Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23
план-конспект урока (4 класс) по теме

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности "милосердие". Советую до проведения урока предложить детям поиграть в "копилку добрых дел", предложить подобрать литературные произведения, пословицы, афоризмы по теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.orkse_.svistun_e.b.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОМРК)

Разработала учитель начальных классов

МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Свистун Е.Б.

Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Цель урока: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи урока:  

  1. познакомить школьников с  нравственные понятиями «милосердие», «человеколюбие», «взаимопомощь»;
  2. развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
  3. способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  4. развивать нравственные качества и творческие способности;
  5. дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
  6. учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте, юные исследователи!
Рада, что мы снова вместе.
Серьезные проблемы сегодня будем  мы решать.
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
« Милосердие– это важно или нет?»

II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приемом.

        Напишите на больших листах тему нашего урока «милосердие». Какой цвет вы для этого выберите?

        Можно выбрать цвет нежного, бережного отношения людей друг к другу, цвет возрождения, цвет весны, пробуждения, цвет новых сил,  т.е. …(зеленый) или цвет сердца, которое дает силы для добра, т.е. …(красный)

или цвет неба, цвет чистоты отношений человека к окружающему миру, цвет надежды, т.е. …(синий)

        Давайте еще раз произнесем это красивое слово. Если посмотреть на него с точки зрения русского языка, то что можно заметить?

        А как вы понимаете это слово? Подберите к нему синонимы, запишите их на сердечках и приклейте. Работаем в первой колонке.

        Из чего же для вас складывается понятие «милосердие»?

        Обратимся для уточнения к словарным статьям, прочитайте и выпишите значение этого слова.

        А теперь назовите качества, противоположные милосердию.

        А каких слов мы назвали больше? Значит...

Подведение итогов этапа.

        Итак, основа милосердия, как и фундамент хорошего дома- реальная помощь, а затем, как кирпичики, и сострадание, и любовь, и взаимопонимание, и...

        Милосердие- активная доброта, любовь, выраженная в действии, потому что можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, говорить громкие слова о защите природы, и не замечать урны для мусора...

III.Совместное «открытие знаний».

        Милосердие в религиях.

        Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, к больным..

        И сейчас мы рассмотрим, работая в группах, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

Работать вы будете самостоятельно.

        Используя учебник, с.72 -73, и дополнительный материал  сначала каждый из вас читает ,  находит и подчеркивает 2-3 предложения о милосердии в той религии, над которой работает ваша группа, которые показались вам самыми важными.

        Затем вы все вместе обсуждаете и записываете на свой рабочий лист ваши исследования и представляете их остальным.

Христианство

(представитель группы зачитывает конспект)

        Слово учителя.Мы знаем, что для того, чтобы у людей было ясное представление о добре и зле существуют заповеди. Они записаны в Библии. Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые 4 говорят об отношении человека с Богом, остальные  - об отношения людей между собой.

        Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая заповедь самая главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку.И тогда ему задали непростой вопрос: 2А кто мой ближний?» Он ответил притчей о самарянине. Давайте ее послушаем.

        Кого вы видите на фото?.

        Среди сестер милосердия была и великая княгиня  Елизавета Федоровна, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия.Она ухаживала за ранеными солдатами во время  война в 1915 году.

        А в годы ВОВ !

        А это картина русского художника Петрова –Водкина Богоматерь. Умиление злых сердец. Умиление – это прорастание милосердия, сочувствия в сердце человека. Это изменение христиане считают чудом.

Милостыня.

        Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»

Ислам

(представитель группы зачитывает конспект)

        Слово учителя.Очень часто люди, произнося слово «взаимопомощь»,  обращают внимание на его первую часть и ждут, когда сделанное ими добро к ним вернётся. Однако пророк Мухаммад призывал помогать людям бескорыстно: «Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почёт? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие – это  те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил».

Притча «Стакан молока»

        Как выдумаете, как могла закончиться эта история?

        На слайде – концовка притчи.

        Делимся впечатлениями.

         Милосердие мусульманина (обсуждение)

Закят

Милостыня

Что значит каждое из понятий?

В чём их отличие?

        Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований — это закят.
Эта сумма варьируется в зависимости от благосостояния мусульманина.
Закят – это материальная помощь ближнему.
Но каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.

        Вот хадис об этом:
«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – это милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».

        Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»

Иудаизм

(представитель группы зачитывает конспект)

        Слово учителя. Однажды рабби Буним услышал о благочестивом и начитанном человеке, который жил в великой бедности, и устроил так, чтобы провести субботу в доме этого человека. Он приобрёл посуду, заказал еду и даже уговорил хозяина дома принять в подарок новую одежду. Прощаясь, рабби Буним дал ему значительную сумму денег, но тот отказался, пояснив, что и так уже получил от рабби более чем достаточно.

  1. «Этот дар, – сказал рабби Буним, — предназначен не тебе, а мне. Именно так я могу выполнить заповедь милосердия. Тот, кто не в состоянии выносить зрелище бедности, должен облегчить своё душевное беспокойство, помогая ближнему своему, и тогда печаль покинет его сердце».
  1. Известный русско-еврейский писатель и политический деятель Владимир Жаботинский (1880 – 1940) считал, что в Торе содержится конкретный и мудрый план создания справедливого общества. Он верил, что современное общество должно строиться на принципах справедливости, содержащихся в Торе. В качестве одного из  основных принципов В. Жаботинский выделял принцип «колоска»:
  2. «Идея колоска относится к сбору урожая. Нельзя убрать с поля весь урожай, часть его нужно оставить на поле или на винограднике для бедного пришельца, сироты и вдовы. И это не акт благотворительности, это приказ «сделать», нечто вроде налога на класс собственников в пользу неимущих…
  3.  Вся сфера социальных схем в наши дни, от налогов на доходы до налогов на наследство, исходит из законов «колоска»…
  4.  Я верю, что суть этого плана, каким утопичным он ни выглядит сейчас, станет когда-нибудь реальной… Голод и холод, отсутствие крова исчезнут, как исчезли в некоторых культурных странах безграмотные люди, что считалось утопией сто лет тому назад».

Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»

Буддизм

(представитель группы зачитывает конспект)

        Слово учителя. Все учение буддизма построено на сострадании к живым существам.

        Притча «Незабудка».

        Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) — воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.

Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей. Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы — девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой. Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары — тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всеведения и всегда готов прийти на помощь.

        Бодхисатва («cущество, стремящееся к просветлению»)Существо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим выйти из цепи перерождений.Будущий бодхисатва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, даёт однажды великий обет достичь Просветления и избавить все существа от круговорота сансары. В поэме буддийского поэта и философа Шантидэвы (8 в.) бодхисатва обещает использовать накопленные им заслуги для облегчения страданий живых существ и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто ещё не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблём, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся.

Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»

IV. Обобщение. Рефлексия.

        Итак, мы узнали, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

         А можно ли научится милосердию? А надо ли учится милосердию? Зачем? Как стать милосердным?

        А это трудно? Притча «Мальчик и звезды»

        Игра «Лучики добра»(передавая сердечко друг другу, называем добрые дела, которые совершали)

        Рефлексия (сердечки(белое – розовое-красное).

У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам.

Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь.

Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.

Будьте глубоко нравственными людьми!

Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч!

  Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости.

 И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - основная задача данного урока. Урок 27 модуля Основы мировых религиозных культур в предмете ОРКСЭ....

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс

презентация к уроку "Милосердие, забота о слабых,взаимопомощь".4 класс...

Урок по предмету "Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Цель урока: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности, дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и ...

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Данная методическая разработка урока поможет училелям 4 классов провести урок ОРКСЭ....