Главные вкладки

    Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
    рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

    Макаенко Ирина Анатольевна

    Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon progr._po_ork._4_kl.doc93.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 8

    с углубленным изучением отдельных предметов»
    г. Назарово Красноярского края

    662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

    тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

    E-mail:school8zavuch@mail.

    Принято                                               Согласовано

    школьным                                             заместителем директора

    методическим                                       по УВР

    объединением

    «   » августа 2015г.                            «_____ » ____________ 2015 г.

    Протокол № 1

                                            Утверждено.

                       Приказ № __139____ от «   31  »  августа 2015 г.

     ПРОГРАММА

    по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

    модуль ««Основы православной культуры»

    ДЛЯ 4 КЛАССА

    НА 2015/ 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

    (Основы православной культуры учебное пособие для 4 класса,  

    - Москва: Издательство «Просвещение»,

    Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

    Разработчик  программы:

    учитель начальных классов

    Макаенко Ирина Анатольевна,

     первая квалификационная категория, педстаж  25лет

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» составлена на основе

    1.   Требований ФГОС НОО.

    2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение.

    3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—4-е изд., перераб. — М. Просвещение.

    4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

    5. Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального   общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  РФ.

    Цель комплексного учебного курса:

    формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

            Основной принцип, заложенный в содержании курса - общность в многообразии, многоединство, поликультурность.

    Курс служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников:

    - дополняет обществоведческие аспекты  предмета «Окружающий мир» в нач. школе

    - предваряет изучение предмета «История» в 5 классе.

    Цель модуля «Основы православной культуры»: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, знают о своем духовном наследии, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан. 

    ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РУЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА

    Предметные результаты:

    - проявляет готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    - знает основные понятия и традиции православной культуры;

    - имеет представление об истории возникновения православной культуры, её роли в истории и современности России;

    - поступает согласно своей совести;

    - соотносит нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

    - осознаёт  ценности человеческой жизни.

    Личностные универсальные учебные действия

    - испытывает чувство гордости за свою Родину;

    - относится с  доверием и уважением к истории и культуре всех народов;

    - проявляет самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - проявляет в общении доброжелательность и отзывчивость; способен регулировать свои эмоции;

    - бережно относится к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия

    •  сохраняет учебную задачу;
    • принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществляет  пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
    • вносит  необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

    - адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

    -  принимает роль в учебном сотрудничестве;

    • выполняет  учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
    • находит  несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, классом;
    • на основе результатов решения практических задач делает  теоретические выводы о свойствах изучаемых  объектов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
    • -  самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения  учебных действий;
    • -  вносит необходимые коррективы в  учебные действия.

    Познавательные  универсальные учебные действия

     - пользуется знаками, символами, таблицами, моделями, схемами;

    • строит  сообщения в устной форме;
    • находит в тексте ответ на заданный вопрос;

    - воспринимает смысл познавательного текста;

    - анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщает;

    - проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

    • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • подводит  анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

    - проводит  аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    • осуществляет  поиск нужного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
    • строит  небольшие сообщения в устной и письменной форме;
    • выделяет  информацию из сообщений разных видов  в соответствии с учебной задачей;
    • проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;
    • понимает  структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    • выбирает  адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
    • воспринимает другое мнение и позицию;
    • формулирует  собственное мнение и позицию;
    • договаривается, приходит к общему решению;
    • строит  понятные для партнера высказывания;
    • задаёт  вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
    • строит монологическое высказывание;
    • ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывает другое мнение и позицию;
    • договаривается, приходит  к общему решению;
    • контролирует  действия партнера: оценивает качество, последовательность действий, выполняемых партнером;
    • адекватно использует  средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

    - осуществляет  взаимоконтроль.

    На реализацию программы курса в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 34  часа (34 недели по 1 часу в неделю).

    Тематическое планирование курса  «Основы православной культуры»

    № темы

    Тема

    Количество часов

    Внеурочная работа

     1 ЧЕТВЕРТЬ

    I

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

    1

    1.

    Россия  - наша Родина.

    1

    II

    Основы православной культуры.

    28

        2.

    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  

    Культура и религия.

    1

    3.

    Священное Писание.

    1

    4.

    Священное Писание и Священное Предание.

    1

    5.

    Во что верят православные христиане.

    1

    6.

    Что говорит о Боге  и мире православная  культура.

    1

    7.

    Что говорит о человеке православная культура.

    1

    8.

    Христианское учение о спасении.

    1

    9.

    Добро и зло в православной традиции.

    1

     2     ЧЕТВЕРТЬ

         10.

    Христианская этика. Заповеди блаженства.

    1

         11.

    Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

    1

         12.

    Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

    1

         13.

    Христианская этика. Долг и ответственность.

    Милосердие и сострадание.

    1

         14.

    Спаситель. Жертвенная любовь.

    1

      15.

    Спаситель. Победа над смертью.

    1

         16.

    Творческие работы учащихся.

    1

         17.

    Подведение итогов.

    1

       3 ЧЕТВЕРТЬ

         18.

    Православие в России.

    1

         19.

    Православный храм.  

    1

    Посещение православного храма

         20.

    Православный храм  и другие святыни.

    1

    Экскурсия в православный храм

         21.

    Православные Таинства. Символический язык православной культуры.

    1

    22.

    Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

    2

    Посещение православного храма или музея

    23.

    Православный календарь, его символическое значение.

    1

    24.

    Православный календарь. Почитание святых.

    3

     4 ЧЕТВЕРТЬ

    25.

    Православный календарь. Праздники.

    1

    26.

    Христианская семья и ее ценности.

    1

    III

    Духовные традиции многонационального народа России

    5

    27.

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    1

    28.

    Подготовка творческих проектов

    1

    29.

    Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

    1

    30.

    Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

    1

    31.

    Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

    1

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

    Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
    • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
    • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор,  экспозиционный экран );
    •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер.;
    • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
    • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
    • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
    • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    Бородина А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Православие – культурообразующая религия России, РУССКОЕ СЛОВО;

    Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России, Основы православной культуры, ДРОФА;

    Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, ПРОСВЕЩЕНИЕ

    • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

    Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...

    Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

    «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

    Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» "Основы православной культуры."

    Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:1. ФГОС начального общего образования (утверж...

    Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  госуда...

    Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

    Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» основы православной культуры

    Методическая разработка с презентацией для 4 класса по модулю ОПК: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ...

    . «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

    Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...