Главные вкладки

    План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")
    методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

    Горбачева Светлана Ивановна

    Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon gorbachyova_s._i._sovest.ppt111.5 КБ
    Microsoft Office document icon gorbachyova_s._i.sovest.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    План – конспект  урока 4 класс курс ОРКС (модуль «Основы светской этики)

    Тема: «Совесть».

           Цель урока: способствовать  формированию  представления у учащихся понятия совести как  важнейшего морально-этического  регулятора поведения человека.

    Задачи:

    - создать условия для расширения у школьников образного представления о морально-этическом понятии “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;

    - формировать умения самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля

    - развивать коммуникативные действия учащихся

         Оборудование: учебник «Основы светской этики». 4 - 5классы, М.: Просвещение, 2012г., листы с заданиями, кроссвордом,  ручки, фигурки человека из бумаги для проведения рефлексии, мультимедийный проектор, экран.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    - Разгадайте кроссворд.

     Кроссворд «Психологическая загадка»

    1) Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

    2) Чувство, которое  испытает человек, когда его  несправедливо огорчили.

    3) Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

    4) Недоброе чувство, мысль или дело.

    5) Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

    6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

    7) Состояние полной, высшей радости.

     

    kross

    - Ребята, прочтите ключевое  слово  кроссворда (совесть).

    3. Определение темы урока, цели.

    - Какая тема нашего урока?

    - Что узнаем на уроке? Чему научимся?

    4. Постановка проблемных вопросов.

    - Что такое совесть?

    - Для чего нужна  человеку совесть?

    5. Работа по разрешению проблемных вопросов.

    Ищем ответ на 1 вопрос.

    - Скажите, как вы понимаете, что такое «совесть»? (дети высказывают своё мнение)

    - Где мы можем узнать? (в словарях)- класс делится на группы. 1ряд - ищет толкование слова в толковом словаре. 2 ряд - в этимологическом словаре. 3 ряд - в словообразовательном (можно назвать родственные слова)

    Представитель от каждой группы рассказывает, что они нашли.

    - Очень многие известные люди прошлого и настоящего дают определение совести (на экране высказывания о совести).

    « Совесть есть внутренний закон человека, тот его закон, который человек сам признаёт для себя обязательным... Ведь совесть есть то светлое и хорошее, что выписано в каждой душе как идеал, как цель наших человеческих стремлений»

    (Н. Щелгунов.)

    СОВЕСТЬ – тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

    Совесть -  весть от Бога.

    Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

    (Л. Толстой.)

    Чтение статьи с.48 «Основы светской этики» («цепочкой»)

    Контроль знаний по 1 вопросу « Что такое совесть?» (тестовые вопросы на листках)

    Контроль

    1. Что такое совесть?

    а) внутренний голос человека, подсказывающий правду

    б) верны все ответы

    в) то, в чём проявляются лучшие стремления человека

    г) светлое и доброе в человеке

    2. Найди определение, подходящее к понятию «совесть»

    а) внутренний нравственный закон человека

    б) требования общества к поведению человека

    в) закон государства

    г) верны все варианты

    3. Как можно объяснить слово «совестливый»

    а) это название профессии

    б) это тот, кого постоянно ругает учитель

    в) это человек, который в своих поступках обращается к голосу совести

    г) это тот, кто пытается отбирать совесть у других и присваивать себе

    4.  Про совесть можно сказать, что:

    а) это стыд перед самим собой

    б) верны все варианты

    в) без неё у человека не появится нравственных качеств

    г) она помогает человеку совершать добрые дела

    Проверка выполнения задания (фронтально).

    Ищем ответ на 2 вопрос: для чего человеку нужна совесть?

    - Можно пользоваться кроссвордом, чтобы  ответить на следующие вопросы.

    - Какие чувства противоречат голосу совести? (Гнев, грех, обида).

    - Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души? (Стыд, раскаяние.)

    - Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?  (Радость, счастье.)

    - Что является лекарством, исцеляющим душу?  (Совесть, раскаяние.)

    -Что такое СОВЕСТЬ? (Совесть - это наш внутренний голос, который говорит нам, что хорошо, а что плохо.)

    - Для чего нам совесть? ( Чтобы отличать хорошее от плохого.)

    -Можем ли мы назвать совесть нашим помощником? (Да.)

    - В чём она нам помогает? (исправлять  в себе отрицательные качества)

    Чтение 1 абзаца с. 49 «Основы светской этики»

    Тренажёр (на листках, индивидуально заполняют)

    1. Выберите из предложенного ниже списка и вставьте в высказывание пропущенное слово.

    Совесть побуждает человека к… поступкам.

    а) глупым

    б) добрым

    в) хитрым

    г) смешным

    2. Вставьте в приведённое высказывание пропущенное слово.

    …- есть то светлое и хорошее, что выписано в каждой душе. (Н. Щелгунов)

    3. Выберите из предложенного списка поступков те, которые связаны с проявлением совести, и те, которые не имеют к ней никакого отношения. Соедините стрелками.

                                                                 насорить на автобусной остановке

    Связаны с проявлением                    извиниться за нанесённую обиду

    совести

                                                                 отказаться от задуманного плохого  

                                                                 поступка

    Не имеют к ней                                  растолкать первоклашек в раздевалке

    никакого отношения

                                                                отказаться от посещения кинотеатра,

                                                                чтобы   помочь однокласснику

                                                                  подразнить злую собаку

    4. Как ты понимаешь смысл высказывания: «Если совесть отдыхает днём, значит, ночью она будет мучить»

    а) нужно крепко спать ночью, чтобы совесть не мучила

    б) если совершил плохой поступок, то совесть не даст спать ночью

    в) бессовестные люди лучше спят

    (Можно рассмотреть иллюстрации на с. 48)

    Проверка тренажёра (фронтальная)

    Работа в парах (на листках).

    - Подумайте, какие чувства могут сопутствовать голосу совести (удовлетворённость и неудовлетворённость) - с. 49, 2 и 3 абзацы «Основы светской этики».

    - Заполните таблички на листках, пользуясь книгой - что сопутствует голосу совести.

           

    Чистая совесть                                     Нечистая совесть

    Удовлетворённость                                 Неудовлетворённость               

                                                                                                   

       

    Проверка задания.                                                                            

                                                                                     

      Чистая совесть                                            Нечистая совесть

    Удовлетворённость                                 Неудовлетворённость               

                                                                                                   

    уравно-            спокойствие          муки       раскаяние чувство      стыд

    вешенность                                  совести                         вины                

    - Что вы скажете про человека с чистой совестью, какой он? (Уравновешенный, спокойный).

    - А про человека, у которого совесть не чиста? (Его мучает совесть,  он раскаивается, испытывает чувство вины и стыда, не спит, дёрганый, неспокойный).

    6. Подведение итога урока.

    - Какая была тема нашего урока?

    - Что такое совесть?

    - Для чего нужна совесть человеку?

    - С какой совестью человек чувствует себя лучше?

    7. Рефлексия.

    - А вы, ребята, с какой совестью уйдёте с урока? По каким критериям мы можем это определить? (Узнали, запомнили что-то новое, работали активно, дружно и т. д.).

    - Подойдите к столу и возьмите фигурку человека белого цвета - с чистой совестью или фигурку человека, закрашенную наполовину чёрным цветом - с неспокойной совестью.

    - Почему наполовину? Даём возможность исправиться.

    8. Домашнее задание.

    - Найти пословицы, поговорки, фразы, высказывания о совести, прочитать, принести в школу.

    - Спасибо всем за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    курс ОРКСЭ "Основы светской этики" тема урока "Добро и зло"

    Конспект и презентация разработаны для курса ОРКСЭ "Основы светской этики" для урока по теме "Добро и зло". Материал можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях...

    Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"

    Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...

    Методическая разработка урока "Добро и зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"

    Урок в 4 классе по ОРКСЭ модуль "Светская этика" формирует  у учащихся представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»....

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

    Урок по теме "Добро и зло" ОРКСЭ модуль "Светская этика"

    урок по теме "Добро и зло" модуль "Светская этика"...