Основы светской этики. "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Суслова Надежда Михайловна

Ход урока.

1.Ведение в тему.

Презентация. Слайд №2.

 

-Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?

-Как можнкио их разделить на группы?

-Подберите слова к каждой иллюстрации.

Презентация. Слайд №3.

 

СТРАДАНИЕ          РАДОСТЬ

ЗЛОСТЬ                  НЕЖНОСТЬ

ВОЙНА                    МИР

ЖЕСТОКОСТЬ         ЛЮБОВЬ

-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации 1 , 2 группы?

ЗЛО                          ДОБРО

-Что означают, по-вашему, слова «добро» и «зло»? (Выслушать предположения учащихся).

-Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить значение этих понятий.

-Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

-Прочитайте, что у вас получилось.

2.Чтение текста учебника и работа с информацией.

а) Словарная работа.  (На парте у каждого ученика листочек со словами)

Презентация. Слайд №4.

 

-Прочитайте слова:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ       ВЗАИМОПОНИМАНИЕ        ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ             БЕСКОРЫСТИЕ

-От каких слов они произошли?

-Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение.

-Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся читают своё толкование данных слов. Обсуждение правильности  толкования)

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям, всему человечеству .   

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.      

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ – уважение другого человека, его чести и достоинства .         

БЕСКОРЫСТИЕ – совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя..

б) Чтение текста учебника  (с.12-13) и ответы на вопросы по ходу чтения.

Вопросы по ходу  чтения:

-Как человек оценивает свои поступки и поступки других людей?

-Что значит «совершить добрый поступок»?

-Моральный и добрый поступок – это одно и то же?

-А что значит «аморальный поступок»?  (Чтение сноски справа на странице учебника. Мудрые мысли: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение.  Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» Г.Гегель)

-Когда мы причиняем зло другому человеку?

-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинять зла?

-Каковы задачи морального поведения человека?

-Найдите в тесте и прочитай те ещё раз определение, что такое добро и что такое зло.

Презентация. Слайд №5 и №6.

3. Обсуждение полученной информации.

а) Расширение понятий «добро» и «зло»

Презентация. Слайд №7

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел». ( Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

-Как вы понимаете эти слова?  Нужно стремиться делать добрые дела. тогда вокруг нас будет больше света и добра. согласны ли вы с этим?

-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?

-Послушайте притчу:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете последние слова старика?

б) Проверка восприятия. Анализ поступков.

Оцените поступки, изображенные на картинках.  Презентация. Слайды № 8-12

 

в) Формулировка вывода.

Послушайте ещё одну притчу:

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

- Какой жизненный урок хотела дать старушка спрашивающему?

-В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы и найдите, какие из них соответствуют прочитанной притче.

Презентация. Слайд № 13

 

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добра ищи, а худо само придёт.

Добра не смыслишь, так худа не делай.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.

Добро не лихо – ходит тихо.

Добро сеять, добро и пожинать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

4. Рефлексия.

-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло»,  попробуй сам для себя ответить на вопросы:

-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?

- Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке я решил….

Каждому  ученику даётся карточка с вопросами , на которые он отвечает индивидуально.

-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:

Презентация. Слайд № 14

 

Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. ( Генрих Гейне)

 Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)

 

Ход урока.

1.Ведение в тему.

Презентация. Слайд №2.

 

-Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?

-Как можнкио их разделить на группы?

-Подберите слова к каждой иллюстрации.

Презентация. Слайд №3.

СТРАДАНИЕ          РАДОСТЬ

ЗЛОСТЬ                  НЕЖНОСТЬ

ВОЙНА                    МИР

ЖЕСТОКОСТЬ         ЛЮБОВЬ

-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации 1 , 2 группы?

ЗЛО                          ДОБРО

-Что означают, по-вашему, слова «добро» и «зло»? (Выслушать предположения учащихся).

-Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить значение этих понятий.

-Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

-Прочитайте, что у вас получилось.

2.Чтение текста учебника и работа с информацией.

а) Словарная работа.  (На парте у каждого ученика листочек со словами)

Презентация. Слайд №4.

 

-Прочитайте слова:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ       ВЗАИМОПОНИМАНИЕ        ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ             БЕСКОРЫСТИЕ

-От каких слов они произошли?

-Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение.

-Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся читают своё толкование данных слов. Обсуждение правильности  толкования)

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям, всему человечеству .   

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.      

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ – уважение другого человека, его чести и достоинства .         

БЕСКОРЫСТИЕ – совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя..

б) Чтение текста учебника  (с.12-13) и ответы на вопросы по ходу чтения.

Вопросы по ходу  чтения:

-Как человек оценивает свои поступки и поступки других людей?

-Что значит «совершить добрый поступок»?

-Моральный и добрый поступок – это одно и то же?

-А что значит «аморальный поступок»?  (Чтение сноски справа на странице учебника. Мудрые мысли: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение.  Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» Г.Гегель)

-Когда мы причиняем зло другому человеку?

-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинять зла?

-Каковы задачи морального поведения человека?

-Найдите в тесте и прочитай те ещё раз определение, что такое добро и что такое зло.

Презентация. Слайд №5 и №6.

 

 

 

3. Обсуждение полученной информации.

а) Расширение понятий «добро» и «зло»

Презентация. Слайд №7

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел». ( Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

-Как вы понимаете эти слова?  Нужно стремиться делать добрые дела. тогда вокруг нас будет больше света и добра. согласны ли вы с этим?

-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?

-Послушайте притчу:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете последние слова старика?

б) Проверка восприятия. Анализ поступков.

Оцените поступки, изображенные на картинках.  Презентация. Слайды № 8-12

 

в) Формулировка вывода.

Послушайте ещё одну притчу:

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

- Какой жизненный урок хотела дать старушка спрашивающему?

-В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы и найдите, какие из них соответствуют прочитанной притче.

Презентация. Слайд № 13

 

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добра ищи, а худо само придёт.

Добра не смыслишь, так худа не делай.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.

Добро не лихо – ходит тихо.

Добро сеять, добро и пожинать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

4. Рефлексия.

-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло»,  попробуй сам для себя ответить на вопросы:

-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?

- Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке я решил….

Каждому  ученику даётся карточка с вопросами , на которые он отвечает индивидуально.

-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:

Презентация. Слайд № 14

 

Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. ( Генрих Гейне)

 Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)

 

Ход урока.

1.Ведение в тему.

Презентация. Слайд №2.

 

-Вы видите иллюстрации. Одинаковы ли они? Почему?

-Как можнкио их разделить на группы?

-Подберите слова к каждой иллюстрации.

Презентация. Слайд №3.

 

СТРАДАНИЕ          РАДОСТЬ

ЗЛОСТЬ                  НЕЖНОСТЬ

ВОЙНА                    МИР

ЖЕСТОКОСТЬ         ЛЮБОВЬ

-Каким словом можно объединить слова и иллюстрации 1 , 2 группы?

ЗЛО                          ДОБРО

-Что означают, по-вашему, слова «добро» и «зло»? (Выслушать предположения учащихся).

-Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить значение этих понятий.

-Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

-Прочитайте, что у вас получилось.

2.Чтение текста учебника и работа с информацией.

а) Словарная работа.  (На парте у каждого ученика листочек со словами)

Презентация. Слайд №4.

 

-Прочитайте слова:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ       ВЗАИМОПОНИМАНИЕ        ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ             БЕСКОРЫСТИЕ

-От каких слов они произошли?

-Попробуйте рядом с каждым словом написать его значение.

-Проверим, что у вас получилось. (Учащиеся читают своё толкование данных слов. Обсуждение правильности  толкования)

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ – любовь к людям, всему человечеству .   

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.      

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ – уважение другого человека, его чести и достоинства .         

БЕСКОРЫСТИЕ – совершение доброго поступка «без корысти», без выгоды для себя..

б) Чтение текста учебника  (с.12-13) и ответы на вопросы по ходу чтения.

Вопросы по ходу  чтения:

-Как человек оценивает свои поступки и поступки других людей?

-Что значит «совершить добрый поступок»?

-Моральный и добрый поступок – это одно и то же?

-А что значит «аморальный поступок»?  (Чтение сноски справа на странице учебника. Мудрые мысли: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение.  Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.» Г.Гегель)

-Когда мы причиняем зло другому человеку?

-Что важнее: совершить добрый поступок или не причинять зла?

-Каковы задачи морального поведения человека?

-Найдите в тесте и прочитай те ещё раз определение, что такое добро и что такое зло.

Презентация. Слайд №5 и №6.

 

 

 

3. Обсуждение полученной информации.

а) Расширение понятий «добро» и «зло»

Презентация. Слайд №7

 

«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел». ( Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

-Как вы понимаете эти слова?  Нужно стремиться делать добрые дела. тогда вокруг нас будет больше света и добра. согласны ли вы с этим?

-А всегда ли мы совершаем только добрые поступки?

-Послушайте притчу:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете последние слова старика?

б) Проверка восприятия. Анализ поступков.

Оцените поступки, изображенные на картинках.  Презентация. Слайды № 8-12

 

в) Формулировка вывода.

Послушайте ещё одну притчу:

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

- Какой жизненный урок хотела дать старушка спрашивающему?

-В пословицах содержится многовековая мудрость народа. Прочитайте пословицы и найдите, какие из них соответствуют прочитанной притче.

Презентация. Слайд № 13

 

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добра ищи, а худо само придёт.

Добра не смыслишь, так худа не делай.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.

Добро не лихо – ходит тихо.

Добро сеять, добро и пожинать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

4. Рефлексия.

-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло»,  попробуй сам для себя ответить на вопросы:

-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?

- Сегодня на уроке я узнал….

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке я решил….

Каждому  ученику даётся карточка с вопросами , на которые он отвечает индивидуально.

-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:

Презентация. Слайд № 14

 

Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад. ( Генрих Гейне)

 Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светская этика "Добро и зло", урок №5

Знакомство  учащихся с понятиями «добро» и «зло», как основными этическими понятиями....

Конспект урока по светской этике "Добро и зло"

Предмет ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Первый урок по теме "Добро и зло"...

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"

Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....

Основы светской этики. "Добро и зло" 4 класс

Цель: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».Задачи: Актуализировать знания учащихся о добре и зле.Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.Пр...

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...