ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
план-конспект урока (4 класс) на тему

Галиуллина Клара Рахимовна

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  

пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Предмет ОРКиСЭ70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учитель начальных классов  Галиуллина К.Р.  

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №2» Арского муниципального района, города Арска, РТ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет  ОРКиСЭ

Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель урока: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру,  

                      пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи урока:  привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

• развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

• способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

• развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку:  Учебник  авт. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010

толковые словари  русского языка  авт. С.И. Ожегова, В.И.Даля ; карточки для  групповой работы, памятки, таблица модели Фейера, плюсовка «Улыбка» , сигнальные карточки по сингапурской методике на каждом столе ( дети распределены по 6 человек за совмещенными партами) , картинки по теме;  мультимедийный проектор, экран.

Урок построен на основе сингапурской методики. Дети сидят в группах, на столах расположены карточки с порядком выполнения работ ( работа в парах- Релли Робин, Раунд Робин)

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников.

  1. 1. Организационный момент (1минута)

 Организационный момент.

- Здравствуйте, Все, кто собрался в этом кабинете! Здравствуйте, ребята!  Вы наверное разволновались, увидев гостей? Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать:

-Не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки.  Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том что волнует многих живущих на нашей планете.

Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием. ( в музыкальном сопровождении  « Улыбка» )

2.Актуализация знаний

  1. 3.Постановка учебной задачи

 4.      «Открытие нового знания»

 

5.    5.Первичное закрепление

 6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

 7.      Включение нового      знания в систему знаний и повторение.

 8.      Рефлексия      деятельности.

9.      Итог урока

10. Д/з

- У вас на столах лежат конвертики с карточками. Вам сейчас нужно  вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце.

Кто догадался,  какая тема нашего урока сегодня? На доске появляется слово     « милосердие»

-Часто ли вы слышали слово,вынесенное в название нашего урока?

- как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

Прослушайте отрывок из стихотворения и дайте своё суждение по теме урока.

Работа со словарями.

- Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».

  • Что такое милосердие?
  •  Из каких же слов рождено это слово?

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Милостыня – подаяние нищему.

-А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”?

-Вывод: Милосердный человек – это человек,  у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим. Итак: 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:

  • Любовь
  • Бескорыстие
  • Реальная помощь

А вот как об этом написала свои стихи

З.В.Мостовая .Послушайте.(чтение учеником)

-  Ребята, а зачем нам милосердие? Какая в нём выгода?

Прочитайте небольшой отрывок из  рассказа на ваших карточках и постарайтесь ответить на вопросы.

Хорошо ли это? Что здесь плохого?

Почему так делать нельзя?

Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие,

бескорыстная помощь.

-Прочитайте определение в учебнике с 55 ( 2 абзац и определение)

- Подумайте и назовите антоним к слову «милосердие»? (ЖЕСТОКОСТЬ)

- Ребята,  к кому, по вашему мнению, мы должны относиться с милосердием? Работая в однократном Раунд Робин.

Прежде, вы должны быть милосердными к своим близким, к тем, кто вас окружает!

 - А кто такой, по вашему мнению «близкий» человек?

Послушаем притчу «О добром самарянине».

- Так кто же такой близкий человек?

- Придаётся  ли в других религиях милосердию также огромное значение?

Какой можете сделать вывод?

Вывод: Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду,  к бездомным, больным.

-А что главное в помощи?

Какие добрые дела можете уже сделать вы сами?

Захотелось ли вам сделать доброе дело?

А сейчас прослушаем стихи о милосердии, которые подготовили ваши товарищи. (чтение стихов)

Совпали ли ваши перечисленные добрые дела с содержанием стихотворения?

А сейчас, ребята , я попрошу вас заполнить небольшую табличку которая называется  Модель Фрейера. В ней вы должны будите указать раскрытия смысла понятия сегодняшнего урока, указать характеристику понятия, привести к нему примеры положительные и противоположные.

1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

А в заключении я хочу раздать вам памятки « Жизненных правил». Я надеюсь, что наш урок принесет пользу в выборе правил поведения в различных жизненных ситуациях.

Я предлагаю вам поработать с информацией и узнать о благотворительных фондах  в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в Арске?

(работа с конвертиками) Раунд Робин однократный. Обсуждение в группе .

Уч-ся выбирают слова-чувства по теме урока, которые напечатаны на цветных листочках  и совмещают их с рисунком сердечка.

 Затем свои ответы сверяют по слайду.

Слайд №1

Активное собеседование.Продолңителҗный Раунд Робин.

Слайд №2

Чтение стихотворения  уч- ся.

Мы хотим, чтоб нас всегда любили.
С нежностью, чтоб на руках носили.
Почему же сами  не   даем
То, что от других всегда так ждем?

Прав лишь тот, кто ясно понимает:
Без усилья счастья  не бывает.
Поделись душевной  теплотой
Ею мир -  поделится с тобой.

Ответы детей.

(Ученики находят значение слова в словаре С.И.Оңегова и В.И.Даля. Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.) Слайд №3

(Ответы детей) Работа Релли Робин –по плечу

Из набора слов надо выбрать уч-ся слова –синонимы (гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…) Слайд №4 -для проверки

Чтение учеником для класса.

Мостовая З.В.  «Умей..»

За боль умей благодарить ,
Умей понять других тревогу .
Умей скорбящим скорбь дарить ,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом ,
Убогого умей понять ,
Он как и ты ,дарован небом .
Обиды все забыть сумей ,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить ,любить умей ,
Жить по -другому невозможно!

(Ответы детей)

Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому 

«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку. Это хороший поступок?

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 5рублей.»

Слайд №5 (вывод) –чтение.

-Чтение  определения в учебнике с 55 ( 2 абзац и определение)

Подбор уч-ся антонимов самостоятельно (равнодушие, эгоизм,

черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность) Слайд №6 ( для проверки и дополнения знания)

Учебник, с. 60 ,2 абзац – чтение и обсуждение.

Раунд Робин однократный.

Обсуждение в группе .

Ответы детей. (к пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе…)

 Дети слушают чтение и  следят по распечатке. Так же текст вынесен на экран.

Выяснение понятия ,ответ на вопрос.

Выступление с сообщением подготовленных учащихся.

1 ученик Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Есть разные формы. В Коране Бог говорит, что всё, чем люди владеют на этой земле, в конечном счете, принадлежит Богу. Есть обязательный налог – закят, который идёт на благотворительность. Есть понятие милостыни «по внезапному побуждению». Это добровольная милостыня.

2 ученик. Всё учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допускать никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.

Многие религии учат, что человек был создан по образу и подобию Божьему.

3 ученик. Иудеи считают очень важной внутриобщинную благотворительность, раздачу милостыни.

Коллективный вывод.( Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду,  к бездомным, больным.)Релли Робин-по лицу

- ответы детей. (Главное чтобы эта помощь шла от чистого сердца!

Перечисление добрых дел доступных своему возрасту

(покормить птиц зимой, посадить деревце, помочь по дому , помочь пожилым и больным- бабушки и дедушки, соседи, родственники…..)

Слайд №7-ответы детей с опорой на картину слайда.

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Дети заполняют таблицу по теме урока.( Пояснение - Они должны новому понятию урока « Милосердие» дать определение, характеристику, привести примеры. По этой модели сразу можно определить на каком этапе урока у ребенка не закрепились понятия.)

-ответы детей.

- чтение детьми правил.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей .

2.Умей видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Запись заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...

презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - основная задача данного урока. Урок 27 модуля Основы мировых религиозных культур в предмете ОРКСЭ....

Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". 4 класс

Тема урока:  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»Цель:  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.Результат:  ...

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Цели и задачи:1) формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;2) дать знания о том, что такое милосердие, сострадание и взаимоп...

Методическая разработка урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Данная методическая разработка содержит технологическую карту, опорный конспект и презентацию урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»по предмету «Основы мировых религиозных...