Главные вкладки

    План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

    Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»

    Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

    Задачи:

    1 . Создать условия (организационные, содержательные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

    2 . Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

    3 . Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.

    ...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока25.31 КБ
    Файл презентация к уроку2.16 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»

    Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

    Задачи:

    1 . Создать условия (организационные, содержательные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

    2 . Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

    3 . Развивать коммуникативные навыки, содействовать духовно-нравственному воспитанию.

    План урока:

    1 . Актуализация знаний.

    2 . Изучение нового материала.

    3 . Рефлексия деятельности.

    Тип урока: урок  комплексного  применения знаний, умений и навыков.

    Планируемые результаты:

    Знать:

    • Определение понятий «добро», «зло», «совесть»;
    • Что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
    • Что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

    Уметь:

    • Характеризовать критерии морального поведения;
    • Находить пути исправления ошибок;
    • Доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;
    • Обосновывать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиции морально-эстетических категорий добра и зла;
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
    • Участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

    Оснащение: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, раздаточный материал.

    Ход урока

    1 . Организационный момент (психологический настрой)

    Я рада видеть вас, друзья!

    И пусть в окно уже прохлада дышит.

    Нам здесь уютно: ведь наш класс

    Друг друга любит, чувствует и слышит.

    Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Отправляемся в мир православной культуры.

    2 . Актуализация знаний

    Учитель: Я расскажу вам притчу «Бабочка» (под успокаивающую музыку).

    Слайд№2 изображение города с Мастером

     - Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил.

    Слайд№3 изображение бабочки на ладони

    -Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

    -Все в твоих руках…

    3 . Постановка проблемы

    Учитель: вопросы учащимся:

    - Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

    - Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить).

    - Как можно оценить убийство бабочки?  (это зло. Вывешиваем на доску карточку со словом «Зло»).

    - А сохранение ее жизни?  (это добро. Вывешиваем на доску карточку со словом «Добро»).

    4. Сообщение темы урока

    Учитель: - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

    Учащиеся: - Добро и зло.

    Вступительное слово учителя: - Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляли и будут размышлять, наверное, вечно. Но уже в древние времена было известно, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти вопросы, на эти непростые вопросы:

    - Что делает человека добрым и злым?

    - Каким человеком вы бы хотели видеть себя?

    5 . Постановка вопросов для обозначения целей урока

    Учащиеся предполагают цели урока, затем цели урока высвечиваются на слайдах № 4-7.

    6 . Беседа

    Учитель: - Как вы думаете, что такое добро? (Заслушиваются ответы учащихся. Добро – это мама, солнце, улыбка, хорошее настроение, любовь, милосердие, умение простить, забота, щедрость, трудолюбие, ласка…)

    7 . Работа в парах

    Учитель раздает каждое паре лист с изображением доброго и злого человечка. Дает задание ученикам – написать рядом характеристики.

    8 . Работа со словарями

    - С.И. Ожегова              выясняются значения слов «добро» и «зло»

    - с электронным

    9. Беседа с обучающимися

    Учитель: - А кто из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к этим словам? Слайд№8

    Учитель: - В православии нарушение Заповедей называется грехом. Вспоминает 10 заповедей. Слайды № 9-18

    - Так что же такое грех? Слайд № 19

     10 . Физминутка

    Учитель: - А сейчас я прошу вас расслабиться, закрыть глаза и послушать очень интересный рассказ. (под спокойную успокаивающую музыку)

    Осколки в сердце. Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

    Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехав в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит там же на месте с той же кружкой.

    - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

    -Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

    -Откройте глаза.

    11. Анализ произведения

    - Какие 2 ключевых слова вы услышали? (совесть и раскаяние)

    - Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение)

    - Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.

    - Скажите, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

    - 50 лет человека мучила совесть и, несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.

    - Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? (Раскаяться)

    - Что такое совесть? Слайды № 21-22

    - Как совершается исцеление от греха? (Раскаяться) Слайды № 23-25

    - Запомните алгоритм раскаяния Слайд № 26

    12 . Работа в группах. Работа с компьютером

    Формируется 4 группы учащихся. Раздаются каждое группе карточки «Исправь свою ошибку делом»

    В левом столбике напечатаны злые поступки человека :

    -украл,

    -солгал,

    -пожадничал,

    -сказал злое слово . Слайд № 27

    А в правом – как надо их исправить?

    -верни,

    -скажи правду,

    - подари,

    - попроси прощения.

    Учащиеся заполняют правый столбик. Затем от группы выходит лидер и печатает на компьютере (изображение выведено на мультимедийный проектор) слова из правого столбика. По одному от группы.

    (Выстраивается алгоритм поведения человека после его раскаяния в совершении безнравственного поступка).

    Слово высвечивается на экране. Идет обсуждение.

    Учитель: - Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит. (Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь,  прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

    - Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: «От зла можно закрыться только добром!»

    13 . Вернемся  изречению мудрого Мастера – «… Все в твоих руках». Как вы сможете их объяснить? (Ответы учащихся).

    -В помощь можно вспомнить пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

    14. Заключительное слово учителя:

    - Помните, что Человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен его сосуд – добром или злом – зависит только от воли самого человека. Впредь постарайтесь не обвинять друг друга, сосредоточьте внимание на добром и на том, что в ваших отношениях с друзьями и близкими изменилось к лучшему. Вы готовы уже сейчас исправить ошибки за свои поступки, мысли, слова?

    15 . Итог урока

    Рефлексия с использованием таблицы. (Дети заполняют таблицу. Ответы 2-3 детей по желанию озвучиваются. Заполненные детьми таблицы сдаются для дальнейшей обработки для планирования последующих занятий)

    Знал

    Не знал

    Узнал

    16. Домашнее задание

    - У каждого на столе лежит необычное сердце: с одной стороны оно розовое, а с другой – серое. На серой стороне запиши грех (зло), который ты совершил, скажем, вчера и сегодня, а на розовой стороне – то, как следует поступить по совести. Можешь отдать сердечки тому, кого ты обидел. Вот увидишь, ты будешь непременно прощен.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Основы православной культуры

    Слайд 4

    Что такое зло? Какие его проявления?

    Слайд 5

    Что такое добро и что входит в это понятие?

    Слайд 6

    Почему нужно стремиться к доброму и избегать зла?

    Слайд 7

    Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

    Слайд 8

    В православии ДОБРО – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. ЗЛО – это то, что удаляет от добрых целей , губит душу человека.

    Слайд 9

    Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.

    Слайд 10

    Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.

    Слайд 11

    Не произноси имени Бога понапрасну . «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.

    Слайд 12

    Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.

    Слайд 13

    Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.

    Слайд 14

    Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.

    Слайд 15

    Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.

    Слайд 16

    Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.

    Слайд 17

    Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».

    Слайд 18

    Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

    Слайд 19

    У слова зло в православии есть синоним: грех . Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением .

    Слайд 21

    Что такое Совесть ?

    Слайд 22

    Что такое Совесть Совесть - это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Совесть – внутренний советчик и судья. Даже когда нет государственного закона, указывающего как себя вести в данной ситуации, и нет никакого контроля, совесть подсказывает, что честно. А что бесчестно.

    Слайд 23

    Раскаяние

    Слайд 24

    Как вы думаете, кто или что указывает человеку на его грех? Родители Учитель Полиционер Совесть

    Слайд 25

    Работа в группах Три шага в раскаянии : 1.Согласие со своей совестью 2.Исправление своей ошибки 3.Покаянные молитвы

    Слайд 26

    Алгоритм раскаяния Осознать ошибку Попросить прощения Сходить на исповедь и покаяться перед Богом

    Слайд 27

    Исправь свою ошибку делом: Украл Солгал Пожадничал Сказал злое слово Верни Скажи правду Подари Попроси прощения

    Слайд 29

    Всё в Ваших руках …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

    Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

    Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

    План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.

    Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ....

    Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

    Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . Тема урока: «Веселые старты».

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . Тема урока:  «Веселые старты»....

    Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

    Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...