите в словарях значение слова «милосердие».(дети зачитывают значения слова)

  • Работа с текстом учебника.

Учитель: Найдите в тексте предложения о милосердии, зачитайте.

  1. Осмысление изученного.
  • Работа в парах «Кому что нужно?»

Задание. Определите, в чем более всего нуждается каждый из следующих людей.

                                                                ЗДОРОВЬЕ

                БОЛЬНОЙ                                 ХЛЕБ

                СИРОТА                                 УТЕШЕНИЕ        

                ОБИЖЕННЫЙ                         ПРИЮТ

                НИЩИЙ                                 ПОКАЯНИЕ

                ПРОВИНИВШИЙСЯ                ПРОЩЕНИЕ

                                                        ЦЕЛЕБНЫЙ СОК

  • Чтение рассказа «Доброта»

Учитель: Послушайте и ответьте на вопрос «Бывают ли такие ситуации в жизни?»

          Лена шла в школу. Но идти туда ей совсем не хотелось. Вчера вечером в её доме по-селилась печаль. Мама, её всегда весёлая мама, пришла с работы грустная, не спросила Лену об её  школьных успехах и сразу ушла в свою комнату. Когда Лена открыла дверь в мамину комнату, она увидела, что мама лежит в кровати, укрытая одеялом и тяжело ды-шит. «Плохо мне, доченька!» - сказала мама и попросила вызвать скорую помощь. Лена не знала, как это делать. Она позвонила папе на работу. Через какое-то время приехал доктор и забрал маму в больницу. Папа с работы поехал прямо к ней, а утром усталый приехал домой и сразу же стал собираться в больницу к маме, сказав, что ей сделали операцию.

          Заплаканная Лена пришла в школу. На уроках отвечала невпопад, на переменке плакала. Ей было грустно, вспоминала она глаза мамы, такие грустные и печальные, ей хотелось кушать, было одиноко. Одноклассники веселились, бегали, им не было дела до Лениных проблем.

«Лена, возьми, эти яблоки очень вкусные! Моя мама их всегда покупает. Попробуй, тебе понравится!» Лена повернулась и увидела свою одноклассницу, которая протягивала ей большое краснобокое яблоко.

«Бери, бери, не стесняйся! У меня ещё есть! Нам обеим хватит». Одноклассница улыбну-лась, взяла Лену за руку, и они отправились гулять по школьному коридору.

Вопросы учащимся:

1. Бывают ли в жизни такие ситуации?

2. Что мы можем сказать об однокласснице Лены?

З. Могли ли другие одноклассники обратить внимание на настроение Лены?

4. Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?

5. Как вы думаете, что в лице Лены выдало ее настроение?

6. Правильно ли поступила одноклассница Лены?

7. Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?

8. Как мог бы закончиться рассказ, если бы не поддержка одноклассницы?

Учитель: Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь? А вы, ребята, как относитесь к друзьям, да и просто к людям, нуждающимся в чьей-то помощи? Спешите ли вы делать добро, или не любите лишних хлопот и неприятностей?

И ещё, обязательно нужно помнить умные слова: "Относись к человеку так, как хотел бы ты, чтоб к тебе относились". Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! Иногда это хорошее очень трудно увидеть, но этот труд необходим и благороден, каждый человек в душе добр.

  • Самостоятельная работа

 Работа с текстом “Милостыня” стр. 44-45.

Учитель: Наша следующая история – о милостыне.

“Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”.

А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации учебника.

Кто эти женщины на фотографиях?

Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”.

Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям?

Конечно, все мы должны это делать!

На кого же мы можем направить своё милосердие и сострадание?

Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

Учитель: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то когда-то поможет -
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.

6. Рефлексия.

Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

Над чем заставил задуматься этот урок?

По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

7. Домашнее задание:

а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

б) найти милосердие и жестокосердие в притче о блудном сыне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Милосердие Провела: у читель начальных классов МБОУ «СОШ№6» Е. С. Спирина

Слайд 2

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. Задачи: ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике; усвоение понятий: ответственность , милосердие, сострадание; осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям; р азвивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников

Слайд 3

I . Организационный момент

Слайд 4

II. Эмоциональный настрой Прослушивание песни-притчи “Окно ” Светланы Копыловой

Слайд 5

III . Подготовка к изучению нового материала

Слайд 6

IV. Изучение нового материала 1.Чтение притчи “Добрый самарянин ”

Слайд 7

2. Работа в группах Задание. Что лучше? Ответ подчеркните в каждой паре глаголов. ВЫСЛУШАТЬ – ЗАКРИЧАТЬ ПОДЕЛИТЬСЯ – ОТОБРАТЬ ПОЗАВИДОВАТЬ – ПОРАДОВАТЬСЯ ПОССОРИТЬСЯ – УСТУПИТЬ ОБИДЕТЬСЯ – ПРОСТИТЬ ПРОТЯНУТЬ ЛАДОНЬ – ПОКАЗАТЬ КУЛАК УТЕШИТЬ – ПРОМОЛЧАТЬ

Слайд 8

3. Работа над понятийным аппаратом : милосердие

Слайд 9

V. Осмысление изученного 1.Работа в парах Задание. Определите, в чем более всего нуждается каждый из следующих людей . ЗДОРОВЬЕ БОЛЬНОЙ ХЛЕБ СИРОТА УТЕШЕНИЕ ОБИЖЕННЫЙ ПРИЮТ НИЩИЙ ПОКАЯНИЕ ПРОВИНИВШИЙСЯ ПРОЩЕНИЕ ЦЕЛЕБНЫЙ СОК

Слайд 10

2.Чтение рассказа «Доброта» 3. Работа с текстом учебника “Милостыня”

Слайд 11

VI. Рефлексия . Над чем заставил задуматься этот урок? По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Пусть все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души . VII. Домашнее задание : а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни; б) найти милосердие и жестокосердие в притче о блудном сыне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"

Разработанный подробный план-конспект урока по Основам православной культуры 4 класс...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОПК "Милосердие"

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОПК "Милосердие" (технологическая карта урока)...

Конспект урока по ОРКСЭ с хронометражем "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"...