Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Адамбаева Людмила Анатольевна

        Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа – интернат № 5»

Автор – составитель: Адамбаева Л.А.

Свердловская область город Ирбит

Модуль: «Основы  православной культуры»

Тема урока «Золотое правило этики»

Цель урока: дать начальное представление об этике, этичном поведении. Постараться усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Ключевые понятия:  «золотое правило этики», неосуждение.

Планируемый результат: приобретение нравственного – этического опыта взаимодействия с окружающими.

                                          Ход урока:

1. Организация класса.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Я хочу, чтобы вы самостоятельно определили, о чем мы сегодня с вами будем говорить.  Для этого вам необходимо справиться с кроссвордом  в электронном приложении к нашему уроку в папке «Тренажер».

(Учащиеся  выполняют задание, после чего определяют значимое слово кроссворда: любовь.)

Учитель: Да, сегодня мы с вами  продолжим с вами разговор  о любви к людям, о её проявлениях. Об этом  большом чувстве, которое присуще только человеку, мы говорили на прошлом уроке «Милосердие и сострадание».  Итогом этого урока будет представление памятки себе, другу, товарищу «Что нужно делать, чтобы стать милосердным?», которую  вам необходимо было  при помощи взрослых составить.

(слайд 1)

(Учащиеся зачитывают свои памятки. Важно выслушивать и принимать все  ответы детей, поощрять их и их родителей за активное участие в выполнении домашнего задания.)

Учитель: Давайте подведем итог, ответив на вопросы:

- Можно ли за милосердную помощь  брать деньги?

- Что нужно сделать, чтобы стать милосердным?

-Дайте собственное определение «Ближний для меня – это …?

(слайд 2)

3. Выявление восприятия, мотивация.

    Учитель: С домашним заданием вы справились. Поблагодарите, пожалуйста, тех взрослых, которые принимали в этом участие. Теперь мы с вами будем следовать словам Христа: ««Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(слайд 3)

 Учитель: Мы можем приступить к изучению нового материала. Тематическое поле новой темы предлагаю определить вам. Для этого вы можете организовать две группы и поработать со словарями, чтобы дать определение словам «этика» и «этикет».

(Учащиеся работают с источниками.)

Учитель: Вы совершенно правы. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где-либо.

(слайд 4)

Учитель: Мне бы хотелось разъяснить понятие выражения «нравственное поведение». Нравственное поведение – это  следование тем правилам, которые необходимы человеку в обществе, принятые обществом и не вредят людям.  О людях, выполняющих эти правила, говорят  - «высоконравственный человек», о людях, которые не выполняют эти правила – «безнравственный человек». У вас, детей, нравственная культура только формируется. Я предлагаю вам  получить нравственный урок.

4. Моделирование ситуации.

Учитель: Перед вами часть текста. Вам надо предположить, что сказали люди и попробовать определить их нравственную культуру.

(На слайде часть текста. Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».

    Из другого окна о том же прохожем подумали: …)

(слайд 5)

       (Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает мнения учащихся. Далее  появляется продолжение текста.)

Учитель: Действительно, каждый человек увидел в прохожем  частицу своего мира, своих проблем или страхов. Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках,  недостатках и  грехах. Кто сможет мне объяснить, что такое «грех»? Вы можете обратиться к электронному пособию, проработав материал и обобщив его.

(Учащиеся  зачитывают  краткое значение понятия «грех».)

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения  детей.)

5. Исследовательская работа по тексту.

    Учитель: Я предлагаю вам  рассмотреть в электронном пособии к нашему уроку  картину  В. Поленова «Христос и грешница». Сюжет этой картины описан  в учебнике на странице 52 [1]. Прочитайте его.  

(слайд 6)

    Учитель: Как вы думаете, почему люди  «тихо разошлись» и не казнили женщину? (Ответ  учащихся.)    Осуждение других людей плохо  тем, что оно слишком упрощает мир и человека.  У каждого из нас есть сильные и слабые стороны.  Разве человек, который однажды поступил некрасиво,   больше никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Самое главное – дать возможность исправиться этому хулигану, верить в него и не осуждать.

6. Практическая работа.

    Учитель: Сейчас я  предлагаю вам  практическую работу на закрепление понятия  «осуждение» и «неосуждение»  в электронном пособии к нашему уроку в разделах «Тренажер» и «Контроль» [2].

(Учащиеся работают на компьютерах.)

7. Итог урока.

   Учитель:  Сегодня мы  с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.  Осуждать  - значит поставить на человеке клеймо, от  которого впоследствии трудно  избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Слова Христа из Евангелия:

   Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.   

(слайд 8)

8. Рефлексия.

    Учитель:  Я предлагаю образовать круг доверия  и поделиться с нами, какие выводы  для себя вы сделали?

9. Д/задание: подобрать пословицы и поговорки, в которых говорится о неосуждении. Например: «За другими соломинку замечает, а за собой бревна не видит».

Источники:

  1. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
  2. Электронное приложение.  Урок «Золотое правило этики».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"

Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...