План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:

1 . Создать условия (организационные, содержательные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2 . Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

3 . Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.31 КБ
Файл презентация к уроку2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:

1 . Создать условия (организационные, содержательные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2 . Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

3 . Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.

План урока:

1 . Актуализация знаний.

2 . Изучение нового материала.

3 . Рефлексия деятельности.

Тип урока: урок  комплексного  применения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

Знать:

  • Определение понятий «добро», «зло», «совесть»;
  • Что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
  • Что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

Уметь:

  • Характеризовать критерии морального поведения;
  • Находить пути исправления ошибок;
  • Доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;
  • Обосновывать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиции морально-эстетических категорий добра и зла;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
  • Участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

Оснащение: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, раздаточный материал.

Ход урока

1 . Организационный момент (психологический настрой)

Я рада видеть вас, друзья!

И пусть в окно уже прохлада дышит.

Нам здесь уютно: ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Отправляемся в мир православной культуры.

2 . Актуализация знаний

Учитель: Я расскажу вам притчу «Бабочка» (под успокаивающую музыку).

Слайд№2 изображение города с Мастером

 - Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил.

Слайд№3 изображение бабочки на ладони

-Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Все в твоих руках…

3 . Постановка проблемы

Учитель: вопросы учащимся:

- Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить).

- Как можно оценить убийство бабочки?  (это зло. Вывешиваем на доску карточку со словом «Зло»).

- А сохранение ее жизни?  (это добро. Вывешиваем на доску карточку со словом «Добро»).

4. Сообщение темы урока

Учитель: - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Учащиеся: - Добро и зло.

Вступительное слово учителя: - Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли и будут размышлять, наверное, вечно. Но уже в древние времена было известно, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти вопросы, на эти непростые вопросы:

- Что делает человека добрым и злым?

- Каким человеком вы бы хотели видеть себя?

5 . Постановка вопросов для обозначения целей урока

Учащиеся предполагают цели урока, затем цели урока высвечиваются на слайдах № 4-7.

6 . Беседа

Учитель: - Как вы думаете, что такое добро? (Заслушиваются ответы учащихся. Добро – это мама, солнце, улыбка, хорошее настроение, любовь, милосердие, умение простить, забота, щедрость, трудолюбие, ласка…)

7 . Работа в парах

Учитель раздает каждое паре лист с изображением доброго и злого человечка. Дает задание ученикам – написать рядом характеристики.

8 . Работа со словарями

- С.И. Ожегова              выясняются значения слов «добро» и «зло»

- с электронным

9. Беседа с обучающимися

Учитель: - А кто из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к этим словам? Слайд№8

Учитель: - В православии нарушение Заповедей называется грехом. Вспоминает 10 заповедей. Слайды № 9-18

- Так что же такое грех? Слайд № 19

 10 . Физминутка

Учитель: - А сейчас я прошу вас расслабиться, закрыть глаза и послушать очень интересный рассказ. (под спокойную успокаивающую музыку)

Осколки в сердце. Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехав в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит там же на месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

-Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

-Откройте глаза.

11. Анализ произведения

- Какие 2 ключевых слова вы услышали? (совесть и раскаяние)

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.

- Скажите, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

- 50 лет человека мучила совесть и, несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.

- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? (Раскаяться)

- Что такое совесть? Слайды № 21-22

- Как совершается исцеление от греха? (Раскаяться) Слайды № 23-25

- Запомните алгоритм раскаяния Слайд № 26

12 . Работа в группах. Работа с компьютером

Формируется 4 группы учащихся. Раздаются каждое группе карточки «Исправь свою ошибку делом»

В левом столбике напечатаны злые поступки человека :

-украл,

-солгал,

-пожадничал,

-сказал злое слово . Слайд № 27

А в правом – как надо их исправить?

-верни,

-скажи правду,

- подари,

- попроси прощения.

Учащиеся заполняют правый столбик. Затем от группы выходит лидер и печатает на компьютере (изображение выведено на мультимедийный проектор) слова из правого столбика. По одному от группы.

(Выстраивается алгоритм поведения человека после его раскаяния в совершении безнравственного поступка).

Слово высвечивается на экране. Идет обсуждение.

Учитель: - Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит. (Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь,  прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

- Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: «От зла можно закрыться только добром!»

13 . Вернемся  изречению мудрого Мастера – «… Все в твоих руках». Как вы сможете их объяснить? (Ответы учащихся).

-В помощь можно вспомнить пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

14. Заключительное слово учителя:

- Помните, что Человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен его сосуд – добром или злом – зависит только от воли самого человека. Впредь постарайтесь не обвинять друг друга, сосредоточьте внимание на добром и на том, что в ваших отношениях с друзьями и близкими изменилось к лучшему. Вы готовы уже сейчас исправить ошибки за свои поступки, мысли, слова?

15 . Итог урока

Рефлексия с использованием таблицы. (Дети заполняют таблицу. Ответы 2-3 детей по желанию озвучиваются. Заполненные детьми таблицы сдаются для дальнейшей обработки для планирования последующих занятий)

Знал

Не знал

Узнал

16. Домашнее задание

- У каждого на столе лежит необычное сердце: с одной стороны оно розовое, а с другой – серое. На серой стороне запиши грех (зло), который ты совершил, скажем, вчера и сегодня, а на розовой стороне – то, как следует поступить по совести. Можешь отдать сердечки тому, кого ты обидел. Вот увидишь, ты будешь непременно прощен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы православной культуры

Слайд 4

Что такое зло? Какие его проявления?

Слайд 5

Что такое добро и что входит в это понятие?

Слайд 6

Почему нужно стремиться к доброму и избегать зла?

Слайд 7

Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Слайд 8

В православии ДОБРО – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. ЗЛО – это то, что удаляет от добрых целей , губит душу человека.

Слайд 9

Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.

Слайд 10

Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.

Слайд 11

Не произноси имени Бога понапрасну . «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.

Слайд 12

Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.

Слайд 13

Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.

Слайд 14

Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.

Слайд 15

Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.

Слайд 16

Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.

Слайд 17

Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».

Слайд 18

Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Слайд 19

У слова зло в православии есть синоним: грех . Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением .

Слайд 21

Что такое Совесть ?

Слайд 22

Что такое Совесть Совесть - это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Совесть – внутренний советчик и судья. Даже когда нет государственного закона, указывающего как себя вести в данной ситуации, и нет никакого контроля, совесть подсказывает, что честно. А что бесчестно.

Слайд 23

Раскаяние

Слайд 24

Как вы думаете, кто или что указывает человеку на его грех? Родители Учитель Полиционер Совесть

Слайд 25

Работа в группах Три шага в раскаянии : 1.Согласие со своей совестью 2.Исправление своей ошибки 3.Покаянные молитвы

Слайд 26

Алгоритм раскаяния Осознать ошибку Попросить прощения Сходить на исповедь и покаяться перед Богом

Слайд 27

Исправь свою ошибку делом: Украл Солгал Пожадничал Сказал злое слово Верни Скажи правду Подари Попроси прощения

Слайд 29

Всё в Ваших руках …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.

Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

План-конспект урока русского языка. Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»

План-конспект урока русского языкаКласс: 3 Учебник (УМК): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., («Школа России&raq...