Главные вкладки

    Урок по теме "Добро и зло" ОРКСЭ модуль "Светская этика"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Акимова Ольга Ивановна

    урок по теме "Добро и зло" модуль "Светская этика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kursu_orkse.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ

    Тема урока «Добро и зло»

    Модуль «Светская этика»

    Составитель: учитель начальных классов ГБОУ школы №115 Акимова О.И.

    Цель урока: знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

    Задачи: 
    • расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; 
    • прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; 
    • формировать потребность совершать добрые дела; 
    • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта

    Планируемые результаты:

    • Предметные:   понимание главных моральных понятий в жизни человека  - добро и зло
    • Метапредметные:

           - Овладение логическими действиями сравнения понятия добра и зла

           - Определять наиболее эффективные способы достижения результатов

           - Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход в спорных ситуациях. Способность работать в группах

    • Личностные: развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

    Ход урока.

    1.Организационный момент

    В жизни по-разному можно жить –

    Можно в беде, а можно в радости.

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    На рассвете встать –

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обожженною солнце достать

    И подарить его людям.

    - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

    2.Сообщение темы урока.

    -Прочитайте стихотворение и назовите тему нашего урока

    Добро и Зло – два вечных спутника,

    Идут по жизни с нами до конца.

    Как разделить их, чтоб не мучиться,

    И не болела по ночам душа.

    Добро – такое теплое, как солнышко,

    А зло – оно холодное, как лед.

    Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

    Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

    Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
    Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

    3. Изучение нового.

    3.1. Притча о двух волках

    Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени: - Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал: - Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом. - Понятно, - ответил мальчик. – А кто же из них побеждает? - Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

    - Какие две стороны есть у каждого человека, по словам мудреца?

    - Почему он считает, что нет плохих людей?

    - Как ведут себя две стороны человека?

    -Кто из них побеждает?

    -Что означает фраза: «Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше».

    -Чем мы можем «накормить» добро?

    - Чем мы можем «накормить» зло?

    - Какой вывод мы можем сделать из данной притчи?

    (Эта притча о добре и зле для детей даёт возможность  понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки.)

    3.2. Работа над понятиями «добро» и «зло» в  группах.

    - Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)

    1) Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, работаем со словарями Ожегова: добро – зло. Ищем определения. 

    2) Существует три понятия доброты.

    - Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    - Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    - И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

    Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

    Вспомните золотое правило этики.

    Какой вывод можно сделать?

    4.Первичное закрепление.

    4.1-напишите на карточках слова, которые характеризуют зло, а на других – добро.

     Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

    - Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

    - На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами:)

    - А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).

    5. Итог (песня «Иди мой друг, иди всегда дорогою добра»).

    - Ребята, будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".И закончить урок хочется словами В.О.Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». 

    6. Домашнее задание

    - Поделитесь мыслями о добре и зле дома со своими близкими.

    - Подберите и запишите однокоренные слова к нашим главным понятиям, а на следующем уроке мы их обсудим. Изобразите то, как вы себе представляете добро и зло.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

    Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

    Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

    Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

    Урок.Основы религиозных культур и светской этики.Крещение

    Основы религиозных культур и светской этики.Крещение...

    Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"

    Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...

    Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

    Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...