Технологическая карта урока по светской этике в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Назимкова Нина Николаевна

Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)  за последствия свободного выбора поступка (даже будучи свободными)  за последствия свободного выбора поступка;

- формировать  первичные  умения  на основе самоконтроля и взаимоконтроля;

- формировать умения оценивать формы поведения во взаимоотноше-ниях с одноклассниками, друзьями, взрослыми и применять полученные знания на практике;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности

Задачи урока:

- сформировать положительную учебную мотивацию;

- отрабатывать  умение определять тему урока;

- подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность

учебной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: свобода, ответственность, последствия,   преднамеренность, непреднамеренность.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Необходимое оборудование:

- средства ИКТ: интерактивная доска, мультимедийный проектор,    ноутбук;

          - ресурсы, используемые на уроке: стихотворение Сергея Острового, звуки природы (летний луг), диафильм «Приключения Буратино»   по повести А.Толстого, высказывания Б.Шоу, А. Камю, Ж.-П. Сартра,

          П. Тиллиха,  В. Гюго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу ««Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

                                                           Исполнитель: Назимкова Нина Николаевна,

                                                                               учитель начальных классов

                                                                         БОУ СМР «СОШ № 3»

2017г.


Технологическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ.    Основы светской этики.  Класс 4

Базовый учебник: «Основы светской этики 4-5 классы», Москва «Просвещение» 2013, автор уроков А.Я. Данилюк.

Тема урока: Свобода и ответственность.

Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)  за последствия свободного выбора поступка. (даже будучи свободными)  за последствия свободного выбора поступка;

- формировать  первичные  умения  на основе самоконтроля и взаимоконтроля;

- формировать умения оценивать формы поведения во взаимоотноше-ниях с одноклассниками, друзьями, взрослыми и применять полученные знания на практике;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности

Задачи урока:

- сформировать положительную учебную мотивацию;

- отрабатывать  умение определять тему урока;

- подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность

учебной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: свобода, ответственность, последствия,   преднамеренность, непреднамеренность.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Необходимое оборудование:

- средства ИКТ: интерактивная доска, мультимедийный проектор,    ноутбук;

          - ресурсы, используемые на уроке: стихотворение Сергея Острового, звуки природы (летний луг), диафильм «Приключения Буратино»   по повести А.Толстого, высказывания Б.Шоу, А. Камю, Ж.-П. Сартра,

          П. Тиллиха,  В. Гюго.

Планируемые образовательные результаты:

           - предметные: понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора. Уточнить смысл        понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

           - метапредметные: П. развитие  умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием. Устанавливать причинно-следствен-ные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор.

Р. формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

К. развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы; формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

           Развитие  умения оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки. Формирование уважительного отношения к  интересам, ценностям, свободе других людей.

Содержание урока:

Этапы урока,

задачи деятельности

обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся. Формирование положительной учебной мотивации.

3 мин.

Проверка  готовности  к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

(звучит музыка)

Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки…

 Вы стоите, широко раскинув руки, ваш взгляд устремлен ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку, дышите глубоко и ощущаете… легкость, свободу и желание познавать мир.

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Проверка домашнего задания.

Перечитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»  А.С. Пушкина, вы отвечали на вопросы учебника: «В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка?», «Как она поступила?». Охарактеризуйте ее решение.

Высказывания детей.

Волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Личностные: мотивация к новому учебному материалу.

Извлечение необходимой информации из текстов (П)

Осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения (К)

2. Целепола-гание

3 мин.

Чтение стихотворения Сергея Острового:

Возможно по-разному жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя пить, вовремя есть,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.

Как вы поняли, о чем это стихотворение?

Какой вывод для себя можно сделать, прочитав это стихотворение?

Как вы считаете, какое отношение это стихотворение имеет к теме нашего сегодняшнего урока?

Девизом сегодняшнего урока я выбрала слова Б.ШОУ:

СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ.

Как понимаете данное высказывание?

Открывается тема урока: «Свобода и ответственность».

Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.

Познавательные:

поиск и выделение информации.

Познавательные: логические

Осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения (К)

Регулятивные:

принятие и сохранение цели; постановка учебных задач

3. Открытие новых знаний.

Подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)  за последствия свободного выбора поступка.

15 мин.

Физминутка

Просмотр отрывка из диафильма «Приключения Буратино».

РАБОТА В ГРУППАХ

Обсудите в группах и дайте ответы на вопросы:

1. Почему Буратино не прислушался к советам Сверчка?

2. К чему это привело?

3. Сделал ли Буратино выводы из случившегося с ним? Поясните свой ответ.

4. Какой выбор стоял перед Буратино?

5. Перед кем несет ответственность Буратино за свой выбор?

Выслушиваются ответы представителей от каждой группы.

Попробуйте объяснить смысл слова «ответственность».

Работа с учебником.

 Найдите в тексте учебника (стр. 24) ответ, что такое

ответственность.  

Что вы представляете, когда слышите слово «ответственность»? Как оно для вас выглядит? Как звучит? Какие мысли у вас возникают в связи с ним?

РАБОТА В ПАРАХ

 Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры.

        

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо (добро и зло)».

 Называю понятия: свобода, унижение человека, ложь, помощь, дружба, щедрость и т.д.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

 Стр. 25, 1 абзац.

Что такое внутренняя обязанность человека?

 Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

Стр. 25, 2 абзац.

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»

Кто отвечает?  

Люди:

человек,

 родители, дети,

учителя и др.

Перед кем отвечает?

Перед природой,

обществом,

друг перед

другом.

За что отвечает?

За решения,

 поступки

и действия

Обсуждения в группах.

Ответы детей.

Высказывания

детей.

Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Высказывания детей.

1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

        2.Преднамеренность(Заранее обдуманный, умышленный.

 сл. Ожегова)

        3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

Участвуют в игре

(хлопают, если хорошо (добро) и топают, если плохо (зло)).

Способность задавать себе вопросы.

Высказывания детей.

Вывод:

Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.

Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнения других, корректно отстаивать свое мнение (К)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование, анализ и объяснение понятий (П)

Метапредметные:

работа в паре.

Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование, анализ и объяснение понятий (П)

Развитие навыков сотрудничества в парах, умение участвовать в обсуждении, учитывать мнения других, корректно отстаивать свое мнение (К)

Познавательные: логические.

Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение

Метапредметные:

- работа по развитию речи;

- формулирование своих высказываний.

5. Первичное формирование умений на основе самоконтроля и взаимоконтроля

4 мин.

6. Применение полученных знаний.

10 мин.

7. Рефлексия.

4 мин.

РАБОТА В ПАРАХ

Определите отношения ответственности и дополните высказывания:

(выдаются карточки)

Родители несут ответственность за …

Люди несут ответственность за …

Учителя несут ответственность за …

Ученики несут ответственность за …

Врачи несут ответственность за …

Строители несут ответственность за …

Водители несут ответственность за …

Любой поступок влечет за собой какие-либо последствия.  Давайте разберем несколько ситуаций.

1-я ситуация.

Петя и Витя решили прогулять уроки, потому что не выполнили домашнее задание.

Последствия поступка:

- для Пети и Вити?

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках?

- для отношения ребят с родителями?

2-я ситуация.

Карина после школы, не заходя домой,  пошла гулять с девочками, не предупредила родителей. Когда она пришла домой, было уже совсем темно.

- На кого и как мог повлиять поступок Карины?

- Как такой поступок мог повлиять на отношения Карины  с родителями?

3-я ситуация.

Сергей занимается футболом. Его команда должна принять участие в ответственном матче. Сережа пропустил тренировку перед решающим матчем. Он пошел с другом в кино, шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, в которой играет Сергей?

- для отношений Сергея с ребятами?

- для отношений Сергея с тренером?

4-я ситуация.

Саша и Артем катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

- Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?

- На кого еще мог повлиять их поступок?

Обобщение:

прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.

Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.  Гюго В.

Спасибо, ребята, за активную работу на уроке.

Вам понравился урок?

Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выполняют задания на карточках и затем меняются ими для взаимопроверки и обсуждения.

Обсуждение ситуаций  и высказывания детей

С помощью учителя делают выводы: 

- Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

- Свобода без ответственности  - это путь в никуда.

- Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответствен-ность  за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

Оценивают свою деятельность на уроке

Умение работать в парах, развитие навыков сотрудничества; формирование

готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию (К)

Метапредметные:

- работа по развитию речи;

- формулирование своих высказываний.

Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор (П)

Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотноше-ниях с одноклас-

сниками, друзьями, взрослыми (Р)

Регулятивные: оценка действий

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Домашнее

задание.

1 мин.

Обсудите вместе с родителями и дайте ответ на вопрос «Как научиться быть ответственным?» Составьте  памятку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок по светской этике 4 класс "Моральный долг"

Презентация к уроку  "Моральный долг" по новому модулю "Светская этика" для 4 класса. Содержание урока дополнено хужожественными произведениями....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.

В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности"....

Открытый урок по Светской этике. 4 класс

Предлагаю к использованию открытый урок  с презентацией ( готовился для конкурса)....

Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...

«Технологические карты урока «Основы светской этики»

laquo;Технологические карты урока «Основы светской этики» 4 класс...