Главные вкладки

    Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
    рабочая программа по орксэ (4 класс)

    Соловьёва Оксана Владимировна

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  государственным стандартом начального общего образования на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2016. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

    в 4 классе

                                                         

    2018г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  государственным стандартом начального общего образования на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2016.  

    Место предмета в базисном учебном плане

     Согласно  учебному плану на  изучение «Основ религиозных культур и светской этики»  отводится 34ч (1 ч.  в неделю.) 


    Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

    № темы

    Наименование разделов

    Кол-во часов по программе

    Планируемое количество часов учителем

    Контроль

    Примечание

    1

    Введение в православную духовную традицию

    17

    17

    2

    Православие в России

    17

    16+1

    Годовая  промежуточная  аттестация

    1 час на промежуточный контроль

    Итого:

    34

    34


    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    Требования к личностным результатам:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
    • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
    • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
    • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
    • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


    Содержание учебного предмета

    № п/п

    Наименова

    ние раздела/темы

    Количество часов

    Содержание

    Планируемые результаты

    обучения

    1.

    Введение в православную духовную традицию

    17

       Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

       Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

       Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

       Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

       Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

       Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

       Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

       Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

       Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

       Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

       Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

       Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

       Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

       Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

       Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

       Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

       Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

    Личностные:

    нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина

    Предметные:

    Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

    Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства.

    Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

    Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

    Знать:  Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

    Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом

    Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

    Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

    Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

    Что такое Откровение Божие.

    Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – 6христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

    Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

    Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

    Метапредметные:

    Регулятивные :

    учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные:

    выполнение действий по алгоритму.

    Коммуникативные:  

    выражение своих мыслей.

    2

    Православие в России

    17

    Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

       Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

       Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

       Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

       Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

       Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

       Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

       Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

       Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.Какую ответственность несет человек за сохранение  природы.

       Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

       Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

       Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

       Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

       Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

       Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

    Личностные:

    нравственно-эстетическое оценивание

     Предметные:

    Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

    Узнать: что такое Церковь и крещение.

    Как Русь стала христианской страной.

    . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

    Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

    Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

    Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

    Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

    Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

    Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

    Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

    Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

    Метапредметные:

    Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера 

    Календарно - тематическое планирование

    п/п

    Наименование

    разделов и тем

    Кол-во часов

    Вид контроля

    Дата проведения занятий

    Планируем.

    Фактич

    1

    Введение в православную духовную традицию

    17

    1/

    Россия – наша Родина

    1

    2/

    Культура и религия

    1

    3/

    Человек и Бог в православии

    1

    4/

    Православная молитва

    1

    5/

    Библия и Евангелие

    1

    6/

    Проповедь Христа

    1

    7/

    Христос и Его крест

    1

    8/

    Пасха

    1

    9/

    Православное учение о человеке

    1

    10/

    Совесть и раскаяние

    1

    11/

    Заповеди

    1

    12/

    Милосердие и сострадание

    1

    13/

    Золотое правило этики

    1

    14/

    Храм

    1

    15/

    Икона

    1

    16/

    Творческие работы учащихся

    1

    17/

    Подведение итогов

    1

    2

    Православие в России

    17

    18/

    Как христианство пришло на Русь

    1

    19/

    Подвиг

    1

    20/

    Заповеди блаженств

    1

    21/

    Зачем творить добро?

    1

    22/

    Чудо в жизни христианина

    1

    23/

    Православие о Божием суде

    1

    24/

    Таинство Причастия

    1

    25/

    Монастырь

    1

    26/

    Отношение христианина к природе

    1

    27/

    Христианская семья

    1

    28/

    Защита Отечества

    1

    29/

    Христианин в труде

    1

    30/

    Любовь и уважение к Отечеству

    1

    31/

    Подготовка творческих проектов учащихся

    1

    32/

    Промежуточная аттестация. Выступление учащихся  со своими творческими работами

    1

    Итоговая промежуточная аттестация

    33/

    Выступление учащихся  со своими творческими работами

    1

    34/

    Презентация творческих проектов

    1

    Итого

    34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу: «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» 4 класс

    Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» 4 класс...

    Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

    Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...

    Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"

    Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...

    Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

    Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

    Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

    Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

    «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» основы православной культуры

    Методическая разработка с презентацией для 4 класса по модулю ОПК: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ...