КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Федорова Елена Викторовна

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха;

 развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока,  извлечение информации из сплошного текста, развивать  умение вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 продолжить  формировать уважение к культурному наследию православия;

 содействовать в ходе урока воспитанию у обучающихся нравственных качеств, уважения к свободному выбору человека, ориентация в жизненном пространстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_monastyr.docx636.4 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока по основам православной культуры и светской этики

(модуль основы православной культуры)

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха;

 развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока,  извлечение информации из сплошного текста, развивать  умение вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 продолжить  формировать уважение к культурному наследию православия;

 содействовать в ходе урока воспитанию у обучающихся нравственных качеств, уважения к свободному выбору человека, ориентация в жизненном пространстве.  

Планируемые результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, умение отбирать главное, синтезировать, оценивать услышанное и увиденное, обобщать полученные знания;

Регулятивные: развитие навыка извлечения существенной информации из различных источников, прогнозирование предстоящей работы, выдвижение различных версий;

 Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной учебной задачей, выражать свои мысли в соответствии с возрастом полнотой и точностью, участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные: воспитание уважения к   русской православной культуре, уважения к свободному выбору человека.

Ведущие подходы к организации урока:

системно - деятельностный;

личностно - ориентированный;

информационно – коммуникативный

здоровьесберегающий

Приёмы и методы:

-словесные (рассказ учителя, беседа);

-наглядные (мультимедийная презентация);

-объяснительно-иллюстративный (работа с иллюстративным материалом);

- самостоятельные

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, мультимедийный  проектор, запись песни  М. Пляцковского» Если добрый ты…» из мультфильма «День рождения кота Леопольда», запись песни   «Монастырь»  на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова, презентация к уроку, рабочие листы урока,  набор терминов по теме урока, карточки  черты  характера человека, «Лесенка успеха», медали, интеллект-карта урока, учебник Основы православной культуры. 4–5 класс Кураев А.В..2012г.

        Ход урока        

1. Организационный момент.

1) Учитель: Добрый день! Пусть этот день будет для всех добрым! (звучит отрывок из песни  М. Пляцковского» Если добрый ты…» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»

2) Упражнение-настрой на добро:  Дети растирают свои ладошки до тепла, затем нежно сдувают  тепло со своих ладошек  соседу по парте и улыбаются друг другу.

3) Работа с пословицей: Знанье – не водица, в рот само не будет литься.  

Попробуйте обосновать, как данная пословица будет относиться к нашему уроку.

(Ответы детей: Чтобы получить новые знания, придётся потрудиться.)

2 .Актуализация опорных знаний

Задание 1.

Разгадать зашифрованные слова: МАРХ (храм), ОЛИТВАМ (молитва), КОНАИ (икона). Буква красного цвета является началом слова.  Выбираем правильное.

Задание 2.

Расшифровка понятий: из двух определений.

  -  книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождение Христа, как Он родился, жил и чему учил людей.

Храм

-  от слова «хоромы», Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.

- священное изображение, Бога, Божьей Матери, святых, имеющее религиозное значение.

Икона

- помещение в храме, которое огораживается от общего молельного зала иконостасом.

- целая стена из икон в храме.

Молитва

- обращение православных людей к Богу с мольбой.

Задание 3.  Оставшиеся определения читаем, вспоминаем,  о чём идёт речь.

Учитель: Мы с вами вспомнили ключевые понятия прошлых уроков по Основам православной культуры, можем поставить медаль на первую ступеньку «Лесенки успехов»

3. Постановка темы и цели урока

Посмотрите, пожалуйста, на ряд слайдов, прослушайте запись песни,  после просмотра попробуйте сформулировать тему нашего урока (слайд 3, 4,5,6)

         Кирилло-Белозерский монастырь                        Стены Новодевичьего монастыря в Москве


Учитель: Тема нашего урока – Монастырь. (слайд 7)

Вы, прекрасно справились с заданием - медаль на вторую ступеньку «Лесенки успехов».

- Откройте, пожалуйста, свои учебники на стр.80 и найдите урок № 25.

- Из раздела «Вы узнаете» определите для себя цели урока. (Ответы учеников)

- А, что вы знаете про монастыри ? (Высказывания учеников)

4. Изучение нового материала.

Учитель:  Монастырь – это мир необычный,  где свои правила и законы. Сюда приезжают люди,  для поклонения святыням, для очищения  своих душ. Кому-то нужен совет, как поступить в тяжелой жизненной ситуации, кто-то приехал за  исцелением от болезни. А некоторые остаются в монастыре, так как приняли решение связать свою жизнь с Богом, совершить  свой христианский подвиг – подвиг благочестия.

- Что же такое монастырь? Найдем ответ на вопрос в толковом словаре.

(Работа с толковым словарем, обучающиеся находят определение понятия и зачитывают вслух)

 Вот как на этот вопрос отвечает словарь Ожегова (слайд 8)

Запишем определение понятия монастырь в тетрадь.

 Сейчас вам предстоит работа в группах.

Прочитайте текст на с.80-82 до слов (в чем смысл жизни монахов)  и подготовьте ответы на вопросы  из  рабочих карт, распределив, кто на какой вопрос будет отвечать.

- Кто живет в монастырях?

 - Кто такие монахи?  

 - Когда появились первые монахи?

 (Ответы учеников: монахи, иноки, послушники; первые христианские монахи появились в конце III в. от Рождества Христова ).

Учитель:  Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию решил жить без семьи. (слайд 9)

- Что такое призвание?

( Работа  в толковом словаре, ответы учеников)

Учитель:  Призвание  – внутреннее влечение к какому - нибудь  делу, профессии , это неповторимость человека в этом мире. Призвание – это  смысл  в жизни человека.

Каждый  человек удивителен и неповторим в нашем мире, очень важно   знать и понимать это, чтобы не оставить без внимания в этой жизни  самого себя и свой потенциал.

Многие люди нашли свое  призвание:  доктор и модельер,  ученый и военный актер и спортсмен.

- Вы хотели бы найти свое призвание?

(Ответы учеников)

-  Источник счастья - найти свое призвание.

Сегодня мы будем говорить о тех,  у кого появилось  необычное для нас светских  людей призвание –  всегда быть только с Богом. Это монахи и монахини.

- Запишем в тетрадь понятие монах (монахиня) и определение этого понятия

с греческого языка слово «монах»?  (одинокий)

монахов называли «иноками»? (инок – иной)

Учитель:   Как вы считаете, сможем  ли мы по внешнему виду отличить обычных мирян от монахов?

 Как одеваются монахи и монахини?

(Ответы  учеников).

- Да, ребята, одежда у монахов особая. На голове  монашеский убор черного цвета в виде цилиндра, слегка расширенного кверху с тремя широкими лентами, спускающимися на спину -  монашеский клобук.  Повседневное одеяние монахов – это подрясник и ряса . Особое одеяние, характерное только для монахов – мантия -   длинная до земли, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, покрывает  собой подрясник и рясу.

В руках монахов  четки - это замкнутая нить, состоящая из ста «зерен» которые они неторопливо перебирают, тихо читая  молитвы. (слайд 10)

- Как вы думаете, чем занимаются  монахи в монастыре?

(Ответы учеников).

Учитель:  «Трудись и молись»- это основное   жизненное  правило монахов. Монастырь просыпается очень рано, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания:  работают на полях, в садах, на  монастырской кухне,  ремонтируют здания монастыря. (слайд 10)

- Как вы считаете легко или трудно стать монахом?

Выскажите свое мнение. (Высказывания учеников)

- Как становятся монахами?  

  Что такое послушание?

- Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

Пользуясь учебником стр.81-82 , найдем ответы на данные вопросы.

( Работа с учебником, ответы учеников)

- Послушание (Означает, что человек принимает очень серьезное мужественное решение, чтобы понять, что это не каприз, того кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто прожить при монастыре послушником.)

- Монашеские обеты  (Обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей)

- Постриг монаха  (означает, он сам, свободно отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. С него и в самом деле состригают несколько прядей волос.)

- Новое имя  (Для человека начинается совсем другая жизнь, поэтому при постриге он получает новое имя.) (слайд 11)

Помещения в монастыре имеют особые названия:

- Помещение, в котором живет монах - называется келья. (слайд12 )

-Помещение, где монахи принимают пищу - называется трапезная. (слайд 13)

5. Релаксация

 Упражнение «Теплый дождь» Дети становятся в круг, протягивают ладошки вверх «ловят капли дождя», затем делятся теплыми дождевыми каплями, говоря друг другу слова, от которых становится тепло на душе.

Учитель:

- Как вы думаете,  какие черты характера воспитывает монастырь?

Если сложно ответить на вопрос, выберите черты характера для ответа из предложенных на карточках.

(Карточки: терпение, твердость,  смирение, милосердие, доброта,  любовь  друг к  другу, выносливость).

- А какие черты характера  мы хотим видеть в людях, которые нас окружают ?(Ответы)

Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

Какой мы можем сделать вывод?

 В людях, живущих в светском мире, мы тоже ценим такие же черты характера, но не всегда у нас получается быть безупречными. Светские люди часто ссорятся по пустякам, завидуют друг другу, обижаются, злословят, гневаются, осуждают.  В монастырской жизни все совсем по - другому.

-Найдем и прочитаем на стр.82 рубрику «Это интересно».

Оказалась ли для вас эта рубрика действительно интересной?

Вы ожидали, что конфликт закончится таким образом?

 (Высказывания обучающихся)

-  Вот какие особенные люди – монахи.  Спокойно выслушивают, что им говорят, любят и прощают.  Прощение – есть величайший дар.  Для нас, мирских людей,  такие качества  тоже важны и ценны.

Монах Симеон Афонский сказал: «…В любой ссоре, как бы далеко она ни зашла, лучше остановиться и попросить прощения. В дурных поступках, сколько бы ты их не совершал, лучше остановиться и раскаяться…»

Чтобы быть бесстрастным, т.е. свободным от  действия греховных страстей, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты: обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).

6.  Закрепление изученного.

Учитель:

- Давайте закрепим, изученный материал.  Для этого составим кластер «Монастырь».

(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в интеллект - карте урока; один ученик  прикрепляет  кластер на доске).

7. Подведение итогов урока.

- Назовите ключевые слова урока. (Монах, монашеский постриг, обет,  призвание, послушание, … )  Медаль на ступеньку.

8. Рефлексия

Ответить не задумываясь: «Я узнал…»

«Я расскажу дома…»

«Мне понравилось…»

«Я хочу сказать спасибо…

Учитель:  Я хочу  сказать вам спасибо за работу на уроке и подарить  притчу,  послушайте её. (слайд 16)

Притча о мальчике, который верил в чудеса

          Мальчику нравилось читать сказки о добре и о чудесах. Он  очень  любил их,  и верил во всё, что там было написано поэтому,  он искал чудеса и в жизни, но не как не мог найти ничего подобного, что было написано в его любимых сказках. Чувствуя разочарование, он спросил свою маму: «Правильно ли он поступает, что верит в чудеса?  Или в жизни на самом деле не бывает никаких чудес?»

        «Дорогой, мой мальчик, - с любовью ответила ему мама, - если ты будешь расти добрым, хорошим человеком, то все чудеса в твоей жизни обязательно сбудутся. Запомни ,мой мальчик, что чудес в жизни не ищут, - к добрым людям, они приходят сами».

9. Д.З. стр. 80-83, узнать о монастырях Смоленска и Смоленской области, подготовить сообщение.

Список литературы:

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4–5 класс/ Просвещение 2010.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Издательство "Азъ", 1992.
  3. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        Класс - 4 Тема и номер ...

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...