открытый урок по основам светской этике 4 класс .Тема "Честь и достоинство"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Чиркова Галина Григорьевна

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Формы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цель: способствовать формированию мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании моральных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_dostoinstvo.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Честь и достоинство»

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Формы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цель: способствовать формированию мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании моральных ценностей.

Задачи:

           Образовательные:

- способствовать формированию понятий: честь и достоинство;

- учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;

- помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

Развивающие: 

- развивать  представления о значении нравственных норм и ценностей;

- находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные: 

-  сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание, понимание необходимости учения;

- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные:

- способствовать выполнению «открытия» новых знаний;

- развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- создать условия для совместного решения учебной задачи;

- развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;

- продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике

- способствовать высказыванию детьми своего мнения;

- развивать умение работать с разными видами информации.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Я рада вас приветствовать на очередном  занятии  курса «Основы  светской этики».    Улыбнитесь друг другу и пожелайте  мысленно удачи .

II.АОЗ.

1.Погружение в тему.

- Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним, чему мы учимся  на занятиях «Основы светской этики».

(мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки)

-Сегодня мы продолжим разговор о нравственных понятиях.

- Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока я предлагаю послушать Притчу.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится».

-В чем заключается основная  мысль притчи?

-Почему Честь не сказала, как вновь ее найти?

(утерянную честь не вернуть)

- Прочитайте высказывание известного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего».

- Что общего в высказывании и притче?

 ( речь идет о чести  и достоинстве)

- Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?

(- На доске два силуэта.)  

-Верно, мы сегодня будем вести разговор о таких нравственных понятиях как честь и достоинство.

 (Подставляю слова :   честь  достоинство)

- Мы живем сейчас в очень непростое время. Бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять.

Ведь так непросто нам порой, решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой  

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой, благополучие иль честь,

Покорность  или бой, отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

- Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? .

-Какие задачи поставим перед собой?

Выяснить, что такое честь и достоинство

Рассмотреть (вспомнить) примеры чести и достоинства в художественных произведениях и из жизни людей

Проанализировать себя, свое поведение с позиции новых понятий

-Откройте учебник на  с.46, прочитайте, что предлагают узнать авторы учебника.

III. Работа по теме .Открытие новых знаний.

Попробуем разобраться в этих понятиях.

1. Такие привычные и знакомые слова. Употребляя их в разговоре, мы едва задумываемся над значением этих слов. Что такое честь?

2. Составление кластера.

-Какие слова вы сможете отнести к слову честь? Подобрать слова синонимы.

 (верность, справедливость, порядочность, честность, благородство)

- я бы добавила слова  ….честно,чествовать.., воспитанность….

(слайд)

2.  Вы назвали слова честно, честный. В каких ситуациях мы употребляем в своей речи  эти слова?

(Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)

-Иногда вы даете обещание «Честное слово». В каких случаях это бывает?

- Значит, когда по-вашему , проявляется честь?

(честь проявляется , когда действуешь по правилам, без обмана?)

– По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».

-Чем победители и почётные гости заслуживают такое  отношение к себе?

(Чествуют победителей и героев  в знак уважения.)  

Вывод:  -Что же становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?

(Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.)

3. На слайде  картины:   военные, спортсмены,

- Кто изображен на слайде?

-Почему я к нашему уроку подобрала эти иллюстрации?

-Существуют понятия « воинская честь, гражданская честь, спортивная  честь».

- А что значит воинская честь?  (Защита своей Родины)

Честь во все времена считалась важнейшим духовным качеством офицера .

Когда-то в российской армии существовала такая краткая, но очень емкая формула : «Жизнь Отечеству - честь никому»

- Но , существует выражение «отдать честь» ( слайд) , в каком случае так говорят?  (приветствие старшего по званию)

(Паша  о брате (спросит у брата, что такое  воинская честь)- служит в военном училище

      - А что значит «Спортивная честь.» ( Спортивные олимпиады- отстаивать честь страны на международных соревнованиях,) (Пример наших выпускников – Вербицкий Коля  -чемпион России по легкой атлетике. )- защищает честь России.

с.47. паралимпийцы.- пример мужества Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.

-Кому из вас или ваших родителей приходилось отстаивать спортивную честь ? – примеры.

-Мы не военные, не все занимаемся спортом. Но все мы граждане. – Может ли у нас с вами быть гражданская честь, и в чем она проявляется.?

- Приведите примеры  проявления гражданской чести?

-Ребята, вы читаете много разных книг. Я вам взяла ,как пример, несколько произведений.(«Честное слово», «Золотая антилопа», и Маршака) Слайд

- Какие поступки героев этих произведений соответствует понятиям чести ?

. Пантелеев «Честное слово»

(В рассказе «Честное  слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом»,  сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.

- Так почему же мальчик не ушел? (Он дал честное слово)

- Что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

( Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно,  с уважением.)

- Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.

- В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

        В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.

- Какие моральные качества присущи этим героям?   (Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам).(Слайд)

Часто моральные поступки  Человек чести совершает  непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.  Можно сказать – это воспитанность человека.

(На доске : честь-воспитанность)

III. Первичное закрепление.

1.Работа в группах.

-Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

(Собрать все определения, заслушать два)

2.А теперь давайте прочитаем, как в учебнике дается определение этому слову.с.46- 2,3 абзацы

-Совпало ваше определение с определением в учебнике?

 -Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим  добрым именем и боится запятнать его плохими делами и поступками

- Кого из своего окружения или близких, вы можете назвать человеком чести?

Мы выяснили, что обозначает слово честь. Я приведу еще одно определение этого слова из словаря В.И.Даля.

В.И.Даль.  «Честь –это внутреннее достоинство человека»

IV. Продолжение работы по теме.

1.    -Что же  такое достоинство человека? Как вы понимаете это слово?

-  Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. (Возможно, вы вспомните про его надёжность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое.)

 2.- - Коллективная работа, фронтальная работа.

- А чтобы нам стало совсем понятно значение слова достоинство, , поиграем в слова.   Нужно к каждой букве этого слова подобрать слово- описание хороших  человеческих качеств.                     (Прием «Круги на воде»)

Например: (Д-доброта, О - отзывчивость, общение, открытость, С – смелость, старательность, сочувствие, справедливость, Т – трудолюбие, терпение, И- искренность, Н- надежность, нравственность,  В – великодушие)

Вывод: То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.

1.В учебнике дается определение слова достоинство. Прочитайте в учебнике с.46-47.. (Приём инсерт. )  2 мин

- Работаем с карандашом. Читаете, помечая значками :

«V» -уже знал

«+» - новое для меня

«-»- думал иначе

«?»- есть вопрос, не понял

- Что нового для себя отметили? Отметили ли что-то значком «уже знал»?

Итак –достоинство это-( Осознание своих прав, правом каждого человека на уважение, честно живет, отличает добро от зла, справедливый) В достоинстве выражено представление людей о равенстве. )

В словаре  С.И.Ожегова-определение слову достоинство дается так:

Это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Т.е.  Достоинство помогает осознать собственную ценность

Достоинство –осознанность.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах.

  Упражнение «Собери высказывание». Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами.  Вам необходимо  из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.

(Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного).

- Как вы понимаете это высказывание?  Приведите примеры из нашей школьной жизни.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного. Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

-Вывод:  Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).

V.  Рефлексия.

- В начале урока мы определили задачи, над которыми будем работать. Выяснили, что такое честь и достоинство. ( На доске определения)

. 1.Работа в группах.  

-Соотнесите на карточке слова так, чтобы мы могли увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека.

На листочках  два силуэта и слова:  умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым,  уважает достоинство других и не теряет собственного

Стрелками отметить, какие слова отнесем к понятию- человек чести, а какие к понятию- достойный человек.

Проверка. От каждой группы по одному слову на доску.

Человек чести:

Умение сдержать свое слово

Прийти на помощь слабым

Не предать друзей,Родину

Не изменить своим моральным принципам

Достойный человек

Живет честно, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым,  уважает достоинство других и не теряет собственного

Слова  честь и достоинство близки по смыслу.

Но между ними есть различие.  Каково же оно?

Честь- воспитанность, (поступает так, чтобы заслужить уважение) Достоинство- осознанность.(Уважение к себе)

VI. Итог урока.

 -Что необходимо делать, чтобы  воспитывать в себе честь и развивать достоинство?

Занятия спортом, хорошая учеба, добрые отношения между собой…

Честь и достоинство необходимы в те моменты , когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества и не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид, потому что он уважает себя и других. Это главные качества человеческой души, и, тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитать их в себе, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

3. Русский народ сочинил много пословиц о чести.. На слайде даны пословицы. Соберите  их.  

 Объясните  их смысл .

У вас на столах цветовые карточки.

Зелёная карточка – - согласны   с высказываниями

Жёлтая карточка – - согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.

Красная карточка –  - не согласны, так не поступили бы.

3. Написать Синквейн к словам честь и достоинство.

Итог: вернуться к высказыванию Достоевского.

Притча или стихотворение

Д.з. Написать мини-сочинение «Честь и достоинство моей семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"

В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование ...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"

Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку....

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики "Человек рождён для добра"

Знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле. Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия доб...