Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Задорина Ангелина Александровна

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya_statya.docx32.95 КБ
Файл religiya_zadorina_a.a.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура» Красносельского района

Санкт-Петербурга

Внеурочное занятие

 по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль: «Основы православной культуры»)

Тема:  Доброта и милосердие

        

Задорина Ангелина Александровна

 учитель начальных классов

                                                                       

Санкт-Петербург

2019 год

Тема: Доброта и милосердие

Цель: Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;

- раскрыть христианское значение слова «ближний».

Развивающие:

-понять суть христианского отношения к ближнему;

- осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.

Воспитывающие:

-усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех в отношении кого они делаются.

Психологические:

- создать обстановку доброжелательности, доверительности.

Планируемые результаты (УУД):

  1. Предметные:

- формирование на базе имеющейся информации правильного представления о милосердии.

2.  Личностные:

- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим.

3.  Метапредметные:

а)Регулятивные:

- умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, оценивать).

б) Познавательные:

- выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, построение цепи логических рассуждений.

в) Коммуникативные:

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов,

развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся аргументированно доказывают, что этические (нравственные) качества такие как: доброта, гуманность, человечность, милосердие сегодня также необходимы, и без которых человек не может называться человеком.

Средства обучения:

- Визуальные:наглядно-иллюстративный материал (на доске жёлтая серединка от «Ромашки счастья», у каждого ребёнка лепесток для будущей «Ромашки счастья», карточки для работы в группах, листы формата А4, фломастеры).

- Аудиальные: компьютер, мультимедийный проектор.

- Технология обучения:КТД, развитие через решение поставленной задачи.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Тренинг «Улыбка»

Возьмитесь за руки, образуйте круг, улыбнитесь соседу слева, по-доброму улыбнитесь, так как бы хотели, чтобы улыбнулись вам.

Я думаю, вы зарядились положительными эмоциями. Предлагаю вам открыть свои ладони и сердца для коллективного творчества и общения.Ведь именно этот жест означает доброе отношение к людям.

  1. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

Чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю послушать два стихотворения:

(слайд 2)

НИЩИЙ

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

  Я.П. Полонский

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлебы он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

                               М.Ю. Лермонтов

 - Одинаковы ли по смыслу стихотворения?

-Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях? (в одном – милосердие, в другом – жестокосердие).

-Как вы понимаете значение слова «милосердие»? (милое сердце, доброта, сострадание, любовь, сочувствие).

-А вот как трактуется это слово в словаре С.И.Ожегова:

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

-Это одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

-Я приглашаю вас к разговору о доброте, милосердии, сострадании.

  1. Основная часть.

-Что же такое милосердие? (слайд 3)

-Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Готовность и сострадание оказать помощь тому, кто в ней нуждается – называется МИЛОСЕРДИЕ.

-Кто же такой милосердный человек? (у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим).

Игра «Солнышко любви»

-Нарисуйте солнышко любви и по его лучам пересчитайте, кого вы любите. (после того, как участники нарисуют солнышко, сказать им: «У вас разное количество лучиков, это тоже одно из качеств милосердия»).

-Милосердный человек должен обладать определенными нравственными качествами личности. Я предлагаю вам сходить на «Ярмарку достоинств».

(слайд  4)

(работа в группе)

В этой маленькой корзине

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая не спеши,

Бери, что важно для души.

(в корзине человеколюбие, сопереживание, отзывчивость, сострадание, щедрость, терпение, корысть, жадность, ненависть, чуткость, эгоизм, уважение и т.д. Дети выбирают, объясняют, почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек).

-Конечно, ребята, человек, который обладает такими положительными качествами личности, будет всегда готов прийти на помощь, проявить милосердие.

(слайд 5)

-К кому мы должны относиться с милосердием? (к пожилым людям, к младшим, к больным, к близким).

-А кто по вашему мнению «близкий человек»?

-Однажды Иисуса Христа спросили:какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку.

(слайд 6)«Люби ближнего как самого себя».

(слайд 7, 8)– И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

Милосердный самарянин.

   На одного человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?... А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

   Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему, как к своему ближнему.

-Кого же христиане называют ближним?

Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(слайд 9, 10)

-Одно из дел милосердия – милостыня.

Милостыня – это благотворение нуждающимся (помощь другому человеку из жалости к нему).

-Что говорил Иисус Христос о милостыне? «Всякому просящему у тебя - дай».

-Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий её? – Милостыня – это как встреча двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подаёт «Во имя Христово».

 «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».

Дорога милостыня в скудости.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Не каждому человеку Бог даёт материальное богатство, как в таком случае можно оказать помощь ближнему? (Помогать своим трудом, услугами, вниманием. Научить кого-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Подать духовную милостыню – добрый взгляд, одобрительная улыбка, вскользь сказанное доброе слово. Каждый человек, каким бы он ни был, ждёт от вас понимания и уважения).

-Назовите антоним к слову «милосердие» (жестокосердие).

(слайд 11)

-В наше время, наша жизнь вокруг нас бывает жестокой и страшной. В России много сирот, многие люди живут в бедности, не имеют работы. Алкоголизм, наркомания… И очень много жестоких людей.

-Как теперь жить? В страхе спрятаться дома? Или самому стать жестоким? (Надо любить мир, всё живое.Приносить свой вклад в дела милосердия).

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки).

-Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия.

(слайд 12) Человек может научиться милосердию, совершая дела милосердия (ухаживать  за больными или младшими, за животными, бескорыстно предлагать свою помощь).

- Эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.

- А что делается в нашей школе, чтобы помочь нуждающимся? Формы этой помощи могут быть очень разнообразными (рассказы детей):

В декабре в нашей школе ежегодно проходит акция «Тёплая снежинка». Мы пишем тёплые письма и поздравления с Новым Годом солдатам, которые служат в «горячих точках». Участвуем в проекте «Поможем детям». Это сотрудничество с детским садом, где находятся малыши с ограниченными возможностями. И воинам, и детям были собраны вещи, книги, игрушки, продукты и прочее.

- А что может сделать каждый из вас, чтобы люди, окружающие вас, были счастливы?

Игра «Ромашка счастья».

Каждый на своём лепестке должен написать то доброе дело, которое он сделает в ближайшем будущем. Лепесток прикрепить магнитиком к серединке «Ромашки счастья» на доске.

-Будьте внимательны, вдруг кому-то нужна ваша помощь. Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся. Самая глубокая искренняя доброта всегда бескорыстна. Она – родник жизни.

- Мы можем написать огромный плакат: «Будьте добрыми!», и все станут добрыми? (ответы детей).

-Как научиться этому?

1. Проявлять усердие в добрых делах.

2. Не ждать похвалы за сделанное доброе дело.

3. Не впускать в сердце высокомерие, гордыню.

4. Молиться.

-Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, ведь доброе слово может спасти человеку жизнь, а когда вспоминаешь, то бывает поздно.

  1. Итог занятия

- Как вы понимаете пословицу: «Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там»?

V.   Рефлексия

- Занятие подходит к концу и хочется услышать, что нового вы сегодня узнали, какие выводы сделали?

- Продолжите фразу:

-Я сегодня узнал…..

-Я хочу делать…..

- Мне было…..

- Спасибо, ребята, за занятие. Я желаю вам жить среди милосердных людей  и быть, а не казаться милосердными.

(слайд 13)

У милосердия порою много лиц…

И странно видеть в чём оно одето…

Но, главное ведь в нём не это,

А удивительно, что нет ему границ!

Литература:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь рус.яз; 2 изд. – М.,2002.
  2. Кузнецова Л.В. Гармонического развитие личности младших школьников: Кн. для учителя – М. Просвещение,1988.
  3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности:Кл.рук. 2001, №6.
  4. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.Просвещение, 1996.
  5. Жизнь дана на добрые дела. Метод. Рекомендации по проведению Уроков доброты /Под ред. И.В. Скворцовой – Ульяновск, УИ ПКРО,2007.

http://ulprof.ru/attfiles/dobr.doc

  1. Панова О.В. Урок благотворительности для учащихся 7-11 лет. Тема: «Дорогою добра» http://www.blago-samara.ru//files/panova.pdf


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброта и милосердие Никто не имеет права обижать других

Слайд 2

Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский Н И Щ И Й У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М. Ю. Лермонтов

Слайд 3

Милосерден тот, кто готов помочь в любую минуту.

Слайд 4

В этой маленькой корзине Много качеств разных есть Всех их нам не перечесть Выбирая не спеши Бери, что важно для души.

Слайд 5

К кому мы должны относиться милосердно?

Слайд 7

Поделись душевной теплотой – тогда мир поделиться с тобой.

Слайд 10

Милостыня – как встреча двух рук, одна – просьба, другая – подаяние.

Слайд 11

Жестокосердие жестокосердие

Слайд 12

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям. Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете. Защищайте девочек, маленьких детей. Не допускайте грубости. Старайтесь во всем помочь ближним. Будьте добрым и милосердным человеком!

Слайд 13

У милосердия порою много лиц… И странно видеть в чем оно одето… Но, главное ведь в нем не это, А удивительно, что нет ему границ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

  Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"

Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...