Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Семейные праздники" 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

Скворцова Елена Анатольевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_uchebnomu_modulyu_2.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  по учебному модулю «Основы светской этики»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики».

МБОУ Захаровская СОШ п.Летний отдых

Учитель начальных классов Скворцова Елена Анатольевна

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Семейные праздники.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях;  развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

К. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Формирование у учащихся отношения  и ценности к семейным праздникам, традициям. Поддерживать дружеское взаимоотношение в семье, умение планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Цель урока

Расширение представлений о понятии «семейный праздник».

Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.

Познакомить учащихся с различными семейными праздниками и традициями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Праздник, семейный праздник, этикет, семейные традиции, подарок, подарок, сюрприз, символ.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

О.Бундур «Воскресенье»

Е.Г.Новичихина «Два брата»

Репродукция картин А.В.Маковский «Праздник Светлой Пасхи»,

К.Е.Маковский «Поцелуйный обряд».

Мультфильм «День рождения бабушки».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Разгадайте кроссворд.

1. Кровные родственники, связанные общностью быта, отношениями, основанными на взаимной ответственности, понимании и любви. 2. От чего зависит выбор одежды с точки зрения этикета? 3. Основа этикета. 4. Совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей, включающая в себя  предметы человеческого труда, а также представления, идеи, традиции, нормы и правила поведения.  5.Правила хорошего поведения.  6. Одно из требований к речи согласно этикету.  7. Множество обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение в семье,   что поддерживает ее  единство.

Ответы: 1.Семья. 2. Уместность. 3. Уважение. 4. Культура. 5. Этикет  6. Вежливость. 7. Семейные традиции.

Какие вы знаете семейные традиции?

- Подумайте, о каких семейных традициях мы  будем говорить на уроке сегодня?

- Практически в каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.  

Познавательные УУД: овладение

мыслительными

действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

-Что такое праздник?

-Как они появились?

Работа со словарём в парах:

Найти определение слову праздник.

Словарь Ожегова С.И.                   Праздник,   — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо  отмечаемый обычаем или церковью. 4.  День радости и торжества по поводу чего-либо. 5.  День игр и развлечений.

Праздник (ср. однокоренным словом «праздный» — свободный, не занятый) — день, в который по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки,

застолья (иногда с предшествующими постами

- Какие бывают праздники?

-Какие современные праздники вы знаете?

-На какие три группы можно разделить все праздники?

Праздники делятся на государственные,  общественные и семейные.

Задание: написать в таблицу по 5 праздников.

-Что же такое семейный праздник?

- Назовите признаки семейного праздника.

-Кто создал традицию празднования и по какому поводу?

-Кто герои семейного праздника?

-Кого объединяет?

- Семейный праздник –  это праздник,  созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих  их.

Наши бабушки и дедушки, наши родители, сестры, братья – это самые близкие люди, те, кто дарят нам свое тепло, свою заботу, кто сопровождает нас в самые сложные моменты нашей жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.

-В России главные семейные праздники во многом схожи с  семейными традициями  других стран:дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.

-8 июля-День Петра́ и Февро́нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне Советом Федерации России как «День семьи, любви и верности».

России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов
Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

-Что такое семейные традиции?

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

-Какие традиции существуют в ваших семьях?

-Какие у вас есть семейные праздники?

-Как они проходят?

-Как к ним готовитесь?

-Какие семейные праздники у вас самые любимые?

-Мы рассмотрели зачем нужны семейные праздники,  что это такое, настало время обсудить как это сделать. Как провести семейный праздник?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть  мультфильм «День рождения бабушки». 

- С чего начинается мультфильм?  

- Следовательно, празднику предшествует подготовка.

- Что готовили бабушка и ее внук?    

-  Трудно ли было мальчику подобрать подарок ля бабушки? Почему? Хороший подарок получила бабушка от внука? От других гостей?

- И вот наступил праздник. Как он проходил?  

- Танцы были запланированы? Как еще можно было веселиться?

- Как было украшено помещение? Как еще можно украсить праздник?

- Как вы думаете, всем ли понравился этот день рождения?  

Работа в парах: сделаем выводы и оформим в виде схемы.

Семейный праздник состоит из трех этапов. На первом этапе нужно подготовить подарок, сценарий праздника, угощение и украшение места, где будет проводиться мероприятие. Второй этап – проведение праздника по сценарию. Третий этап – подведение итогов.

                    Семейный праздник

Подготовительный                                  Поведение этап                            Проведение                 итогов

                                      праздника

1.угощение

2.подарки

3. украшение

4. сценарий

-А что такое подарок?

Подарок - предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу. Переносное значение. О предмете, случае, доставшем неожиданное удовольствие.

     СЮРПРИ́З- неожиданный подарок, неожиданность, неожиданная новость.                     

-Как выбирать подарок?

- Какие подарки вы любите получать?

-Какие подарки вы любите дарить?

- Как вы думаете, чем можно испортить праздник? Должны ли быть правила поведения на празднике?  

-Что такое символ?

Символ (То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.)  

Подарки-символы

             Сладости — непременный атрибут многих праздников. Особенно это принято дарить сладости в  Рождество. Символом Рождества (т.е. как мы узнаем, что это Рождество?) — Елка.  Ель, дерево, олицетворяет бессмертие (в старину она украшалась исключительно конфетами и сладостями).

-Чем семейные праздники отличаются от праздников государственных, народных, общечеловеческих.

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

Познавательные УУД: «Прием информации».

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

-Какие подарки принято дарить на:

8 Марта, День учителя, День Святого Валентина?

Работа в группах :дайте советы и рекомендации по каждому пункту подготовительного этапа, по проведению праздника и этапу подведения итогов, запишите их.

1 группа - обсуждает угощение и подарки, 2 – украшение и проведение праздника, 3 – сценарий и подведение итогов.

Советы тем, кто готовит подарки.

При выборе подарка учитывайте вкусы того, кому он предназначен.

Воздержитесь дарить подаренную вам вещь. Это бестактно по отношению к тому, кто ее дарил вам.

Воздержитесь дарить вещи, уже бывшие в употреблении.

Советы тем,  кто готовит угощение.

Угощение должно соответствовать вкусам  присутствующих на празднике. Блюда лучше обговорить заранее.  Угощение не должно быть обильным. Запланировать время приготовления блюд.

Советы тем, кто готовит сценарий праздника.

Сначала составить программу праздника, соответствующую теме. Конкурсные программы чаще составляют из интеллектуальных заданий и заданий на ловкость, силу, скорость.  Призы и костюмы готовят заранее. Каждый член семьи должен внести свой вклад в подготовку к празднику.

Советы тем, кто готовит украшение к празднику.

 Можно украсить комнату плакатами,  стенгазетами, посвященными имениннику, гирляндами и, конечно же, воздушными шарами. Хорошим украшением будут гирлянды, игрушки, яркие банты, бусы, мишура, серпантин, разнообразные композиции из природных материалов, свечи. Цель украшения – создание праздничной атмосферы праздника.

Советы по проведению праздника.

 Нужно позаботиться об общей радостной и легкой атмосфере праздника. Никто не должен быть обделен вниманием. Не забывать соблюдать этикет: выбор одежды зависит от темы праздника, уметь контролировать речь, с любовью и уважением общаться с окружающими.

Советы по подведению итогов.

После проведения обсудить и близкими что понравилось и не понравилось и почему, что необходимо учесть при проведении следующего праздника.

Работа с репродукцией А.В.Маковский «Праздник Светлой Пасхи»

-Что изображено?

-Что находится на столе?

-Как у вас проходит Пасха?

-Что обычно есть на столе?

Задание в парах: подумайте, что может испортить праздник?

Задание: Составьте правила этикета.

Правила этикета( как пригласить гостей)

  1. Пригласить гостей можно по телефону,

по электронной почте, при помощи открытки –приглашения. Главное- приглашать следует лично и заранее, точно  указывая место и время  проведения праздника.

Правила  этикета(для получающего подарок):

  1. принимают подарок стоя, а не сидя;
  2. улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
  3. подарок желательно рассмотреть;
  4. любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Правила выбора подарка:

  1. Выбирая подарок, подумайте, будет ли он...
  2. Самодельный подарок должен быть...
  3. Подарки должны быть...
  4. «Живые» подарки обсуждают...
  5. Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому

Правила этикета( за столом)

  1. Сидеть за столом надо прямо.
  2. Нельзя облокачиваться на стол, качаться на стуле , баловаться.
  3. Никогда не бери нож в рот.
  4. Не ковыряй вилкой в зубах.
  5. Нож должен быть в правой руке , а вилка в левой.
  6. Нельзя брать кушанье из общих тарелок своей вилкой или руками.
  7. Есть надо спокойно, не торопясь.

Задание по группам: написать как можно украсить, что подарить, как провести праздник: Новый год, День Рождения, Пасха.

Обсуждение картины Маковского "ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД"

Константин Егорович Маковский (родился 20 июня (2 июля) 1839 года - умер 17 сентября 1915 года) - один из известнейших русских живописцев.

Вопросы к картине:

- Что изображено на картине?

-  Как одеты люди, какого они сословия?

- Что означает подношение?

- По каким признакам вы можете определить, что это праздник?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Работа со стихотворением О.Бундура «Воскресенье»

Воскресенье - вот везенье! 

Воскресенья так нужны! 

Потому что в воскресенье 

Мама делает блины. 

Папа к чаю чашки моет. 

Вытираем их вдвоем, 

А потом мы всей семьею 

Чай с блинами долго пьем. 

А в окошко льется песня, 

Я и сам запеть готов, 

Хорошо, когда мы вместе, 

Даже если нет блинов.

-О чём это стихотворение?

-Как вы думаете это традиция семьи?

-Кто и как помогал в воскресенье?

-А вы помогаете родителям в домашних делах?

-Что вы делаете?

Работа в группах: Составьте правила поведения на празднике.

Работа со стихотворением:

Е.Г.Новичихина «Два брата».

Мы с братишкою вдвоем маме помогали.

Нас хвалили, а потом по конфетке дали.

Помогать – такой пустяк!

                                     Больше дела нету?

Мы хорошие – за так, а не за конфету!

-Как вы думаете братья помогали в праздничный день?

-Почему?

Задание:Расскажите, что вы помогаете делать родителям в  семейный праздник.

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение; рефлексия.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

6 минут

Работа с пословицами в группе: Прочитайте и объясните смысл.

«Каковы гости – таков и праздник!»;

«Всякая душа празднику рада»;

«Нет праздников, которые не кончались бы»;

«Для ленивца каждый день праздник»;

«У праздника два невольника: одному хочется пить, да не на что купить, а другого потчуют, да пить не хочется»;

«На праздник и у комара сусло (и у воробья пиво)»;

«Добрая свадьба неделю (празднуется попойкою)»;

«У невезучего и в праздник живот болит»;

«Хоть с себя что заложить, да маслену проводить»;

«Для чашников да бражников бывает много праздников».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

Фоторепортаж «праздники в моей семье».

Приложение к уроку

Олег Бундур

«Воскресенье»

Воскресенье - вот везенье! 

Воскресенья так нужны! 

Потому что в воскресенье 

Мама делает блины. 

Папа к чаю чашки моет. 

Вытираем их вдвоем, 

А потом мы всей семьею 

Чай с блинами долго пьем. 

А в окошко льется песня, 

Я и сам запеть готов, 

Хорошо, когда мы вместе, 

Даже если нет блинов.

Е.Г.Новичихин

«Два брата»

Мы с братишкою вдвоем маме помогали.

Нас хвалили, а потом по конфетке дали.

Помогать – такой пустяк!

                                     Больше дела нету?

Мы хорошие – за так, а не за конфету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. План урока английского языка в 4 классе по учебнику Комаровой Ю.А, Ларионовой И.В.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. УМК :Английский язык. Brilliant. Авторы: Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перрет Ж., соответствующий ФГОСПлан урока английского языка в 4 клас...

Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.

В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности"....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по светской этике в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"

Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)  за последствия свобод...

Технологическая карта урока «Золотое правило этики»

Технологическая карта урока по православной культуре по теме "Золотое правило этики" для 4 класса....

Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...