Урок по теме "Добро и зло" ОРКСЭ модуль "Светская этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Акимова Ольга Ивановна

урок по теме "Добро и зло" модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kursu_orkse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

Тема урока «Добро и зло»

Модуль «Светская этика»

Составитель: учитель начальных классов ГБОУ школы №115 Акимова О.И.

Цель урока: знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи: 
• расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; 
• прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; 
• формировать потребность совершать добрые дела; 
• формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта

Планируемые результаты:

  • Предметные:   понимание главных моральных понятий в жизни человека  - добро и зло
  • Метапредметные:

       - Овладение логическими действиями сравнения понятия добра и зла

       - Определять наиболее эффективные способы достижения результатов

       - Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход в спорных ситуациях. Способность работать в группах

  • Личностные: развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

Ход урока.

1.Организационный момент

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

2.Сообщение темы урока.

-Прочитайте стихотворение и назовите тему нашего урока

Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

3. Изучение нового.

3.1. Притча о двух волках

Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени: - Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал: - Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом. - Понятно, - ответил мальчик. – А кто же из них побеждает? - Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

- Какие две стороны есть у каждого человека, по словам мудреца?

- Почему он считает, что нет плохих людей?

- Как ведут себя две стороны человека?

-Кто из них побеждает?

-Что означает фраза: «Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше».

-Чем мы можем «накормить» добро?

- Чем мы можем «накормить» зло?

- Какой вывод мы можем сделать из данной притчи?

(Эта притча о добре и зле для детей даёт возможность  понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки.)

3.2. Работа над понятиями «добро» и «зло» в  группах.

- Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)

1) Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, работаем со словарями Ожегова: добро – зло. Ищем определения. 

2) Существует три понятия доброты.

- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

Вспомните золотое правило этики.

Какой вывод можно сделать?

4.Первичное закрепление.

4.1-напишите на карточках слова, которые характеризуют зло, а на других – добро.

 Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

- На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами:)

- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).

5. Итог (песня «Иди мой друг, иди всегда дорогою добра»).

- Ребята, будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".И закончить урок хочется словами В.О.Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». 

6. Домашнее задание

- Поделитесь мыслями о добре и зле дома со своими близкими.

- Подберите и запишите однокоренные слова к нашим главным понятиям, а на следующем уроке мы их обсудим. Изобразите то, как вы себе представляете добро и зло.