Открытый урок по Светской этике. 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Шушкова Елена Михайловна

Предлагаю к использованию открытый урок  с презентацией ( готовился для конкурса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_urok.docx66.82 КБ
Файл prezent._na_urok.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №3  с углублённым изучением отдельных предметов имени Г.Панфилова».

Урок по курсу ОРКСЕ.

Модуль « Основы светской этики».

4 класс.

 

автор-составитель:

Шушкова Елена Михайловна,

 учитель начальных классов

первая квалификационная категория.

Номинация:

 Межпредметные связи в процессе преподавания комплексного курса ОРКСЭ

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «  Основы светской этики ».

Тема « Ответственность ». 4 класс

Автор: Шушкова Е.М., учитель начальных классов

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №3  с углублённым изучением отдельных предметов».

Первая квалификационная категория.

Форма работы :  классно-урочная , групповая , индивидуальная.

Учебник «Основы светской этики» под.  Ред.  Т.Д.Шапошниковой.- М. «Дрофа», 2012г

В ходе урока дети  познакомимся с притчами, баснями об ответственности, разберём интересные ситуации из жизни, в игровой форме закрепим полученные знания и ответим на поставленные перед нами вопросы. Оценим свои знания.

Составленная презентация, видеоролики будут несомненно интересны и поучительны для детей. А также то, что ребята сами подготовят чтение стихов и басен, сценку для урока.

Сценарий урока.

Урок по теме « Ответственность».

По курсу ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Цель:

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы «Ответственность»

Задачи:

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

-продолжить  работу по развитию умений работать в коллективе, в паре, в группе;    

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- уточнить смысл понятий: «свобода», «ответственность»;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат:

личностный:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный:

осознание обучающимися  связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметный:

навыки смыслового текста , выражение своего понимания прочитанного;

Основные термины и понятия : свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность, ситуация морального выбора.

Методы:

- словесные;

- частично – поисковые;

- методы самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности:

- коллективная;

- фронтальная;

- групповая;

- парная,

- словарная работа,

- самостоятельная работа с источником информации,

- работа с электронным приложением к учебнику,

- приём « Закончи предложение»,

Технологии, применяемые на уроке:

- игровая,

- здоровьесберегающая,

Оборудование  для детей:

- учебник «Основы светской этики»

-  раздаточный материал (тесты, таблица, лучики солнца, тучки, солнышки)

- фломастеры (четыре цвета)

Оборудование для учителя:

- ноутбук, телевизор

- презентация

- толковые  словари  С. Ожегова, Даля.

- учебник «Основы светской этики» под.  ред  Т.Д.Шапошниковой.- М. «Дрофа», 2012г

- электронное пособие к учебнику «Основы светской этики» (к уроку № 10)

 

Основные термины и понятия:

свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества;

моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к  которым он стремится;

ответственность – эта черта характера личности и её действий, которая говорит о том,  что человек отвечает за собственный свободный выбор;

преднамеренность – это когда  какой – либо поступок совершается сознательно;

внутренняя обязанность – это способность задавать себе вопросы:  « К каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому- нибудь вред?»;

отношения ответственности – это тот, кто несёт ответственность, затем тот, перед кем человек несёт ответственность, то, за что человек несёт ответственность.

“ Каждый человек несет ответственность

перед всеми людьми за всех людей и за всё”.

М.Ф. Достоевского  

Ход урока

 

I.Организационный момент.

Дети входят в класс под песню « Дорогою добра».

Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем и пошлём им свои импульсы доброжелательности.

- Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

А теперь  встанем в круг, возьмёмся за руки , улыбнёмся своему соседу, посмотрим ему  в глаза , передавая  капельку тепла и хорошего настроения.

Садитесь , ребята.

- У вас на столе лежат  «солнышко» и «тучка». Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Дети разбиваются на группы ,  в зависимости от жетонов, которые выбрали.

Это геометрические фигуры разных цветов.

Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники. Независимо от цвета, а только от формы, находят своё место в группе.

II. Повторение   пройденного на прошлом уроке. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы  с вами изучили тему « Совесть».

Давайте немного повторим.

1.Работа с приложением к учебнику « Основы светской этики»

( все вместе).

2.Тест  по теме  «Совесть» (работа в парах).

Далее идёт обсуждение ответов.

III..Введение в тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества.

Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока.

 Беседа.

- А вы знаете, что такое басня? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, прибегаем к помощи словаря стр.144)

- Можно ли считать басню произведением, которое учит людей этике? Обоснуйте свой ответ.

- А каких баснописцев вы знаете? (Ответы детей)

- Сейчас вы прослушаете басню, постарайтесь определить, о каком нравственном качестве идет речь?

  1.  Чтение по ролям подготовленными учащимися басни « Об Эзопе» (учебник, стр.61)

- Почему Эзоп ответил Ксанфу, что человек в бане только один?

- Как вы думаете, почему остальных людей Эзоп не посчитал настоящими людьми?

- Какое нравственное качество проявил один единственный человек в этой басне?

Предполагаемые ответы детей: трудолюбие, ответственность и т.д.

В качестве эпиграфа к уроку  я взяла слова великого писателя и мыслителя Михаила  Достоевского

“ Каждый человек несет ответственность  перед всеми людьми за всех людей и за всё”.

- Как вы понимаете это высказывание? 
- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)  

IY.Изучение нового материала

Сегодня мы поговорим об ответственности ( название темы появляется на доске).

Будем учиться нести ответственность за себя и за тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?». Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.

Подумайте, на какие вопросы надо ответить в ходе урока, чтобы  они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.  

Что такое?  

Кто?

За что?

Последствия?

Какие качества?

Примеры?

  Итак, каждый из нас несёт ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом, за их здоровье, жизнь, благополучие.

Первый вопрос, что же такое ответственность. Я предлагаю трем учащихся класса индивидуально поработать с учебником и словарями. ( дети ищут определения).

  1. .Пока ребята работают, я хочу рассказать вам притчу, которая называется

 «Притча о мудреце и бабочке».

          Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек,  завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

 - Как вы думаете, какую важную мысль хотел донести до нас автор притчи?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Я считаю, что все в моих руках, потому что я отвечаю за жизнь бабочки.

- Я думаю, что бабочка – это живое существо, она маленькая и беззащитная, я не имею права лишить её жизни.

- Я считаю, что у каждого человека есть выбор – что делать и как поступить.

Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

- Можно ли как-то соотнести это мудрое высказывание с текстом притчи?

Предполагаемые ответы:

- Если бы этот человек убил эту бабочку, это бы означало, что ему ничего  не стоило убить и другое животное, может даже и человека.

А сейчас послушаем ребят, которые работали с  определениями в учебнике и словарях.

1)«Ответственность – это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор». ( учебник)

2) Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. 
( Толковый словарь Даля) 


3 )Необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. 
(Словарь Ожегова) 
Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.

Ответственность-это нравственное качество, включающее  готовность и обязанность отвечать за свои поступки и их последствия.

Запишем в тетрадь одну мудрую мысль: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». (П. Тиллих)

А теперь немного поиграем.

Игра “Паровозик”.  Вызывается по одному человеку из каждой группы. “Четвёрка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в четвёрке – “голова” паровозика, остальные должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “четвёрки” не побывает в роли “головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Какие качества характера свойственны ответственному человеку? 

На экране написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку. Поработайте в группах и решите.


честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

 

Работа в группах ( карточки)
         Каждый несет ответственность за что-то или кого-то. Ответьте, какую ответственность несет:

- мама, папа ( родители)

-люди

- врачи

- учителя

- строители

- ученики

- Определите отношения  ответственности и заполните таблицу

дополни высказывания:

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди  несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители  несут ответственность за______________________.

Предполагаемые ответы детей. Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.    

 Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»     

Отношения ответственности

Кто несет ответственность?                                                За что  человек несет ответственность?

(Родители, дети, учителя, люди)                                                           (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

        Может ли человек нести ответственность за то, что не совершал?

Предполагаемый ответ: нет. Сейчас проверим ваши предположения.

– Для размышления вам предлагается  ситуация. Прочитайте и подумайте, кто должен нести ответственность?

Игра « Проголосуй ногами»:

  • Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред…

Те, кто считают, что ответственность несет тот,!!! кого толкнули,  встаёт с мест и располагаются около стульев, кто считает, что  ответственность несёт тот,
!!!кто толкнул – у доски, !!!затрудняюсь с ответом – сидят на своих местах. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе

(он не несёт ответственности, ответственность несёт тот, кто толкнул, так как он мог не толкать) .

Вывод: отвечать за причиненный вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать.

Итак, он толкнул нарочно, обдуманно, осознанно – значит преднамеренно.

        Прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека.

Человек должен отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий.

Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.  

-Ответственность  с годами растет и является как бы пропуском во взрослую  жизнь.

Разбор других подобных ситуаций на слайдах.

Y. Закрепление изученного материала на уроке.

Просмотр клипа об ответственности.

- Любой поступок влечёт за собой какие-либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться.

Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.

 1-я ситуация. Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

2-я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

3-я ситуация. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

4-я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

Последствия поступка:

- для мальчиков

-  на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. - Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

-  Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как? 

Предполагаемые ответы детей : безответственно.

.     Поиграем в игру «Ответственно или безответственно». 

         - Я буду приводить примеры поступков. Если ответственно - хлопаем, если безответственно - топаем.

          Вы съели целый пакет любимых конфет.

Вы не выучили стихотворение.

Вы едите достаточно овощей и фруктов.

Вы выгуливаете собаку.

Вы плохо продежурили в кабинете.

В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.

Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.

           ВИДЕРОЛИК- Слово священнику- что такое ответственность с позиции               православия, церкви.

 Послушайте стихотворение  «Уехали» А.Л.Барто

Читают подготовленные дети.

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

-Почему щенок не пустил ребят?

-Как они поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

   Рефлексия.

- Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.  

- Вам понравился урок?

-  Я предлагаю вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

Сегодня я узнал…

      Было трудно…

      Я понял, что…

      Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Закончите высказывание

Я сорвал розу, и она завяла,

Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.

И тогда я понял... (все живое требует ответственного отношения).

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу планету, понять ее, украсить и подарить своим детям. Помните, что Родина – это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Сделайте так, чтобы вместо зла в твоем сердце было добро.

Домашнее задание.

Прочитай сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ответь на вопросы.

Почему Маленький принц остался на планете?

Чему нас научил Маленький принц?

Согласен ли ты с ним?

Ребята, если вам понравился наш урок, то прикрепите к нашему солнышку на доске жёлтый лучик, а если- нет, то оранжевый. Группы по очереди выходят к доске.

Если останется время на уроке, то можно провести тест.

Тест « Какой я»

1.Если кто-то поскользнулся и упал... 
а)Я засмеюсь. 
Б)Я помогу подняться. 
в)* Молча пройду мимо. 
2.Когда кто-то просит меня о помощи... 
А)Я постараюсь помочь. 
б) * А какая мне от этого будет польза? 
в)Вот ещё! Своих дел полно. 
3.Если весь класс кого-то дразнит ни за что, я... 
а)Буду дразнить вместе со всеми. 
Б)Заступлюсь. 
в) * Ничего не сделаю. Пусть сами разбираются. 
4.Если кто-то не понял задания... 
А)Я попробую ему объяснить. 
б)* Пусть сам думает. 
в)Посмеюсь над его глупостью. 
5.Если мой друг попал в неловкую ситуацию... 
А)Я об этом забуду и не буду напоминать. 
б)Буду подшучивать над ним. 
в) * Не знаю. 
6.Если меня попросили подтянуть однаклассника по математике... 
А)С удовольствием помогу. 
б)* Ну, надо так надо. 
в)И не подумаю! 
За большую букву ( например не просто "а", а "А")поставь 0 баллов, за букву после которой стоит * поставь 1 балл, а за обычную букву 2 балла. Сколько у тебя получилось?


от 0 до 3: 
Ты стараешься помогать людям.Не смеёшься над их недостатками..Молодец! 
от 4 до 8: 
Иногда ты можешь кому-нибудь помочь, но обычно требуешь за это плату.Это не хорошо.Дружба не строится на отношениях"Ты - мне - я тебе"! 
от 9 до 12: 
Ну, ты как старуха Шапокляк!"Кто людям помогает, тот тратит время зря"?Не боишься, что придёт момент, когда тебе понадобится помощь, а все от тебя отвернутся? 

Свои результаты дети вслух не озвучивают.
Не переживайте те ребята, у кого не очень  положительные результаты получились. У вас ещё вся жизнь впереди. Старайтесь и вы вырастите  хорошими людьми.

Кто?

                      За кого?

Родители

Учителя

Строители.

Ученики

Врачи.

Люди


Ход урока

 

I.Организационный момент.

Дети входят в класс под песню « Дорогою добра».

Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем и пошлём им свои импульсы доброжелательности.

- Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

А теперь  встанем в круг, возьмёмся за руки , улыбнёмся своему соседу, посмотрим ему  в глаза , передавая  капельку тепла и хорошего настроения.

Садитесь , ребята.

- У вас на столе лежат  «солнышко» и «тучка». Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Дети разбиваются на группы ,  в зависимости от жетонов, которые выбрали.

Это геометрические фигуры разных цветов.

Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники. Независимо от цвета, а только от формы, находят своё место в группе.

II. Повторение   пройденного на прошлом уроке. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы  с вами изучили тему « Совесть».

Давайте немного повторим.

1.Работа с приложением к учебнику « Основы светской этики»

( все вместе).

2.Тест  по теме  «Совесть» (работа в парах).

Далее идёт обсуждение ответов.

III..Введение в тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества.

Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока.

 Беседа.

- А вы знаете, что такое басня? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, прибегаем к помощи словаря стр.144)

- Можно ли считать басню произведением, которое учит людей этике? Обоснуйте свой ответ.

- А каких баснописцев вы знаете? (Ответы детей)

- Сейчас вы прослушаете басню, постарайтесь определить, о каком нравственном качестве идет речь?

  1.  Чтение по ролям подготовленными учащимися басни « Об Эзопе» (учебник, стр.61)

- Почему Эзоп ответил Ксанфу, что человек в бане только один?

- Как вы думаете, почему остальных людей Эзоп не посчитал настоящими людьми?

- Какое нравственное качество проявил один единственный человек в этой басне?

Предполагаемые ответы детей: трудолюбие, ответственность и т.д.

В качестве эпиграфа к уроку  я взяла слова великого писателя и мыслителя Михаила  Достоевского

“ Каждый человек несет ответственность  перед всеми людьми за всех людей и за всё”.

- Как вы понимаете это высказывание? 
- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)  

IY.Изучение нового материала

Сегодня мы поговорим об ответственности ( название темы появляется на доске).

Будем учиться нести ответственность за себя и за тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?». Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.

Подумайте, на какие вопросы надо ответить в ходе урока, чтобы  они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.  

Что такое?  

Кто?

За что?

Последствия?

Какие качества?

Примеры?

  Итак, каждый из нас несёт ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом, за их здоровье, жизнь, благополучие.

Первый вопрос, что же такое ответственность. Я предлагаю трем учащихся класса индивидуально поработать с учебником и словарями. ( дети ищут определения).

  1. .Пока ребята работают, я хочу рассказать вам притчу, которая называется

 «Притча о мудреце и бабочке».

          Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек,  завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

 - Как вы думаете, какую важную мысль хотел донести до нас автор притчи?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Я считаю, что все в моих руках, потому что я отвечаю за жизнь бабочки.

- Я думаю, что бабочка – это живое существо, она маленькая и беззащитная, я не имею права лишить её жизни.

- Я считаю, что у каждого человека есть выбор – что делать и как поступить.

Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

- Можно ли как-то соотнести это мудрое высказывание с текстом притчи?

Предполагаемые ответы:

- Если бы этот человек убил эту бабочку, это бы означало, что ему ничего  не стоило убить и другое животное, может даже и человека.

А сейчас послушаем ребят, которые работали с  определениями в учебнике и словарях.

1)«Ответственность – это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор». ( учебник)

2) Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. 
( Толковый словарь Даля) 


3 )Необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. 
(Словарь Ожегова) 
Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.

Ответственность-это нравственное качество, включающее  готовность и обязанность отвечать за свои поступки и их последствия.

Запишем в тетрадь одну мудрую мысль: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». (П. Тиллих)

А теперь немного поиграем.

Игра “Паровозик”.  Вызывается по одному человеку из каждой группы. “Четвёрка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в четвёрке – “голова” паровозика, остальные должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “четвёрки” не побывает в роли “головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Какие качества характера свойственны ответственному человеку? 

На экране написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку. Поработайте в группах и решите.


честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

 

Работа в группах ( карточки)
         Каждый несет ответственность за что-то или кого-то. Ответьте, какую ответственность несет:

- мама, папа ( родители)

-люди

- врачи

- учителя

- строители

- ученики

- Определите отношения  ответственности и заполните таблицу

дополни высказывания:

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди  несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители  несут ответственность за______________________.

Предполагаемые ответы детей. Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.    

 Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»     

Отношения ответственности

Кто несет ответственность?                                                За что  человек несет ответственность?

(Родители, дети, учителя, люди)                                                           (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

        Может ли человек нести ответственность за то, что не совершал?

Предполагаемый ответ: нет. Сейчас проверим ваши предположения.

– Для размышления вам предлагается  ситуация. Прочитайте и подумайте, кто должен нести ответственность?

Игра « Проголосуй ногами»:

  • Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред…

Те, кто считают, что ответственность несет тот,!!! кого толкнули,  встаёт с мест и располагаются около стульев, кто считает, что  ответственность несёт тот,
!!!кто толкнул – у доски, !!!затрудняюсь с ответом – сидят на своих местах. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе

(он не несёт ответственности, ответственность несёт тот, кто толкнул, так как он мог не толкать) .

Вывод: отвечать за причиненный вред должен тот, кто толкнул, потому что он мог этого и не делать.

Итак, он толкнул нарочно, обдуманно, осознанно – значит преднамеренно.

        Прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека.

Человек должен отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий.

Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.  

-Ответственность  с годами растет и является как бы пропуском во взрослую  жизнь.

Разбор других подобных ситуаций на слайдах.

Y. Закрепление изученного материала на уроке.

Просмотр клипа об ответственности.

- Любой поступок влечёт за собой какие-либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться.

Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.

 1-я ситуация. Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

2-я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

3-я ситуация. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

4-я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

Последствия поступка:

- для мальчиков

-  на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. - Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

-  Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как? 

Предполагаемые ответы детей : безответственно.

.     Поиграем в игру «Ответственно или безответственно». 

         - Я буду приводить примеры поступков. Если ответственно - хлопаем, если безответственно - топаем.

          Вы съели целый пакет любимых конфет.

Вы не выучили стихотворение.

Вы едите достаточно овощей и фруктов.

Вы выгуливаете собаку.

Вы плохо продежурили в кабинете.

В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.

Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.

           ВИДЕРОЛИК- Слово священнику- что такое ответственность с позиции               православия, церкви.

 Послушайте стихотворение  «Уехали» А.Л.Барто

Читают подготовленные дети.

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

-Почему щенок не пустил ребят?

-Как они поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

   Рефлексия.

- Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.  

- Вам понравился урок?

-  Я предлагаю вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

Сегодня я узнал…

      Было трудно…

      Я понял, что…

      Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Закончите высказывание

Я сорвал розу, и она завяла,

Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.

И тогда я понял... (все живое требует ответственного отношения).

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу планету, понять ее, украсить и подарить своим детям. Помните, что Родина – это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Сделайте так, чтобы вместо зла в твоем сердце было добро.

Домашнее задание.

Прочитай сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ответь на вопросы.

Почему Маленький принц остался на планете?

Чему нас научил Маленький принц?

Согласен ли ты с ним?

Ребята, если вам понравился наш урок, то прикрепите к нашему солнышку на доске жёлтый лучик, а если- нет, то оранжевый. Группы по очереди выходят к доске.

.

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания. Тест по теме « Совесть»

Слайд 2

Эпиграф к уроку « Каждый несёт ответственность перед всеми людьми и за всех людей и за всё» М.Достоевский

Слайд 3

Ответственность

Слайд 4

Что такое ? Кто? За что? Последствия Какие качества? Примеры

Слайд 8

Ответственность - это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Слайд 9

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. (из словаря С.И.Ожегова )

Слайд 10

Ответственность - это нравственное качество,включающее готовность и обязанность отвечать за свои поступки и их последствия.

Слайд 11

Поиграем ПАРОВОЗИК

Слайд 12

Отношения ответственности Кто? Перед кем? За что? дети родители учителя учащиеся перед друг другом, перед обществом перед природой за поступки, за действия

Слайд 13

Кто? За кого? За что? Родители Учителя Дети Люди Друг

Слайд 14

Родители несут ответственность за своих детей.

Слайд 15

Ответственность за хорошую учёбу в школе

Слайд 16

Ответственность детей за жизнь и здоровье престарелых родителей

Слайд 17

Дети несут ответственность за порученные им дела.

Слайд 18

Ответственность за сохранение своего жилища

Слайд 19

Ответственность за природу, которая нас окружает

Слайд 20

Ответственность за тех, кого приручили

Слайд 21

Ребенок разбивает нечаянно вазу. Должен ли он нести за это ответственность? Это действие не будет наказано; Это оплошность, за которую он не несет ответственность; Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить; Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.

Слайд 22

Практикум Перед вами ситуация морального выбора. Какое решение вы примите? Готовы ли вы взять на себя ответственность?

Слайд 23

Работаем в группах

Слайд 24

За что в этой жизни человек несёт ответственность?

Слайд 25

За что отвечает человек? За друзей; За все, что его окружает в обществе и в природе; За себя и своих родителей; Все ответы верны.

Слайд 27

Мы в ответе за тех, кого приручили

Слайд 28

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Закончи предложение:

Слайд 29

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… БЫЛО ТРУДНО… Я ПОНЯЛ, ЧТО… МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ… РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 30

Закончите высказывание Я сорвал розу , и она завяла, Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони. И тогда я понял……

Слайд 31

Домашнее задание: 1)Прочитать урок 13 ; Записать в тетрадь условия ответственного поведения Учебник стр.61-65 2) Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (составить памятку, например: 1. Не забывать своих обещаний; 2. Выполнять порученные дела в срок; 3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)

Слайд 32

Прочитай сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ответь на вопросы. Почему Маленький принц остался на планете? Чему нас научил Маленький принц? Согласен ли ты с ним? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Слайд 33

Спасибо за УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по светской этике 4 класс "Моральный долг"

Презентация к уроку  "Моральный долг" по новому модулю "Светская этика" для 4 класса. Содержание урока дополнено хужожественными произведениями....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

Открытое занятие по светской этике "Человек рожден для добра"

Дать понятие о добре и зле; активизировать познавательную деятельность уч- ся; дать представление о золотом правиле нравственности...

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

Презентация по теме "Наша Родина - Россия" к уроку по светской этике в 4 классе

Тема  "Наша Родина - Россия" - первая тема, которая рассматривается при изучении курса ОРКСЭ. Очень важно показать ребятам величие нашей страны. Ребята 4-го класса знакомятся с основным богатство...

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)Курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика»Задача уроков ОРКСЭ – создание условий для духов...

Открытый урок по светской этике на тему "Справедливость"

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием справедливость, а также с помощью тестирования узнают на сколько они справедливы....