Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОПК "Милосердие"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Лапшина Татьяна Юрьевна

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОПК "Милосердие" (технологическая карта урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_opk_miloserdie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Лапшина Татьяна Юрьевна

Учебный  предмет: основы религиозных культур и светской этики; модуль ОПК

Класс: 4 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): А. В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2011 год

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

        

Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, диск «Основы православной культуры» (авторская презентация)

Учебник, рабочая тетрадь

Дополнительно: Толковые словари русского языка авторы С. И. Ожегова, В. И. Даля (или печатные страницы из словарей)

Интернет ресурсы: school-collection.edu.ru, pravoslavie.ru/news/paqe_1210.htm

  

Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие» и «сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека

  

Задачи урока: -воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание, милосердие;

-расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, познакомить детей с Притчей о Добром самарянине;

-развивать у детей речь, логическое мышление.        

Планируемые образовательные результаты: 

Личностные: - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Предметные:- познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности – поступать по совести

Метапредметные:

Познавательные УУД: ориентирование в учебном пособии, в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; овладение умением работать в паре; умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя); умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; восприятие и понимания речи других.

Тип урока: «открытие» нового знания

  

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формы организации совзаимодействия на уроке 

УУД 

предметные и метапредметные

Организационный момент

 

 

 Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.

 

  Игровая деятельность: «Мы – одна семья»

 Личностные УУД:

построение «Я»-концепции (самоотношение), нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и сверстниками, обсуждение в группах

Формулирование темы урока, постановка цели

 

 В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7)

-Как вы понимаете эту заповедь?  

-Как вы понимаете слово «милостивые»?  

Милостивыми называют тех людей, которые сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

«Милость» - это любовь, жалость, сострадание. Если мы любим человека, мы его жалеем. Вспомните, кого мы любим, жалеем, проявляем жалость?  

- Ребята,  слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и сказать каждому добрые слова передавая доброе сердце.

- Ребята, а мы умеем прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? Бабушка?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Послушайте стихотворение А. Дементьева и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться?

Правильно, определим, что такое милосердие и сострадание. Какими качествами должен обладать милосердный человек. Легко ли быть милосердным.

 

  Ответы детей

 Ответы детей. /Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям, животным и птицам.)

   Ответы детей

 

   Читает ученик.

Не стой в стороне равнодушно,  

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то когда-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Ответы детей.

 Личностные УУД:

выделение морально-этического содержания заповеди, её оценивание и понимание с точки зрения моральных норм.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

Познавательные УУД:

анализ и сравнение слов, подведение под понятие

информационный поиск, анализ понятий с выделением существенных и несущественных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий, обобщение.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция, взаимный контроль и самоконтроль.

Исследовательская работа

Запишите в тетрадь, как вы понимаете слово «милосердие». 

Где мы можем проверить себя? (в толковых словарях)

Предлагаю поработать со словарями. (работа в парах)

Записывают в тетради свое определение, зачитывают. Обсуждают, сравнивают.

Работа со словарями в парах. Обсуждение, сравнивают со своими определениями, делают вывод. 

 

 

  Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение вступать в диалог

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов

 Первичное осмысле-  ние

 

    Одно из самых красивых слов на свете – слово «МИЛОСЕРДИЕ». Посмотрите на него внимательно. Вслушайтесь в него внимательно. О чём говорит это слово?

                                                                                   Оно говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет. А любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым человеком или животным лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе  - и не смог остаться равнодушным.

Давайте проверим, как вы понимаете, что такое доброе дело, а что – нет.

Игра на внимание: выбрать из перечисленных добрые дела.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

-Молодцы!

 

 

 Ответы детей.

Игра на внимание: выбрать из перечисленных добрые дела.

 Личностные УУД:

выделение морально-этического содержания, оценивание и понимание с точки зрения моральных норм.

 Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в  устной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог

 Регулятивные УУД:

умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль, вносить коррективы, оценивать свои достижения

Физкультминутка

-А теперь немного отдохнём. Сделайте милость, встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! И т.д.

Сделайте милость, садитесь!

Выполнение упражнений

Изучение нового материала

  Если мы любим человека, мы готовы простить ему всё, любой недостаток, любой дурной проступок, любую слабость. Отсюда слово – «помиловать» - простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам и простить-то трудно.

-Откройте, пожалуйста, учебник. Давайте прочитаем Притчу о Добром самарянине и попытаемся понять: что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.  

-Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

-Кто шёл по той же дороге, что и несчастный человек?

-Что сделал каждый из них?

-Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

-Чему учит нас притча о милосердном самарянине?  

Вывод: этой притчей Господь показал, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.

У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако помощь попавшему в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

Чтение Притчи

Ответы ребят, работа с текстом в учебном пособии, обобщение сказанного, вывод.

Личностные УУД:

смыслообразование, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные УУД:

прогнозирование и коррекция, волевая саморегуляция

Закрепление нового материала

Что означает выражение «помощь ближнему»? многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».  

-А можно ли научиться милосердию?

-Действительно, милосердию можно научиться. Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или очень не хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».

   А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?  

-Перед вами Дерево Доброты. Мы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

   Сделайте милость, напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы могли бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.  

-Молодцы! Посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что мы с вами все их обязательно выполним. На следующем уроке мы с вами проверим, что мы успели сделать.

Ответы детей.

 Ребята приводят примеры проявления милосердия.

Дети пишут, зачитывают и прикрепляют свои листочки к Дереву Доброты

Личностные УУД:

личностное самоопределение, построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

Познавательные УУД:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера

Регулятивные УУД:

контроль и коррекция, планирование внеурочной деятельности

Итоги урока.

Рефлексия

 

 -Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю. Что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли мы относимся друг к другу, любим ли своих ближних.

   Давайте повторим, кто же такой добрый милосердный человек. Добрый человек – это тот, кто …

-Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, злой – дурное. Послушайте стихотворение.

-Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

Закончите предложение:

«Мне было интересно …»

«Я понял, что …»

«Было трудно …»

«Мне захотелось …»

 

 

Ответы детей, обобщение, вывод

/-любит людей и готов прийти на помощь в трудную минут

-любит природу и бережёт её

-вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

-любит животных и птиц, помогает им выжить в зимние холода/

Читает ученик:

В жизни по-разному можно жить –

Можно беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Дети делают самооценку учебной деятельности.

 Личностные УУД:

овладение системой нравственных ценностей, осуществление личностного морального выбора; смыслообразование, самоопределение и самопознание

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем, монологическое выражение своих мыслей

Познавательные УУД:

построение речевого высказывания, рефлексия и критичность, построение логической цепи рассуждения

Регулятивные УУД:

оценка результатов своей деятельности, регулирование своего поведения в соответствии с морально-этическими ценностями

Домашнее задание

 

  Написать в тетради небольшое сочинение на тему: «Легко ли быть милосердным?»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....