Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
методическая разработка (4 класс) по теме

Цели:
Дети: 
Формируют первоначальные представления о светской этике;
Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учитель:
Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;
Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Оборудование:
Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк, 
издательство «Просвещение», 2012 год;
мультимедийное оборудование;
диск с музыкой: «Одинокий пастух», 
«Мир похож на цветной луг»
презентация к уроку;
таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;
ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Новомосковск

Тульской области

Урок №2

по учебнику «Основы светской этики»

ТЕМА. «Что такое светская этика».

Учитель: Гринёва Галина Ивановна

        

Цели:

Дети:

Формируют первоначальные представления о светской этике;

Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учитель:

Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;

Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Оборудование:

Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк,

издательство «Просвещение», 2012 год;

мультимедийное оборудование;

диск с музыкой: «Одинокий пастух»,

«Мир похож на цветной луг»

презентация к уроку;

таблички со словами:  ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;

ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.

Ход урока.

  Организационный  момент.

Звучит музыка «Одинокий пастух»

Учитель:

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама, как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для вас!

(В. Боков)

Проверка домашнего задания.

Учитель:

- О чём беседовали с родными и друзьями?

Что нового узнали для себя?

Учащиеся рассказывают историю названий улиц города.

Работа над новым материалом.

Работа с цитатами.

Учитель:

- Как вы понимаете смысл этих цитат?

«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».

                                                                 Омар Хайям.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

                                                                  Лев Николаевич Толстой.

Учитель:

- Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке.

Дети:

- О добре и зле.

Учитель:

-На уроках  мы  изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…

- Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?

Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.

Дети;

-Этика.

Учитель:

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?

Дети:

- Мы хотим узнать, что такое светская этика?

Что она предполагает?

Учитель:

- Давайте запишем тему урока:

Что такое светская этика.

- Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель , который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.

Работа со словарём С. И. Ожегова.

- Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».

Дети:

Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Учитель:

- Итак, этика – это учение о морали.

У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»

Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике?

Дети читают статью учебника на стр. 6-7.

Учитель:

- С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.

Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.

Дети:

Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Работа с учебником.

Чтение учащимися 2 и 3 абзаца учебника на стр. 7.

Работа над притчей о добре и зле.

( Инсценирование.)

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

- Конечно, нет! – ответил юноша.

- А воровать?

-Нет!

-А убивать?

- Нет…

- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!»

Учитель:

- О чём эта притча? ( О добре и зле).

- Чему она нас учит? ( Не совершать зла).

- Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.

- Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.

- Как же нам сделать мир добрее?

Дети:

 - Совершать добрые дела.

Работа с учебником.

Чтение учащимися 4 абзаца учебника на стр. 7.

Работа с притчей о добре и зле.

Учитель:

- Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом.

«Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.

 - В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой - же волк побеждает в конце?

 Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.

Учитель:

 - Различают этику религиозную и светскую.

 Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.

- А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7?

Работа по учебнику.

Учитель:

С раннего детства перед ребятами встаёт проблема:

Что такое хорошо и что такое плохо?

Работа с презентацией.

Чтение стихотворения В. В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Закрепление.

Чем наука «Этика» помогает человеку?

- Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и отрицательные (тёмная часть доски):

Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость;

Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение.

   Рефлексия.

Учитель:

- Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось?

Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?

Так что же такое  светская этика?

Дети:

- Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

(Последний абзац параграфа).

   Домашнее задание.

Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика».

Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки героев, проиллюстрировать.

   Итог урока.

Учитель:

- А как вы представляете себе добрый мир?

Дети:

- Это солнце, это небо, это луг с цветами.

Коллективная работа.

Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по предмету «Основы светской этики» Урок№2 Тема: «Что такое светская этика» Учитель: Гринёва Г.И. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Новомосковск

Слайд 2

Цветёт над тихой речкой яблоня, Сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная, Она сама, как дивный сад.

Слайд 3

Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра, Какая Родина богатая, Не сосчитать её добра.

Слайд 4

Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз. Какая Родина счастливая, И это счастье всё для вас.

Слайд 5

« Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан». Омар Хайям

Слайд 6

« Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как меньше зла, как можно больше добра». Лев Николаевич Толстой

Слайд 7

Аристотель –древнегреческий философ, основатель науки «Этика».

Слайд 8

Фреска Рафаэля «Афинская школа». На ней художник изобразил великих мыслителей. В центре фрески мы видим фигуру Платона. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Слайд 9

«Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе». С. И. Ожегов

Слайд 10

«Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность». С. И. Ожегов

Слайд 11

«Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». С. И. Ожегов

Слайд 12

Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук. - Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

Слайд 13

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 14

Владимир Владимирович Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Слайд 15

Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? У меня секретов нет, - слушайте детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке.

Слайд 16

- Если ветер крыши рвет, если град загрохал , - каждый знает - это вот для прогулок плохо.

Слайд 17

Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям.

Слайд 18

Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, - ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.

Слайд 19

Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Слайд 20

Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку.

Слайд 21

Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом! - Этот мальчик так хорош, загляденье просто!

Слайд 22

Если ты порвал подряд книжицу и мячик, октябрята говорят: плоховатый мальчик.

Слайд 23

Если мальчик любит труд тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик.

Слайд 24

От вороны карапуз убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо.

Слайд 25

Этот, хоть и сам свершок , спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.

Слайд 26

Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха .

Слайд 27

Этот чистит валенки, моет сам калоши. Он хотя и маленький, но вполне хороший.

Слайд 28

Помни это каждый сын, знай любой ребенок: вырастет из сына свин , если сын - свиненок.

Слайд 29

Мальчик радостный пошел, и решила кроха: "Буду делать хорошо и не буду - плохо".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ

Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...