Предлагается в парах выполнить задания, отмеченные серым цветом на с. 34. 1. Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара? 2. Чем отличается поучение от рассказа? Что у них общего? – Давайте посмотрим сценку, которую приготовили вам ребята. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Инсценировка текста «Золотое правило» (с комментированием) Автор: Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил: – Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.) – Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?) Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности. Почему оно «золотое»? (Как мы решили?) Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?) «Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?) – Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? - Какие новые ценные качества человека, которые вы узнали на уроке, входят в «золотое правило нравственности»? (Справедливость и милосердие) - Как вы их понимаете? – А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34? – Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. (Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».) – Рассмотрим, что может произойти дальше. Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся. – Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя. – Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена? – Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти. – А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать? Работа с иллюстрацией на с. 35. – Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.) – Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать. – Согласитесь, что в жизни встречаются подобные ситуации, но люди часть теряются и ситуации остаются неразрешёнными. – А что написано об этом в тексте учебника? – Посмотрите на рисунок на с. 36. – Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением? – Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.) – К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек? – Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок? |