Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Манзебур Валентина Ивановна

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья"

Цель: формировать у учащихся представление о христианской семье.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;

- познакомить с таинством венчания.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.
Оборудование: Учебник А.В. Кураева «Основы духовно – нравственной культуры народов России»  «Основы православной культуры», 4 класс; рабочая тетрадь Г.А.Обернихина ОРКиСЭ «Основы православной культуры», 4 класс, текст притчи, цветок ромашки для каждого учащегося, слоганы для пословиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Манзебур Валентина Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья"

Цель: формировать у учащихся представление о христианской семье.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;

- познакомить с таинством венчания.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.
Оборудование: Учебник А.В. Кураева «Основы духовно – нравственной культуры народов России»  «Основы православной культуры», 4 класс; рабочая тетрадь Г.А.Обернихина ОРКиСЭ «Основы православной культуры», 4 класс, текст притчи, цветок ромашки для каждого учащегося, слоганы для пословиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

 «Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

 Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твое настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.»

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

- Послушаем одну притчу:

«Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского  дома, один из них сказал:

– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь.    Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы».

- Дайте оценку поступку детей.

- Найдите предложения, в которых выражена главная мысль притчи.

- Как можно озаглавить эту притчу?

- Как мы называем видимое проявление внутренних добрых свойств человека? (добродетель)

- Какие три христианские добродетели помогают в жизни? (вера, надежда, любовь)

III. Знакомство с темой урока.

- Ребята, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (ответы детей)

- Сегодня мы будем говорить о семье, о христианской семье.

- Как вы думаете, почему мы будем говорить именно о «христианской семье»?

- Тема нашего урока: «Христианская семья».

- Что бы вы хотели узнать по этой теме? (ответы детей)

- На уроке мы узнаем:

1. Какие ценности лежат в основе христианской семьи.

2. Что такое венчание.

3. Что означает обручальное кольцо.

IV. Работа над темой урока.

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)

У вас на столах лежат словари С.И.Ожегова. давайте найдём понятие слово семья (работа в паре)

 Семья – это…

1) Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

2) Малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.  

3) Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

4) Моя семья – моя крепость.

5) Семья – это связь поколений.  

- Прочитайте в учебнике с. 86 (1 абзац) определение слова семья.

(Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором, детей готовят ко времени их самостоятельного полёта).

- Запишите в своих тетрадях стр.98, задание 2, определение слова «семья»

- Для чего люди создают семьи? (ответы детей)

- Прочитайте 2-й абзац учебника. Какое слово ключевое? РАДОСТЬ
- С чего начинается создание семьи?

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, получали родительское благословление и венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.
- Обратимся к учебнику, прочитаем о венцах на  с. 86.
- Как вы думаете, ребята, что символизируют брачные венцы ?
• Царство
• Мученичество
• Награда
• Вечность
• Богатство
• Единство любви и испытаний
  Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. Надевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали.

  В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.

Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм.

Рассказ учащегося:

 «В 13 веке жил в городе Муроме князь по имени Пётр, и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что на земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.

Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии».

- Какой праздник в нашей стране посвящён семье? (ответы учащихся)

- С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Символом любви и верности стал скромный и красивый цветок ромашка.  (Песня Пётр и Феврония). Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». В самых бедных храмах, где не было специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде, чем принять решение о браке, надо взвесить меру своей любви. Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме обижают бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. Одна из заповедей гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Каково главное условие долголетия? (УВАЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра – близких и родных людей.

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы порой бываете. И все же, рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. А от нас требуется ПОСЛУШАНИЕ.  

- Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные ТРАДИЦИИ. Что такое семейные традиции?

- В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

- Какие традиции и праздники есть в вашей семье?

- Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень ёмкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной, крепкой и счастливой.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ И ПОЧЕТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ПОСЛУШАНИЕ ДЕТЕЙ, ТРУД КАЖДОГО В СЕМЬЕ, ТРАДИЦИИ...

- Семейная жизнь – это необыкновенный труд.

Вот слова апостола Павла: «Любовь всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит».

- Как вы понимаете их? (Рассуждения детей)

V. Работа в группах.

- Соберите пословицы о семье из слоганов. Объясните их смысл:

  1. В дружной семье и в холод тепло.
  2. В хорошей семье хорошие дети растут.
  3. Отца с матерью почитать — горя не знать.
  4. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
  5. Изба детьми весела.

 VI. Рефлексия.

- Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье? 

- Что такое венчание?

- Что означает обручальное кольцо?

-  Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья.

- А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

- Какие святые служат примером добродетели христианской семьи? (Пётр и Феврония)

У вас на столе ромашки. Давайте, попробуем «сплести» из них такой венок из добродетелей, чтобы брак был счастливым, а христианская семья крепкой. Запишите на лепестках, что наиболее ценно для христиан в семье? и чтобы вы пожелали своей семье. Обращаемся за помощью к учебнику на стр.87 (Предложения ребят) ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

VII. Подведение итогов урока.

- Скажите, ребята, о чём мы сегодня вели разговор?

- Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите своё тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

Мне хочется закончить урок словами.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга.

Обижать не давайте,

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!

На память я хочу Вам подарить «Памятки – Заповеди»

Памятка-Заповедь

1. Свято храни честь своей семьи.

2. Люби свою семью и делай ее лучше.

3. Будь внимательным и чутким, готовым всегда прийти на помощь членам своей семьи.

4.Дари родителям радость.

5.Умей приносить пользу своей семье.

VIII. Домашнее задание (по выбору):

1. Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

2. Составьте вместе с родителями генеалогическое древо вашей семьи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

  Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с  Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...