Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ковалева Елена Григорьевна

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. А ведь что стоит улыбнуться в толпе незнакомому человеку, подать милыстыню нуждающемуся ... Да ничего, для любого ЧЕЛОВЕКА! Главное, чтобы все мы оставались просто людьми. На своих уроках стремлюсь только к одному - подтолкнуть ребят к человеческим качествам, чтобы желание творить добро, дарить внимание и любовь стало необходимостью в их жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristianskaya_pritcha_moy_konspekt.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

                                                               

  1. Организационный  момент
  2. Подвод к теме урока

- Что такое духовный мир человека?

  1. Задание для групп.

- Каждая  группа  имеет на столе конверт с заданиями.

- Возьмите задание №1 (работа с текстом)

Вам надо прочесть текст на этом листочке. Обсудить её и подготовить несколько вопросов по её содержанию.

Христианская притча (1)

Копейка.

Шёл по дороге паренёк. Смотрит – копейка лежит. – Что ж, - подумал он, - и копейка – деньги!» Взял её и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей?

- Предположите дальнейшее развитие событий.

Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошель потяжелел. Поглядел в него – а там тысяча рублей. – «Странное дело! – Подивился паренёк – Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей?

- Предположите дальнейшее развитие событий.

 Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» и быстро посмотрел в кошель, а там -  десять тысяч рублей! – «Чудеса! – Порадовался паренёк. – А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель – точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренёк свой кошель.

- Предположите дальнейшее развитие событий.

И тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне  самому  кое – какую  одежонку нужно справить!» И чувствует паренёк, что кошель – то лёгкий – прелёгкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там  всего одна копейка лежит, одна – одинёшенька …

                     Симеон Афонский. Восхождение к небу.

- Как вы думаете почему так заканчивается эта притча?

  1. Самостоятельная работа в группах.

(Чтение текстов, обсуждение)

  1. Беседа по прочитанной притче.

- Составьте словесный портрет паренька в начале произведения.

В конце произведения.

- Что произошло? Почему паренёк изменил своё решение?

- Почему  это  произошло? Что послужило тому причиной?

- Назовите качества паренька в начале и в конце притчи.

- Как вы думаете, ребята, почему мы начали наш урок именно с этого произведения?

- Зачем творить добро?

  1. Вывод.

- Какой можно сделать вывод из этой притчи? Обоснуйте своё мнение.

(Каждый человек должен заботиться о своих близких людях, о тех , кому необходима защита и помощь)

- Как вы думаете, почему?  (Предположения детей)

  1. Сообщение темы  и целей  урока.
  2. Работа по теме  урока.
  1. Работа в группах.

- Возьмите задание №2. Прочитайте и обсудите текст.  

Христианская притча (2)

Пуговица.

Жил один человек и жил  не  очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти  душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал.  Как – то шёл по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю.  Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!»  Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу. Догнал старушку, отдал пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит  себе  человек. – и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут … И чаша с добрыми  делами  перевесила.

Вопрос:

- Как вы думаете, почему пуговица оказалась такой тяжёлой?

 – «Неужели одна эта пуговица  все мои злые дела перетянула? – Удивился человек.  – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из – за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы,  о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Симеон Афонский. Восхождение к небу.

  1. Беседа по содержанию.

- Почему особенного изменения к лучшему в себе не замечал  человек?

- Почему человек делал добрые дела, а их не видно было на весах?

- Почему человек не хотел поднять пуговицу?

- Почему зло на весах перетягивало добро?

- Почему от одной маленькой пуговицы чаша с добрыми делами перевесила?

  1. Вывод.

- Какие дела действительно являются добрыми?

- Какого человека можно назвать добрым? Каковы  основные качества доброго человека? Назовите.

  1. Работа в группах.

- Возьмите карточку с №3.

(Чтение, обсуждение)

Есть ли в тебе любовь?

Чтобы  тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего своего по Евангелию, обрати на себя внимание в то время, когда  люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не отдают должного, принятого в общении почтения, или когда подчинённые погрешают против службы и бывают неисправны.  Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неиправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь.

«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?»

Праведный  Иоанн  Кронштадтский  

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение материла учебника.

«Золотое правило этики – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с  ними». Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая причина – благодарность за подвиг  Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А ког – то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император  Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 – й г. от  Рождества  Христова).  Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Пётр решил покинуть Рим. И вот когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Пётр узнал Христа…

Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя.  Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером …

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».  И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.

Однако в православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

СВЯТОЙ – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Может быть у человека было лишь несколько минут такой радости. Но их бывает  достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего  предостерегают заповеди и что  они  хотят  подарить  ему.  Об  этом – древняя церковная притча»

  1. Чтение притчи про дикаря и царя.
  2. Беседа по содержанию прочитанного.

- Зачем же творить добро? Теперь вы сможете ответить себе на этот вопрос?

(Обсуждения в группах, ответы ребят)

Чтобы христианину найти радость для своего сердца он творит добро другим людям.

  1. Итог  урока.

Чтобы христианину найти радость для своего сердца он творит добро другим людям.

  1. Домашнее задание: составить свою  притчу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему: "Таинство Причастия"

В данном конспекте урока представлено описание происхождения одного из семи важнейших таинств Православной церкви - Причастия....

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока поможет учителю в 4 классе провести урок ОРКСЭ по теме: Семья"....

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему в 4 классе по предмету ОРКСЭ, тема "Семья"....

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"...

Конспект урока по ОРКСЭ Совесть 4 класс

Материал к уроку ОРКСЭ "Совесть" , презентация, приложение...

конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...