Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
план-конспект урока (4 класс) по теме

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;

-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_etike.odt24.52 КБ

Предварительный просмотр:

                      Открытый урок  по предмету «Основы светской этики»

Класс 4

                        Тема : Жизнь священна

Цели: -дать представление о понятиях:  жизнь человека,  единые общечеловеческие ценности;

           -учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность;

       Личностные результаты:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

       Предметные результаты:

-осознание ценности человеческой жизни.

    Метапредметные результаты:

     -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Мультимедийный экран.
  • Слайды.
  • Комплект карточек для учителя и учащихся

                                                       Ход урока

1.Работа в тетрадях. Слайд №1

  • Прочитайте слова. Одинаковый ли отклик вызывают они или разный?
  • Почему?
  • Выпишите 5 наиболее значимых для вас понятий .
  • Объясните свой выбор.
  • (после высказываний уч-ся учитель делает обобщение) Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?
  • ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

2.Знакомство с видами потребностей. Слайд №2

  • Посмотрите на слайды и скажите , что изображено. Для чего они нужны человеку? Почему сохраняем?
  • Вывод: существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

Приведите свои примеры.

  • Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа?

3.Знакомство с понятиями ДУХ-ДУША- ДУХОВНОСТЬ Слайд№3

  • Прочитайте слова. Близкие понятия?

Обратимся к словарям. Слайд №4

 Толковый словарь Ушакова

            Дух-бодрость, моральная сила, готовность к действию.

           Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

            Духовность -  отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа

 

Словарь Ожегова

            Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными

           Дух- внутренняя, моральная сила

            Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание

 -Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

    -Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?

  -Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?

    4.Притча «Сосуд жизни» ( можно наглядно продемонстрировать)
         
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

     И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

               - Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

  -Так в чём же истина?

 Слайд №5

 Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

 5.Определение темы урока.

 -Что же может стать для человека главным и высоким?

 -Каков главный смысл понятия жизнь?

 -К чему стремится человек?  ( к созидательству)

 -Назовите противоположное значение . (разрушение) Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

 -Какая же простая нравственная истина становится главной?

Слайд №6                           - ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.

 -Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует?( жизнь неприкасаема )

  6.Работа с изречениями. Слайд №7

 ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.  

                                                                                                                                          Сенека

    ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.

                                                                                                        Омар Хайям

  -Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт.

  7.Работа в тетрадях.

  •   -Запишите, что вы считаешь в жизни главным для себя. Что для вас жизнь?

  8. Домашняя работа.

  -Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и  полезности.

                 

                                            Литература.

  1. Интернет
  2. Журнал «Этическое воспитание» № 3, 2010г А.И. Шемшурина д.п.н., профессор, зав. Лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО
  3.  Словари Ожегова,Ушакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые занятия по предмету "Основы светской этики"

Выступление - отчет работы по предмету "Основы светской этики". Подготовка к проектам....

Открытое занятие по предмету "Основы светской этики"

Тема занятия: "Милосердие - закон жизни" 4 классТип урока:  комбинированный.Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, ум...

Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"

Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку....

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Использование интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики» в 4 классе

в современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные ...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

открытый урок по основам светской этике 4 класс .Тема "Честь и достоинство"

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.Формы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.Цель: способствовать формированию мотиваций к  осознанному нравственному поведению...