Проект урока по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ковалькова Наталья Николаевна

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Модуль: «Основы православной культуры»

Автор: А.В.Кураев

Форма: урок

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представления о добре и зле, как основных этических по-нятиях в православии; развивать коммуникативные компетенции учащихся и куль-туру выражения мысли; воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse.docx365.58 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №7» города Смоленска

                                                                   Разработала: учитель начальных  классов

                                                                  первой   квалификационной     категории

                                                                   Ковалькова    Наталья   Николаевна

г.Смоленск

2014г.

Пояснительная записка

Проект урока по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Модуль: «Основы православной культуры»

Автор: А.В.Кураев

Форма: урок

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представления о добре и зле, как основных этических по-нятиях в православии; развивать коммуникативные компетенции учащихся и куль-туру выражения мысли; воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.

Планируемый результат:

- учащиеся имеют четкое представление о понятиях «добро» и «зло»;

- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;

- ученики способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;

- умеют анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения;

-учащиеся способны осознанному совершению добродетельных поступков.

Оборудование:  учебник, мультимедийное оборудование, презентация.

На уроке используются следующие методы:

По источнику и характеру восприятия:

-Словесный (рассказ учителя, беседа, выступления детей)

-Наглядный (презентация, картины в учебнике)

Практический (работа с книгой, обобщение собственного опыта) по характеру познавательной деятельности:

-Объяснительно-иллюстративный

-Эвристический(частично-поисковый)

-Репродуктивный

Универсальные учебные действия:

Личностные результаты:

1.Осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе  усвоения ими понятий «добро» и «зло».

2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

3.Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понима-ния и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

4.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социаль-ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуа-ций.

5.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материаль-ным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

2.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

3.Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникаци-онных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

4.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

5.Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные УУД:

1.Учиться понимать необходимость использования практических заданий для открытия новых знаний и умений.

2.Находить необходимую информацию в учебнике, в дополнительной литературе.

3.Самостоятельно делать обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь слушать учителя, одноклассников, высказывать своё мнение.

2.Уметь вести познавательный диалог по теме урока, учиться коллективно анализировать ситуации и давать оценку увиденному и услышанному.

3.Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

4.Уметь применить полученный опыт в схожих жизненных ситуациях.

Предметные УУД:

1.Определить  «добро» и «зло» как этические понятия и как личностные качества.

2.Научить коллективно определять добродетельные качества человека, индивидуально находить и определять особенности добродетельных поступков.

3. Развивать желание у ребят делать бескорыстные поступки по отношению друг к другу и к людям вообще.

Ход урока

1.Организация начала урока

2.Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

Слайд 1

Учащиеся слушают стихотворение, смотрят слайд 1,определяют тему урока.

В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Учитель: Так о чём же мы будем сегодня беседовать? Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Ученики: Зачем творить добро?

Слайд 2

Учитель: Давайте посмотрим маленький фильм. Он называется «Круговорот добра». Слайд 3 (Фильм1)

Вопросы для учащихся: 1.Что вы увидели? 2.Какие поступки совершали люди?

3.Как другие люди отвечали им на их дела? 4.Как часто вы поступаете так же?

5.Какой вывод мы можем сделать?

Ученики формулируют золотое правило этики:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Слайд 4

Учитель: Этого правила придерживаются все добрые люди, и не только христиане. Разница лишь в том, что христиане верят в своего Бога и Спасителя Иисуса Христа, поэтому для свершения добрых дел у них есть свои особые причины. Наша задача сегодня на уроке разобраться, какие особые причины у христиан, для того, чтобы делать (творить) добро.

3.Усвоение новых знаний

Слайд 5( Фильм 2)

Вопросы для учащихся:1. Поделитесь своими мыслями, о чём вы подумали, когда услышали сказанное?2.Как люди живут по золотому правилу и божьим заповедям? 3.Может ли каждый человек жить так, как вы услышали?4. Как считают православные христиане, кто дал такие нам дары, как совесть, доброта, любовь?

Ученики: Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир, дал такие дары, как совесть, любовь, доброта. Он создал этот мир и любит своё творение.

Учитель: Что значит быть добрым? Какого человека называют добрым?

Ученики:
- Быть добрым – это значит приносить себя в жертву другим.
- Быть добрым – значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого. Ведь недаром Л. Толстой изрек: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» .
- Быть добрым – это делиться последним, что у тебя есть.
- Быть добрым – улыбаться людям, хотя в душе тебе очень плохо.
- Быть добрым – любить окружающий мир, приносить пользу людям.

4.Работа по учебнику

Ученики читают ученик стр.68. о том, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Вопросы для учащихся:

1.Что рассказывал Пётр о Христе?

2.Что произошло в Риме?

3.Кого встретил Пётр, когда решил покинуть Рим?

4.Почему он решил вернуться?

Ученики отвечают на эти вопросы и делают выводы: Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют  самоотверженность. В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

Святой- такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Слайд 6

5.Физкультминутка «Волшебный цветок добра»

Дети встают в круг, слегка вытянув руки вперед ладонями вверх, и закрывают глаза.

Слайд 7

 Учитель: Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет  вам радость. У вас появля-ются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело напол-няется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно ста-новится вашей душе…Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согреваю-щее душу настроение.

6.Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Ученик читает притчу о подлинной благодарности  Слайд 8

Один селянин гнал на мельницу осла, нагруженного зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому ос-тановился в недоумении перед своей бедой. Проезжал мимо какой-то богато одетый гос-подин, но селянин не посмел просить о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыг-нул с коляски, помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогав-шему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.

- Это не трудно, любезный, ответил проезжий. Когда вы кого-нибудь увидите в затруд-нительном положении, то вообразите, что это я ,и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это и будет подлинная благодарность…

Учащиеся делают следующий вывод:

Важно совершать добрые дела, не требуя благодарности в ответ. Это и будет подлинной благодарностью человеку, оказавшему вам помощь. Подлинная благодарность – это приумножение добра.

Учитель: Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Рим-ской империи, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне. Его распяли на «косом» кресте(Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошёл до Киевских гор и предсказал появление великого христианского народа.

  Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест изоб-

ражён на Военно-морском флаге Российской Федерации. Ещё его называют Андреевский

стяг.

Слайд 9

7.Закрепление изученного материала

Слайд 10

Учитель: давайте повторим всё то, что мы узнали сегодня на уроке и составим правила доброты.

Ученики:

1. Помогать людям.

2. Защищать слабых.

3. Делиться последним с ближним.

4. Не завидовать.

5. Радоваться  успехам  других.

6. Уметь прощать.

7. Не забывать благодарить.

Работа в группах по карточкам ( соединить предложения)

Пробуй  уступить, а не наступить.

Отдать, а не захватить.

Поделиться, а не спрятать.

Выслушать, а не кричать.

Склеить, а не разорвать.

8.Подведение итогов урока

Учитель: какие главные слова по  теме нашего сегодняшнего урока вы запомнили?

Ученики:

Добро. Внимательность к людям. Помощь. Отзывчивость .Вежливость. Верность.

Сердечность. Совестливость. Добрососедство. Доброжелательность. Любовь к людям.

Щедрость. Взаимовыручка. Уважение. Понимание . Улыбка. Радость за других.

9.Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

Учитель : прочитать в учебнике (стр.69) притчу о дикаре, нарисовать Андреевский флаг (в тетради), нарисовать сердечко и написать одно слово, связанное с понятием «добро», подарить его своему товарищу.

10.Рефлексия

Учитель  предлагает детям исполнить песню «Добротой сердец» .

Ученики поют песню.

Слайд 11(Фильм 3)

Литература

1.Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2014 год.

2.Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2014 год.

3.Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2014 год.

4.Будникова,В. «Добрым быть совсем не просто». Классный час для уч-ся 4-5 классов. // Воспитание школьников. – 2006. - № 8. – С. 20-25.

3.«Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности для уч-ся 4-6 классов // Классный руководитель. – 2009. - № 2. – С. 82-93.

4.Евстигнеева, М.В «Основные законы бесконфликтного существования».

5.Классный час для уч-ся 4-5 классов// Педсовет. – 2006. - № 11. – С. 8-10.

6.http://www.youtube.com/watch?v=8EDeY8Oehlk

7.http://www.youtube.com/watch?v=nTjD_hDX424.

8.http://www.youtube.com/watch?v=_unR_xzFmow&list=PLUW8v350wpiRgAVUUsCzwxDcQ6YciV8fS


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь дана на добрые дела

Слайд 2

Зачем творить добро?

Слайд 4

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Слайд 6

СВЯТОЙ САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

Слайд 7

Волшебный цветок добра

Слайд 8

Притча о подлинной благодарности

Слайд 10

Правила доброты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».

Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

В данной методической копилке можно найти примеры использования приёма "Фишбоун" на разных этапах уроков ОРКСЭ. К методической копилке прилагается Пояснительная записка....

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс, тема "Храмы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Дата: 24.01.2023Школа: №95Класс: 4-2Урок: 3Время:  9:50 – 10:30   Кабинет: 201 Студент: Дятлова В...