Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Ильенкова Зинаида Владленовна

Тема урока:  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Цель:  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.

Результат:  учащиеся знают, как проявляется милосердие в различных религиях;  конкретные дела, относящиеся к понятию «милосердие».

Задачи:

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями в различных религиях.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа, рассказ, ИКТ.

Тип урока- изучение нового материала.

План урока:

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний. Сообщение темы

3.     Объяснение нового материала

4.     Закрепление полученных знаний

5.     Рефлексия

6.     Итоги урока

7.     Домашнее задание

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования «Центр повышения квалификации специалистов Красносельского района Санкт-Петербурга»

«Информационный методический центр»

Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

по предмету «Основы мировых религиозных культур»

Учителя высшей категории

ГБОУ СОШ №276

Ильенковой Зинаиды Владленовны

моб.тел. 8(960)253-28-08

Санкт-Петербург

2013

Тема урока:  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Цель:  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о ближнем.

Результат:  учащиеся знают, как проявляется милосердие в различных религиях;  конкретные дела, относящиеся к понятию «милосердие».

Задачи:

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями в различных религиях.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, беседа, рассказ, ИКТ.

Тип урока- изучение нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Сообщение темы
  3. Объяснение нового материала
  4. Закрепление полученных знаний
  5. Рефлексия
  6. Итоги урока
  7. Домашнее задание

Ход урока: 

Этап урока: 1- Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадтского: Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

Ребята, как вы думаете, на какую темы мы с вами будем размышлять на нашем уроке?

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»,- сказал З. Ленц.

- осознание учебной деятельности

- ответы детей

Этап урока: 2- Актуализация знаний.

1)Послушайте песню С. Копыловой «Окно».(3:40) О чём эта песня? Можно ли сказать, что эта песня о милосердии? Докажите. Какие чувства проснулись в вашей душе, слушая ту песню? (слайд 8)    

Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.

Что их объединяет?

(Приставка со-)

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

2) Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь»

• Что такое милосердие?

• К кому мы проявляем милосердие?

• Можно ли научиться милосердию?

• Как стать милосердным?

3) Работа с определением. Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие». (слайд 9)

• Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.

• Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием?

• Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

- ответы детей

-сострадание, сочувствие, сопереживание.

- работа в группах со словарем.

Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение слова

«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)

«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)

-Ответы детей- К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе. С состраданием

Этап урока: 3- Объяснение нового материала

Рассмотрим, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

1, Христианство.

Послушайте отрывок  из Нового Завета- «Притча о Страшном суде» (слайд 10)

Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых — по левую.
Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне».
И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную.
Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.

• Как вы поняли смысл притчи?

Вот ещё одна притча, которая помогает нам понять, кто есть ближний и как помочь  оказать помощь ему.(слайд 11)

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также илевит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Кто являяется ближним для нас?

И так,кто же оказался милостивым ? Как помог ближнему самарянин?

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»-,так сказал Иисус своим ученикам в Нагорной проповеди.

Назовите дела милосердия в христианстве (слайд  12-13)

2) Ислам

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия.

Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье.

Милосердие мусульманина (обсуждение).

а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня. (слайд 14)

• Что значит каждое из понятий?

• В чем их отличие?

Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.

Закят – это материальная помощь ближнему.  (слайд 15)

Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.

Вот хадис об этом.

Хади́с – изречение пророка Мухаммада. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.

«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;

справедливо рассудить двух людей – милостыня;

доброе слово – это милостыня;

каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».

Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. (слайд 16)

После завершения коллективной молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от вероисповидания).

«Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».

б) Работа по учебнику стр. 72 (6 абзац), стр. 73 (1-2 абзац).

г) Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»

• Как проявляется милосердие в исламе?

3) Буддизм

а) Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.

Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. (слайд 17)

Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.

Бодхисатва – «существо, стремящееся к просветлению».

Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.

(слайд 18)

б) Работа по учебнику стр. 73 (3 абзац).

в) Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»

• Как проявляется милосердие в буддизме?

Физминутка

4) Иудаизм (слайд 20)

Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков.

В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся. (слайд 21)

В еврейской общине создают кассу благотворительности.

а) Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»

• Как проявляется милосердие в иудаизме?

- На последнем всеобщем Страшном суде все люди будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел

-ответы детей- Ближний- это, тот кому нужна наша помощь.

-ответы детей

-ответы детей, комментированное чтение

-работа по учебнику

-обсуждение

-работа по учебнику

-ответы детей

-ответы детей

Этап урока: 4- Закрепление полученных знаний

• Чему учат религии резных народов?

Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!

(слайд 21-24)        

Это наше время, наша жизнь, наша окружающая действительность. Она бывает жестокой и страшной.

В России на сегодняшний день около 700 тыс. детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, не имеют работы. И очень много жестоких людей.

Мир всегда был жестоким, но и сейчас есть люди, которые не ожесточились.

Я хочу рассказать вам о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

(слайд 25)

(Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест).

Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как?

В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

-Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.

-Делать добрые дела и совершать добрые поступки

Этап урока: 5- Рефлексия

• Над чем заставил задуматься этот урок?

• Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?

• Захотелось ли вам сделать добрые дела?

Этап урока: 6- Итоги урока

На листочках(сердечки) ответьте на вопрос –Чтобы стать милосердным, что нужно делать?

Заполните наше большое сердце-символ милосердия, на доске вашими сердечками, где вы напишите слова напутствия обращения к окружающим с призывом к милосердию. Почитаем, что у нас получилось.

По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

Спешите делать добро! (слайд 27)

Закончить урок мне хотелось бы словами:

 « Как бы жизни не летела

Дней своих не жалей

Делай доброе дело

Ради счастья людей

Чтобы сердце горело

А не тлело во мгле

Делай доброе дело

Тем живем на земле.»

Я желаю всем Вам,  жить среди милосердных людей, и быть, а не казаться милосердными. И хочу подарить памятки «Жизненных правил».

  ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Этап урока: 7- Домашнее задание

1,В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов. Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в нашем городе.

2, Вспомнить пример из своей жизни, где вы встречались с милосердием. 3,Нарисуйте символ милосердия.

Литература:

1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 80с.

2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.

3. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.

4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Итоговая контрольная работа по модулю "Основы мировых религиозных культур" по предмету ОРКСЭ (4 класс)

В  конце  учебного  года  нужно  подвести  итог  изученного  материала. Если  по  традиционным  предметам: математике, русскому языку легко ...

Урок по предмету "Основы мировых религиозных культур "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"

Цель урока: формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности, дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и ...

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Данная методическая разработка урока поможет училелям 4 классов провести урок ОРКСЭ....

Методическая разработка урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» по предмету «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Данная методическая разработка содержит технологическую карту, опорный конспект и презентацию урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»по предмету «Основы мировых религиозных...

Основы мировых религиозных культур - рабочая программа для 4 класса

В основу программы были заложены методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ, тематического планирования модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики...

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе. Модуль «Основы мировых религиозных» Тема: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Данный материал содержит конспект урока ОРКСЭ по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь"...