Конспект урока по ОРКСЭ Совесть 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ощепкова Тамара Сергеевна

Материал к уроку ОРКСЭ "Совесть" , презентация, приложение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 «Совесть»

(технологическая карта)

Исполнитель: Ощепкова Тамара Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ гимназия г Советский

Советский 2014

Технологическая карта

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

1 мин

Психогимнастика « Искорка добра»

В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто , когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались  и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Какое у вас настроение?

Протягивают друг другу руки и улыбаются

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

 понимать цель выполняемых действий;

Актуализация знаний

7 мин

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Слайд №2 изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя

на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?

– Как можно оценить убийство бабочки?

– А сохранение ее жизни?

Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Тренинг «Как не попасть в сети зла? Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? 

 Какой надежный щит поставить на пути зла? Слайд 3

Дети  называют

Слушают притчу

Жизнь бабочки

Или убить бабочку или отпустить

Это зло

Это добро

Поднимают руку

Сжимают пальцы

В самом начале

Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость и тд

Регулятивные УУД:

Организация рабочего места

Коммуникативное УУД: 

-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в

устной форме

Формулирование темы урока, постановка цели Проблема урока

3 мин

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой

 Три мудреца склонились надо мной,

 И я спросила их, поднявши веки:

 Что главное, скажите в человеке?

Конечно, разум - первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: воля на пути,        

Который нужно с гордостью пройти,

 Чтобы достойно подойти к концу.

 Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Запишите в тетради самые главные, по вашему мнению, качества.

- Прочитайте качества, которые вы посчитали главными, найдите совпадения

- Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! 

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд – какое качество в человеке считаете самым главным?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

 1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

 3.Что значит поступать по совести?

4.Какая совесть бывает чиста?

Предлагаю заполнить таблицу

Формулируют тему,  цели, задач урока. Постановка проблемы.

Заполняют таблицу

1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

 3.Что значит поступать по совести?

4.Какая совесть бывает чиста?)

 (Приложение 1)

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Изучение нового материала

13мин

А) Значение слова «совесть»

 Обратимся к словарям. Как же в них объясняется слово «Совесть».

Группа « учёных» поработала над разными словарями и сейчас нам выскажет свою точку зрения. А вы выберете то определение этого слова, которое вам ближе. Слайд4

(Формирование критического мышления)работа в группах. Найти объяснение 1и2 группе,  3 группе подобрать однокоренные слова к слову совесть Идёт объяснение слов:Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

Так же и в русском языке СО и ВЕСТЬ – СОпричастность Бога к твоим помыслам и делам, его осуждение или похвала, ВЕСТЬ от Бога твоей душе.

 Какое определение вам по душе?

Значит, Бог всегда рядом с тобой, он подсказывает, предостерегает, переживает за нас. Когда мы не мучаемся угрызениями совести, наша душа умирает, холодеет. В нас умирает живительная частичка Бога. Поэтому такого человека во все времена называли БЕССОВЕСТНЫМ.

Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». 
 Чтение рассказа А.П. Гайдара «Совесть». (Приложение)

– Какое впечатление произвела на вас Нина? (звучит рассказ Гайдара «Совесть») Проведём исследование.Заполнение кластера. Слайд №5

Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

- Почему Нина решила не идти в школу?

- Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо?

- Так почему Нина не пошла в школу?

Остановка 2.

- Что делала девочка в роще? (пряталась)

- Переживала ли она, что не пошла в школу?

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

Остановка 3.

- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Остановка 4.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

- Почему Нина заплакала?

Читают концовку рассказа.

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

- Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Вывод: Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть.

- В конце рассказа Нина плакала? Почему?

- Она раскаялась.

Подвожу учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

Выводы: Совесть в человеке работает, работает его душа. Можно даже сказать, что  у совести 2 дела:

  1. Перед выбором совесть подсказывает – можно – нельзя;
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Беседа

 Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются.

Как нужно жить с совестью?

Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Если не следовать этим правилам, что будет делать с нами совесть?

Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». 

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Работают с определениями (по группам)

1 и 2 группа

  1. Моделирование понятия «совесть».
  2. Работа со словарями.

Подбор однокоренных слов.

Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла. 
   Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом. 
Не выучила уроки

Да. Она шла украдкой

Ей было стыдно, она боялась получить двойку

Пряталась

Она готова себя оправдать

Совесть помогает стать человеку лучше

Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть

Заполнение кластера

о Нине

Жить с совестью нужно в ладу.

Надо:

  1. Слышать совесть;
  2. Слушать совесть;
  3. Поступать по её подсказкам.

Она нам будет всё время напоминать, у нас на душе будет неспокойно

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Б) Работа с учебным пособием

Работа с текстом учебника

10мин

Разобраться чем отличаются понятия «стыд»  и  «совесть» нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 48  учебника

 Что удивило, может быть,  поразило вас при чтении текста?

- Изменилось ли представление о совести в наши дни?

-Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:

  Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову. А.Барто

- Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой? -Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.

Слайд 6

  1. Работают со статьёй учебника.(стр.48)

 (читают 3 абзаца текста самостоятельно)

Выбирают понятия «совесть» и «стыд»

  1. Работают в парах с понятиями «стыд» и «совесть», находят разницу:

Стыд – это переживание перед людьми

Совесть – это стыд перед самим собой

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Физкультминутка

2мин

Игра Я спрашиваю, а вы отвечаете: хорошо или плохо.

Благодарить после еды?

Оставлять после себя огрызки хлеба?

Помогать маме убирать дом?

Обзываться плохими словами? Драться?

Делиться тем, что у тебя есть?

Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос внутри человека.

Так к чему призывает нас совесть? Повторим Слайд 7

Дети читают

Упражнения совести

а) «Минута раскаяния»

5мин

б)«Минута прощения».

1 мин

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.  А иначе – блуждание в потемках.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

 Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи)  - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.

Надо советоваться с совестью, прежде, чем  начать что – то делать. В нас горит божественный огонь. Наша задача – передать его другим поколениям. Но если мы не будем работать над своим духом, проявлять волю,  трудолюбие, терпение, то этот свет погаснет, и наша душа пропадёт, погибнет.

Совесть можно возродить, воскресить раскаянием. Тогда человеку становится легко.

Что же такое раскаяние? Слайд 8

Рассмотрим схему на слайде  шаги раскаяния.

 «Минута прощения».

 Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения.

      Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить  у всех прощения. Люди при встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

.

Совесть помогает человеку стать лучше.

Пересмотреть свои поступки

Чувство радости

То, что казалось хорошим стало плохим

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Итог урока

Рефлексия

3 мин

Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Составим синквейн Слайд 9

У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть

Совесть

Чистая, спокойная

Мучает, удерживает, направляет

Совесть контролирует

норма

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

.

 В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека. 

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.(Приложение)

Расставаясь, я хочу пожелать:

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте  счастливы! Слайд №10 Всё в Ваших руках.

Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;



Предварительный просмотр:

Приложение

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Прочитай рассказ и ответь на вопросы к его содержанию.

А.Гайдар «Совесть»

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки?  

-Как ей следует поступить?-Как бы вы поступили на её месте?

Дай понятие определению.

Совесть -

_______________________________________________________________________________________________________________________

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

Памятка с «золотыми» правилами порядочного человека.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения

Не желайте никому зла

Не допускайте грубости

Во всём помогайте ближним

Будьте добрым человеком


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...